Методические рекомендации к пособию "Нескучная артикуляционная гимнастика"
методическая разработка

Колесникова Марина Викторовна

Предложенные пособия разработаны автором на основе систематизации материалов с целью повышения интереса обучающихся к проведению артикуляционной гимнастики.

Опора на зрительный и смысловой образ помогает превратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру, сказку.

Упражнения отобраны с учетом онтогенетического принципа появления звуков в речи ребенка и строго с учетом нарушенных звуков.

Краткое описание артикуляционных упражнений, которые вам встретятся.

Цель - повышение компетентности педагогов и родителей в процессе различных форм активного общения по освоению опыта работы.

Задачи:

  • Представить педагогический опыт по использованию нетрадиционных форм работы и авторских приемов при выполнении артикуляционной гимнастики в работе по преодолению речевых нарушений у обучающихся.
  • Популяризация нетрадиционных форм и приемов работы при выполнении артикуляционной гимнастики с обучающимися.
  • Мотивация педагогов (родителей) на применение игровых форм проведения артикуляционной гимнастики в своей педагогической или совместной с детьми деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к авторскому пособию

 «Нескучная артикуляционная гимнастика»

Предложенные пособия разработаны автором на основе

систематизации материалов с целью повышения интереса обучающихся к         проведению артикуляционной гимнастики.

Опора на зрительный и смысловой образ помогает превратить артикуляционную гимнастику в увлекательную игру, сказку.

Упражнения отобраны с учетом онтогенетического принципа появления звуков в речи ребенка и строго с учетом нарушенных звуков.

Краткое описание артикуляционных упражнений, которые вам встретятся.

Цель - повышение компетентности педагогов и родителей в процессе различных форм активного общения по освоению опыта работы.

Задачи:

  • Представить педагогический опыт по использованию нетрадиционных форм работы и авторских приемов при выполнении артикуляционной гимнастики в работе по преодолению речевых нарушений у обучающихся.
  • Популяризация нетрадиционных форм и приемов работы при выполнении артикуляционной гимнастики с обучающимися.
  • Мотивация педагогов (родителей) на применение игровых форм проведения артикуляционной гимнастики в своей педагогической или совместной с детьми деятельности.

Артикуляционные упражнения делятся на:статические упражнения, цель которых – создание и удержание определенной позы (удержание ее под счет 1 – 5 и более), в дальнейшем это будет основой, фундаментом уклада звука, и динамические упражнения, их целью является движение, смена поз артикуляционных органов.

Статические упражнения для губ:

«Бегемотики» - широко открыть рот, как при произношении звука «А». «Трубочка» («Слоненок») – губы вытянуть трубочкой вперед и удержать.

«Улыбочка» («Лягушки») – губы растянуть в улыбке.

«Заборчик» - сомкнуть зубы и широко улыбнуться губами.

Для языка:

«Блинчик» («Лопаточка») – расслабленный широкий язык лежит на нижних зубах и губе.

«Желобок» - язык широкий, боковые края поднять вверх и подуть в получившуюся трубочку. 

«Парус» - рот широко открыт, язык поднять вверх и зацепиться его острым кончиком за верхние зубы.

«Чашечка» - широкий язык сбоку и спереди поднять кверху, образуя углубление и удержать под счет. 

Динамические упражнения для губ:

Попеременно: «Бегемотики», «Трубочка» («Слоненок»),  «Улыбочка» («Лягушки»).

 Для языка:

«Змейка» - узкий, напряженный язычок сильно вытащить, затем спрятать вглубь ротовой полости («в домик»).

«Чистим зубки вверху (внизу)» - острым кончиком языка делать движения вверх – вниз по передним верхним (нижним) зубам.  

«Качели» - узкий язык поднимать вверх к носу, опускать вниз к подбородку.  

«Часики» - высунуть острый язычок и делать движения им вправо и влево.

«Горка» - рот широко открыть, зацепить кончик языка за передние зубы.

«Вкусное варенье» - слизать широким языком движением сверху вниз з воображаемое «варенье», можно даже намазать сладким верхнюю губу.

«Месим тесто» - широкий язык высунуть и положить на нижнюю губу, губами с усилием надавливать на него, прокатить губами, как валиком. «Расческа» - как «Месим тесто», но провести по языку зубами.

«Непослушный язычок» - постучать губами, а затем зубами по широкому языку (получается слог «ПА» или «ТА»).

«Грибочек», «Гармошка» - присосать широкий язык к нёбу и, не отрывая его, двигать нижнюю челюсть вниз – вверх.  

«Лошадка» - присосать широкий язык к нёбу и щёлкнуть языком.  

«Индюк» - поднять язык вверх и острым напряженным кончиком языка делать движение вверх – вниз по верхней губе, получится звук индюка.  

«Дятел», «Барабан», («Молоточек») -  острым напряженным кончиком языка стучать в корни верхних передних зубов, издавая звук «Д – Д – Д».

