Теоретические и практические аспекты проектной технологии
статья на тему

Методическое пособие для учителя предназначено для  учителей  -предметников. Можно  много рассуждать,  нужна ли  сегодня проектная технология в школе. По моему глубокому убеждению – необходима для того, чтобы сделать школьную жизнь интересной, повысить свой авторитет среди учителей и учеников, пообщаться с интересными, увлеченными  людьми, приобрести опыт исследователя,  расширить свой кругозор. Наконец, это прекрасная возможность для школьников  и их руководителей  поучаствовать в различных форумах, конкурсах, конференциях - проявить себя, продемонстрировать свое умение выступать в незнакомой аудитории, а может и стать лидером, победителем, призером. В реализации проектов  и проектной деятельности имеется немало последователей Дж.Дьюи. Мне хотелось поделиться опытом  использования проектной технологии  в своей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические и практические  аспекты проектной технологии.

Сафина Галина Алексеевна ,учитель биологии и химии МБОУ « СОШ №153» Кировского района г. Казани Республики Татарстан.

     По моему глубокому убеждению,  сегодня проектная деятельность  в школе  необходима для того, чтобы сделать школьную жизнь интересной, повысить свой авторитет среди учителей и учеников, пообщаться с интересными, увлеченными  людьми, приобрести опыт исследователя,  расширить свой кругозор, сделать школьные уроки более интересными  и многогранными, приобщить школьников к  интеллектуальной деятельности.  Наконец, это прекрасная возможность для школьников  и их руководителей  поучаствовать в различных форумах, конкурсах, конференциях - проявить себя, продемонстрировать свое умение выступать в незнакомой аудитории, а может и стать лидером, победителем, призером.

       При реализации проектной технологии создается конкретный продукт - проект, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся. Е.С. Полат предлагает классификацию  типов проектов, которая проведена в соответствии с типологическими признаками: исследовательские (эссе, исследовательская работа, реферат и т.д.), творческие (газета, видеофильм, выставка т.д.), ролево-игровые (сценарии праздника, педагогического мероприятия), информационные (статьи, медиапроекты, страница сайта),  предметно-ориентировочный  (справочный материал, программа, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы и др.). Проектная деятельность учащихся осуществляется под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся.  

   Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу это содержание применить».  Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца, с высокой долей самостоятельности группой  детей, объединенных  в данный момент общим интересом. Алгоритм (порядок последовательных действий) применительно к проектной технологии условен.  Проектирование связано с индивидуальной творческой деятельностью, поэтому строго задавать его этапы невозможно. Алгоритм можно ассоциировать с ориентировочной основой действий педагога, связанный с отработкой, в общих чертах, этапов конкретного процесса обучения без детализации его.

        Когда мы слышим слово «исследование», мы представляем себе лаборатории, опыты и эксперименты. Но исследовательская работа- любой проект не обязательно связана с экспериментами, это может быть работа с литературными источниками,  со своими сверстниками, их родителями. Объектом исследования могут быть результаты анализа информационных источников, карт, статистических данных и многое  другое. Результатом исследовательской деятельности должно появиться новое знание.

         Каждый из последователей проектной технологии проходит свой собственный путь исследователя. Дорога начинается с шага, а проект с его планирования  и прожектирования, если хотите, с мозгового штурма, где каждой мысли придается значение. Поиск информации в мультимедийном пространстве и изучение литературы  – обязательная задача каждого исследования. Опираясь на первоисточники, следует выдвинуть гипотезу: какой результат планируется получить. Объект и методы исследования должны быть адекватными поставленным задачам и цели. Для выполнения задач следует определить и выбрать теоретические и практические методы. Когда  получены первые данные, -необходимо их проговаривание и обсуждение, все данные необходимо свести вместе в виде таблиц, диаграмм. На основе математической статистики формулируются выводы, соответствующие поставленным целям и задачам, определяются дальнейшие пути исследования. Следующий шаг – подготовка к защите или презентации проекта, где выделяются такие моменты как наглядность, доступность изложения материала, ораторское искусство, завершенность выступления, умение четко и логично ответить на задаваемые вопросы. Немалое значение при презентации работы имеет убежденность автора в значимости своей работы.  

      Ключевой фигурой любого проекта является его руководитель, к его деятельности воздвигаются определенные требования,  им  выполняются важные  функции, и прежде всего по созданию положительной мотивации участников проекта. В качестве примера хотелось бы провести   организацию участия  информационных  проектов    обучающихся нашей школы в всероссийских  дистанционных  мультиолимпиадах –марафонах   « Цифровая планета»  для обучающихся 6-8 классов и « Цифровая галактика»    для обучающихся 9-11 классов. Олимпиада была посвящена  Году Российской истории и проводилась по 5 номинациям . Особый интерес у ребят вызвали номинации «От Волги до Енисея», где было необходимо представить свою Родину, и « Основные достижения России в ХХ веке »  в химии, физике, биологии. В процессе работы над своими проектами  ребята ближе познакомились  с своим краем, историей своей страны, научились смотреть  на мир распахнутыми глазами. В данной олимпиаде приняли участие 17 человек под руководством 7 педагогов, 3 из них стали победителями, 2 –призерами.

      В моих  творческих планах-  новые проекты. По словам академика Д.К. Лихачева «Если в конце исследования не видно начала следующего, значит оно не доведено до конца».                                                Удачных творческих замыслов и их реализации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические аспекты проектного обучения

Рассматривается необходимость проектного обучения, цели, принципы, этапы разработки проектов, а также фрагменты проектов учащихся....

Педагогические, теоретические и практические аспекты выполнения заданий повышенного уровня С2

Педагогические, теоретические и практические аспекты выполнения заданий повышенного уровня С2...

Сборник методических материалов по итогам работы стажировочной площадки "Теоретические и практические аспекты использования проблемно-диалогической технологии на логопедическом занятии"

Общеизвестно, что в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, который включает в себя базовые образовательные технологии, такие как проектная деятельность, информацио...

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

Презентация выступления "Теоретические аспекты проектной деятельности"

В презентации представлены теоретические аспекты проектной деятельности: определение понятия проект, субъекты, этапы проекта, структура и др....

Теоретический и практический аспекты развития творческого мышления школьников при обучении истории

Доклад посвящен проблеме развития творческого мышления обучающихся на уроках истории...