Методические рекомендации и пособия "В помощь педагогам"
методическая разработка на тему
В данном разделе содержатся методически разработки и рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации педагогической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В помощь педагогам
Приложение 3
Примерные требования к содержанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
- Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
- Определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- Направленностям дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-экономической, естественно -научной и др.)
- Современным образовательным технологиям, которые отражены в:
- принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
- формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей);
- средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направленно на:
- Создание условий для развития личности ребенка;
- Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- Приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям;
- Профилактику асоциального поведения;
- Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- Укрепление психического и физического здоровья;
- Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Предварительный просмотр:
В помощь педагогам
Приложение 2
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Оформление и содержание структурных элементов программы
- Титульный лист включает:
- Наименование образовательного учреждения;
- Где, когда утверждена программа;
- Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- Возраст детей, на которых рассчитана программа;
- Срок реализации программы;
- Ф.И.О., должность автора(авторов) программы;
- Название города, населенного пункта;
- Год разработки программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
- Направленность программы;
- Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- Цель и задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные);
- Отличительные особенности данной программы от уже существующих;
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
- Сроки реализации программы(продолжительность образовательного процесса, этапы);
- Формы и режим занятий;
- Ожидаемые результаты и способы их проверки;
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
3. Учебно-тематический план программы включает:
- Перечень разделов, тем;
- Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4.Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается:
- Через краткое описание наполняемости тем (теория и практика).
5.Методическое обеспечение программы включает в себя описание:
- Форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
- Приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- Форм поведения итогов по каждой теме или разделу.
- Методическое сопровождение учебной работы педагога (методика контроля усвоения учащимися учебного материала, методика диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся).
6. Учебно - методический комплекс включает перечень и описание:
- Учебные и методические пособия
- Материалы из опыта работы педагога (дидактические материалы, методические разработки, конспекты открытых занятий, тексты презентаций программы, икт и тд)
- Список оборудования и материалов, необходимых для занятий.
7.Список литературы.
- Список литературы для педагога;
- Список литературы для детей и родителей.
8.Приложение
- Мониторинговые материалы;
- Конспекты занятий;
- Инструкционные карты, дидактические разработки;
Приложение может быть включено в структуру программы, но может являться самостоятельным документом для работы.
Предварительный просмотр:
В помощь педагогам
Приложение 1
Виды учебной документации
в учреждении дополнительного образования
Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса.
К основной учебной документации относятся:
- образовательная программа;
- календарно-тематические планы;
- сведения об учащихся (картотека), заявления родителей, ксерокопии документов (свидетельство о рождении, паспорт);
- сведения о наполняемости учебных групп (списки по группам, с отслеживанием выбывших и прибывших);
- расписание занятий по группам (для первого года обучения комплектование в течении двух недель , второй и следующие года обучения - до 1 сентября учебного года);
- журналы учета работы;
- справки о состоянии здоровья воспитанников (для объединений спортивной, хореографической, военно – патриотической направленности);
В деятельности педагога дополнительного образования эта документация имеет первостепенное значение и должна предшествовать началу образовательного процесса.
Дополнительная учебная документация востребована на определенном этапе образовательного процесса.
В ходе реализации образовательной программы педагогами дополнительного образования широко используется диагностический и исследовательский аппарат:
- диагностические материалы (тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации);
- индивидуальные дневники наблюдений, обеспечивающие непрерывный мониторинг процесса личностного развития обучающихся (портфолио);
- отчеты педагога по организации образовательного процесса за полугодие, учебный год;
- журналы инструктажа по технике безопасности ( с личной подписью для обучающихся старше 14 лет);
- план воспитательных мероприятий;
- план работы с родителями.
По дополнительным программам разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, рассчитанные на обучение одаренных детей или детей с ограниченными физическими возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками.
Буклет содержит методические рекомендации для воспитателей, социальных педагогов, социальных работников приюта для установления благоприятных взаимоотношений с детьми и подростками находящимися в труд...
Методические рекомендации по организации участия педагогов дополнительного образования в конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»
Следуя этим рекомендациям, педгоги МБОУ ДОД ДДТ успешно участвуют в краевых педагогических конкурсах, занимая призовые места....
Методическая копилка или в помощь педагогу
Порой не легко поставить готовить урок, особенно в рамках новых стандартов ФГОС. Надеюсь этот материал поможет педагогам.Моя методическая копилка:1. Цели, ориентированные на развитие личности обучающе...
Методические рекомендации для воспитателей и педагогов дополнительного образования по озеленению
Тема: Подготовка к самостоятельной работе воспитанников с ограниченными возможностями на занятиях сельскохозяйственного труда. Содержание:Актуальность.Условия, необходимые для теоретической части...
Методические рекомендации по эффективной работе педагогов-воспитателей в системе LMS «ШКОЛА»
В презентации описываются приемы эффективной работы воспитателей в системе LMS Школа....
Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей
Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей...
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей"
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендациик пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей"...