Теоретические и практические аспекты проектной технологии
статья на тему
Методическое пособие для учителя предназначено для учителей -предметников. Можно много рассуждать, нужна ли сегодня проектная технология в школе. По моему глубокому убеждению – необходима для того, чтобы сделать школьную жизнь интересной, повысить свой авторитет среди учителей и учеников, пообщаться с интересными, увлеченными людьми, приобрести опыт исследователя, расширить свой кругозор. Наконец, это прекрасная возможность для школьников и их руководителей поучаствовать в различных форумах, конкурсах, конференциях - проявить себя, продемонстрировать свое умение выступать в незнакомой аудитории, а может и стать лидером, победителем, призером. В реализации проектов и проектной деятельности имеется немало последователей Дж.Дьюи. Мне хотелось поделиться опытом использования проектной технологии в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические и практические аспекты проектной технологии.
Сафина Галина Алексеевна ,учитель биологии и химии МБОУ « СОШ №153» Кировского района г. Казани Республики Татарстан.
По моему глубокому убеждению, сегодня проектная деятельность в школе необходима для того, чтобы сделать школьную жизнь интересной, повысить свой авторитет среди учителей и учеников, пообщаться с интересными, увлеченными людьми, приобрести опыт исследователя, расширить свой кругозор, сделать школьные уроки более интересными и многогранными, приобщить школьников к интеллектуальной деятельности. Наконец, это прекрасная возможность для школьников и их руководителей поучаствовать в различных форумах, конкурсах, конференциях - проявить себя, продемонстрировать свое умение выступать в незнакомой аудитории, а может и стать лидером, победителем, призером.
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт - проект, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся. Е.С. Полат предлагает классификацию типов проектов, которая проведена в соответствии с типологическими признаками: исследовательские (эссе, исследовательская работа, реферат и т.д.), творческие (газета, видеофильм, выставка т.д.), ролево-игровые (сценарии праздника, педагогического мероприятия), информационные (статьи, медиапроекты, страница сайта), предметно-ориентировочный (справочный материал, программа, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы и др.). Проектная деятельность учащихся осуществляется под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся.
Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу это содержание применить». Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца, с высокой долей самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Алгоритм (порядок последовательных действий) применительно к проектной технологии условен. Проектирование связано с индивидуальной творческой деятельностью, поэтому строго задавать его этапы невозможно. Алгоритм можно ассоциировать с ориентировочной основой действий педагога, связанный с отработкой, в общих чертах, этапов конкретного процесса обучения без детализации его.
Когда мы слышим слово «исследование», мы представляем себе лаборатории, опыты и эксперименты. Но исследовательская работа- любой проект не обязательно связана с экспериментами, это может быть работа с литературными источниками, со своими сверстниками, их родителями. Объектом исследования могут быть результаты анализа информационных источников, карт, статистических данных и многое другое. Результатом исследовательской деятельности должно появиться новое знание.
Каждый из последователей проектной технологии проходит свой собственный путь исследователя. Дорога начинается с шага, а проект с его планирования и прожектирования, если хотите, с мозгового штурма, где каждой мысли придается значение. Поиск информации в мультимедийном пространстве и изучение литературы – обязательная задача каждого исследования. Опираясь на первоисточники, следует выдвинуть гипотезу: какой результат планируется получить. Объект и методы исследования должны быть адекватными поставленным задачам и цели. Для выполнения задач следует определить и выбрать теоретические и практические методы. Когда получены первые данные, -необходимо их проговаривание и обсуждение, все данные необходимо свести вместе в виде таблиц, диаграмм. На основе математической статистики формулируются выводы, соответствующие поставленным целям и задачам, определяются дальнейшие пути исследования. Следующий шаг – подготовка к защите или презентации проекта, где выделяются такие моменты как наглядность, доступность изложения материала, ораторское искусство, завершенность выступления, умение четко и логично ответить на задаваемые вопросы. Немалое значение при презентации работы имеет убежденность автора в значимости своей работы.
Ключевой фигурой любого проекта является его руководитель, к его деятельности воздвигаются определенные требования, им выполняются важные функции, и прежде всего по созданию положительной мотивации участников проекта. В качестве примера хотелось бы провести организацию участия информационных проектов обучающихся нашей школы в всероссийских дистанционных мультиолимпиадах –марафонах « Цифровая планета» для обучающихся 6-8 классов и « Цифровая галактика» для обучающихся 9-11 классов. Олимпиада была посвящена Году Российской истории и проводилась по 5 номинациям . Особый интерес у ребят вызвали номинации «От Волги до Енисея», где было необходимо представить свою Родину, и « Основные достижения России в ХХ веке » в химии, физике, биологии. В процессе работы над своими проектами ребята ближе познакомились с своим краем, историей своей страны, научились смотреть на мир распахнутыми глазами. В данной олимпиаде приняли участие 17 человек под руководством 7 педагогов, 3 из них стали победителями, 2 –призерами.
В моих творческих планах- новые проекты. По словам академика Д.К. Лихачева «Если в конце исследования не видно начала следующего, значит оно не доведено до конца». Удачных творческих замыслов и их реализации!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические аспекты проектного обучения
Рассматривается необходимость проектного обучения, цели, принципы, этапы разработки проектов, а также фрагменты проектов учащихся....
Международная научно-практическая конференция «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты» (Россия, Тамбов 31 мая 2014 г.)
Ссылка на участие в коференции http://ucom.ru/doc/conf/2014_05_31_04.pdf...
Педагогические, теоретические и практические аспекты выполнения заданий повышенного уровня С2
Педагогические, теоретические и практические аспекты выполнения заданий повышенного уровня С2...
Сборник методических материалов по итогам работы стажировочной площадки "Теоретические и практические аспекты использования проблемно-диалогической технологии на логопедическом занятии"
Общеизвестно, что в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, который включает в себя базовые образовательные технологии, такие как проектная деятельность, информацио...
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...
Презентация выступления "Теоретические аспекты проектной деятельности"
В презентации представлены теоретические аспекты проектной деятельности: определение понятия проект, субъекты, этапы проекта, структура и др....
Теоретический и практический аспекты развития творческого мышления школьников при обучении истории
Доклад посвящен проблеме развития творческого мышления обучающихся на уроках истории...