Упражнения на дыхание

Важно отработать навык целенаправленной сильной воздушной струи посередине языка вперед.

Для этого можно дуть во флакончик, в трубочку, игра «Сдуй снежинку с ладони», «Загони мяч в ворота», сдуть с ладони ватку, перышко  легкую картинку (бабочку, листочек).

Целенаправленная воздушная струя посередине языка вверх: «Фокус» (сдуть ватку с носа). 

Целенаправленная воздушная струя – справа и слева от языка (язык по центру, кончик можно прикусить зубами).

«Шарик лопнул» - надуть щеки и постепенно, тонкой струйкой выпускать воздух или наоборот, резко вытолкнуть весь воздух быстро. 

Для выработки сильной воздушной струи можно подуть на лодочку в миске воды – «Буря», вызвать «Бурю в стакане» (дуть через трубочку, чтобы вода забурлила), сдвинуть граненый карандаш струей воздуха.

Использование духовых игрушек, таких, как трубочка, губная гармошка, свистульки, игрушка «длинный язык», султанчики, вертушки, помогает увеличить объем легких.

При нарушении, отсутствии или искажении определенного звука необходимо отрабатывать только те упражнения, которые создают уклад именно этого звука, и исключить другие.

Например, звук «С» произносится, если кончик языка находится внизу, поэтому при работе с этим звуком, нужно исключить упражнения, направленные на подъем языка вверх.  

В таблице 1 приведены примеры упражнений, подобранных строго с учетом уклада конкретных звуков.

Таблица 1

Звуки,

группа звуков

Артикуляционные упражнения

для губ, языка

Дыхательные упражнения

С, З, Ц

Свистящие звуки

«Бегемотики»,«Трубочка» («Слоненок»),«Улыбочка» («Лягушки»), «Заборчик», «Змейка», «Блинчик» («Лопаточка»), «Месим тесто», «Расческа», «Чистим зубки (внизу)»,  «Качели», «Часики», «Горка», «Желобок»

Целенаправленная воздушная струя посередине языка вперед: дутье во флакончик, в трубочку, «Сдуй снежинку с ладони»; «Загони мяч в ворота»

Ш, Ж, Ч, Щ

Шипящие звуки

«Бегемотики», «Трубочка» («Слоненок»), «Улыбочка» («Лягушки»), «Рупор», ««Блинчик» («Лопаточка»),  «Месим тесто», «Расческа», «Чистим зубки (вверху)», «Парус», «Вкусное варенье»,  «Чашечка»,  «Качели», «Часики», «Непослушный язычок»

Целенаправленная воздушная струя посередине языка вверх:  «Фокус» (сдуй ватку с носа)

Л

Сонорный звук

«Бегемотики», «Трубочка» («Слоненок»), «Улыбочка» («Лягушки»), «Заборчик, постучим в заборчик», «Блинчик» («Лопаточка»),  «Иголочка», попеременно: «»Лопаточка» - «Иголочка»,  «Месим тесто», «Расческа»,    «Непослушный язычок» - похлопать губами, постучать зубами со звуком «ЛА»,   «Чистим зубки (вверху)», «Парус», «Качели», «Часики», «Маляр»

Целенаправленная воздушная струя –справа и слева от языка (язык по центру)

«Шарик лопнул»

Р

Сонорный звук

«Бегемотики», «Трубочка» («Слоненок»), «Улыбочка» («Лягушки»), «Блинчик» («Лопаточка»), «Месим тесто», «Расческа»,  «Непослушный язычок» - похлопать губами, постучать зубами, «Чистим зубки (вверху)», «Парус», «Качели», «Часики», «Маляр»,  «Чашечка», «Грибочек», «Лошадка», «Гармошка»,  «Индюк», «Болтушка», «Дятел», «Барабан» («Молоточек»)

Выработка сильной воздушной струи

«Сдуй снежинку с ладони»,

«Загони мяч в ворота»,

«Шарик лопнул»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Описание основных артикуляционных упражнений . Можно использовать как консультацию для воспитателей или родителей с целью ознакомления и обучения их артикуляционным упражнениям....

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

Артикуляционные упражнения для дошкольников...

Методическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики

Помоги стрекозе выполнить упражнения с язычком....

Методическое обеспечение. Развитие речи. Артикуляционная гимнастика

Упражнения на внимание, воображение, общение, словесное действие направлены на создание атмосферы существования в определённых предлагаемых обстоятельствах, включены в программу обучения и осваиваются...

Методическая разработка "Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики"

В данной методической разработке представлены рекомендации по проведению артикуляторной гимнастики с комплексом упражнений для постановки звуков Л, Ль, Р,  Рь...

Методические рекомендации к пособию "Нескучная артикуляционная гимнастика"

Предложенные пособия разработаны автором на основесистематизации материалов с целью повышения интереса обучающихся к          проведению артикуляционной гимнаст...