Теоретический и практический аспекты развития творческого мышления школьников при обучении истории
методическая разработка

Закурина Елена Владимировна

Доклад посвящен проблеме развития творческого мышления обучающихся на уроках истории 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретический и практический аспекты развития творческого мышления школьников при обучении истории

В связи с высоким темпом развития науки и техники, появлением новых информационных технологий резко возрастают требования к выпускникам школ. В течение многих лет в общеобразовательных учреждениях господствовал объяснительно-иллюстрационный метод обучения, при котором все знания ученикам преподносились в готовом виде. Деятельность школьников при этом состояла в восприятии сообщаемых сведений, их осмыслении, запоминании и воспроизведении. У учеников систематически культивировалось воспроизводящее мышление и очень слабо развивалось так называемое продуктивное, или творческое, мышление. Это пришло в резкое противоречие с потребностями современной жизни.

Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современные условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. Перед образовательной организацией стоит проблема необходимости направленности учебно-воспитательного процесса на формирование творческой социально-адаптированной личности, способной к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее потребность в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Исследования зарубежных психологов и педагогов: Дж. П. Гилфорда,  Э.П.Торренса,  Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, Н. Когана, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З. И., Богоявленского Д. Б., Пономарева Я. А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Хазратовой Н.В., Алиевой Е.Г., Дружинина В.Н., Лернера И. Я. в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжает развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

В педагогической, психологической, а зачастую и технической литературе можно встретить обсуждение вопроса возможно ли обучение творчеству. Широкую известность получили попытки обучать деятельности изобретателя. Л. А. Китаев-Смык утверждает, что при креативном творчестве существуют алгоритмы поиска, как и в любой другой деятельности. Однако, по мнению большинства психологов, такая постановка вопроса не имеет смысла, ибо в само определение творческой деятельности входит ее неалгоритмический характер. Но если прямое обучение творчеству невозможно, то вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.

Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К личностным факторам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека относятся:  лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят: конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; сильные механизмы личностной защиты; высокую тревожность как личностную черту и ряд других [8, с. 183].

Так, в результате исследований было выявлено, что деструктивное влияние, оказываемое ситуативной тревожностью на продуктивность творческой деятельности, обнаруживается при высокой интенсивности тревоги на всех этапах творческого процесса и недостаточной выраженности или отсутствии тревоги на этапе принятия решения [2, с. 44].

Многочисленные исследования, начавшиеся с описания фаз творческого акта, свидетельствуют о важнейшей роли подсознательных процессов в нахождении творческих решений. Поэтому многие из перечисленных факторов как раз связаны с усилением барьеров между сознанием и бессознательным. Так, тревожность и неуверенность в себе заставляют людей подавлять идущие из подсознания подсказки, боясь, что они вызовут иронию или насмешку у других людей.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют:  уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.

Можно выделить следующие факторы, способствующие формированию творческого мышления [1, с. 31-34].

  1. Желание самовыразиться и быть значительным.
  2. Сильная мотивация в какой-либо деятельности. То, что называют заинтересованностью или нацеленностью на решение важной для себя задачи.
  3. Врожденные способности. Талант.
  4. Психологическая установка на работу и волевые усилия.
  5. Трудолюбие. Целеустремленность. Умение сосредоточиться на проблеме. Упорство. Умение доводить дело до конца.
  6. Вера в успех, даже уверенность: «Как это Я не решу? Решу». Некоторые психологи утверждают, что вера сначала овладевает сознанием, потом переходит в подсознание, а потом материализуется, реализуется в деятельности..

Перечислим факторы, затрудняющие формирование творческого мышления [5, с. 147].

Объективные причины:

  • болезненное состояние человека;
  • перенапряжение, смертельная усталость - душевная, эмоциональная, умственная и (или) физическая;
  • нетворческий климат в коллективе. Однообразие и оглупляющая монотонная работа.
  • Субъективные причины:
  • уныние;
  • отсутствие привычки думать. Лень думать, лень решать, лень записать хорошую идею, лень воплощать идею;
  • незнание того, что есть приемы и методы, помогающие решать задачи;
  • отсутствие умения видеть задачи;
  • отсутствие личного интереса;
  • незначимость проблемы;
  • слабая воля, неумение доводить дело до конца;
  • неуверенность в себе;
  • стереотипы мышления (например, «эта задача не решается») ;
  • недостаточная информация или неупорядоченность идей;
  • плохая память;
  • рассеянное внимание, несобранность [12, с. 10-11].

Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием формирования творческого мышления у школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению. С этой целью необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает, и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться. Принятие и поддерживание взрослым (учителем, родителями) всех эмоциональных реакций и состояний детей - основное психологическое условие формирования творческого мышления детей. Е. Л. Яковлева считает, что основным принципом формирования творческого мышления является принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Этот принцип означает, что для формирования творческого мышления у ребенка его необходимо систематически обращать к собственным эмоциональным переживаниям [6, с. 2-4].

Еще одним необходимым условием формирования творческого мышления является соблюдение принципов гуманистической психологии:  безоценочности принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми. Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы учащегося. В отличие от обычного обучения, где ошибки исправляются, при формировании творческого мышления ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Соблюдение указанных принципов означает, что между взрослыми и детьми должна быть атмосфера взаимного доверия.

Третьим необходимым условием формирования творческого мышления является соблюдение принципов развивающего обучения: проблемности, диалогичности, индивидуализации [5, 3-5].

В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело, прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж. Гилфордом параллельно и независимо провели В. Лоуэнфельд  и  К. Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для дифференцирования:  умение увидеть проблему; беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей; гибкость как умение:  понять новую точку зрения;  отказаться от усвоенной точки зрения; оригинальность, отход от шаблонов; способность к перегруппировке идей и связей; способность к абстрагированию или анализу; способность к конкретизации или синтезу; ощущение стройности организации идей [1, с. 32-34].

Разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания деятельности, в рамках которой формируются знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, и мыслительной активности.

Достичь этого возможно при использовании современных методов обучения истории, которые предполагают не только репродуктивность, но способствуют развитию активного и интерактивного освоения знаний.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся  в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление [4, с. 14].

Один из законов методики обучения истории, да и вообще любого предмета является использование всего многообразия источников сообщения знаний, форм организации обучения, приемов учебной работы, типов познавательной деятельности.

Для организации творческой деятельности учащихся на уроках истории деятельность должна:

  • создавать нечто новое: открытие новых знаний и обнаружение новых возможностей;
  • развивать самооценку и самоанализ;
  • являться оптимально сложной, но выполнимой (постепенное усложнение задания);
  • разнообразно и многопланово способствовать разностороннему развитию личности.

Исходя из этих требований, используются определенные формы и методы урока.

Методы уроков:

  • словесно-книжный метод (для учащихся 5 – 7 классов). Обучаясь работе с текстом, учащиеся готовят вопросы к тексту, учатся оценивать текст и подбирать альтернативную информацию.
  • наглядный метод дает широкий простор для творчества. Учащиеся могут сами готовить наглядные пособия и использовать их в представлении учебного материала.
  • практический метод является основным в развитии творческого мышления, так как открывает большие возможности для работы с историческим и обществоведческим материалом, для получения новых знаний, формирования умений и навыков при работе с источниками, монографиями.
  • метод проблемного изложения материала сразу ориентирует учащихся на поиск необходимой информации и на избирательное использование ее.
  • эвристический метод готовит школьников сконцентрировано решать задачи, разрабатывая как можно больше вариантов.
  • исследовательский метод является кульминацией в развитии творческого мышления, так как включает в себя использование всех умений и навыков для самостоятельной работы. Наиболее популярной формой работы в исследовательском методе является проектная деятельность.

Формы уроков:

  • формы обучения варьируются от индивидуальных до групповых, от школьных до внешкольных, от игровых до научных и исследовательских.
  • рекомендуется использовать совокупность приемов и форм, так как это служит развитию творческих способностей и креативного мышления.
  • при организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников.
  • в 5 – 7 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение, дают возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности: игровые, исследовательские, оценочные.

Конкретными примерами форм проведения урока, позволяющими формировать творческое мышление обучающихся являются:

  1. Интервью с историческим героем. Когда в основе изучения находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с ним. Это могут сделать 2 человека (или несколько), устроив пресс-конференцию. «Исторический герой» и «корреспонденты» готовятся заранее, собирая необходимую информацию и интерпретируя ее в соответствии со своей ролью.
  2. Рекламный плакат. Эту игру лучше проводить при обобщении материала. Учитель предлагает ребятам составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению стран, например, Востока: Египет, Палестина, Китай, Индия и т.п. Реклама должна быть красочно оформлена и содержать отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается реклама. В конце урока учащиеся из соседних групп оценивают рекламу тайным голосованием, используя при этом жетоны.  
  3. Урок-суд. На этом уроке учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают и основные принципы судопроизводства. В качестве подсудимого выступает яркая личность, деятель из прошлого, имеющий неоднозначную оценку, или историческое явление.1 группа – эксперты, устанавливают основные события, предъявляемые подсудимому в качестве обвинения.2 группа – следователи, рассматривают причины и определяют мотив деятельности, который может быть смягчающим или отягчающим обстоятельством. 3 группа – прокуроры, готовят аргументированное обвинение подсудимому, выявляя отрицательные последствия его деятельности.4 группа – адвокаты, защищают подсудимого, показывая необходимость такого поведения и положительные последствия его деятельности. Судьями выбираются самые сильные ученики, способные анализировать, оценивать и делать выводы по представленным материалам. Учитель выполняет координирующую роль,  являясь ответственным секретарем судебного процесса. В 8 – 9  классах развитие творческого мышления продолжается, но уже на более высоком научном уровне. Преобладают исследовательские методы при более сложной организации учебного процесса. Сохраняется обстановка свободы творчества и нестандартные подходы к изучению истории и обществознания. Используются те же формы урока (игровые, исследовательские, оценочные).
  4. Деловая игра. Здесь моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. В процессе деловой игры у учащихся возникает потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными, а сам процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным. Существует несколько видов деловых игр: игра-ситуация, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему и позволяющая детально разобраться в ней; игра-сюжет, моделирующая реальные объекты и соответствующая действительности;  игра-процесс, в которой моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений; игра-обобщение, которая позволяет в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.
  5. Эссе. Использование литературных приемов при изучении истории и обществознания вносит творческий характер в череду дат, событий, явлений. Этот метод оценивания исторических событий и общественных явлений формирует творческое мышление, гражданскую позицию, заставляет задуматься о судьбе Родины и человечества. 

Развитие творческих способностей на уроках истории способствует формированию и развитию личностных качеств учащихся: ответственности, инициативности, креативности, изобретательности, самостоятельности, способности к самоорганизации, самосовершенствованию, самореализации, способности принимать нестандартные решения, адаптироваться в современных сложных социально-экономических реалиях.

Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Список использованной литературы

  1. Алейников, А. Г. О креативной педагогике [Текст] / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. – 1989. - № 12. – С. 29-34.  
  2. Березина, В. Г. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель [Текст] / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – Спб.: Изд-во Буковского, 1995. – 60 с.
  3. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов /Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Спб.: Питер, 2000. – 304 с.
  4. Выготский, Л.С. Психологические основы творческой деятельности [Текст] / Л. С. Выготский; сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2000.- 783 с.
  5. Мельникова,  Е. А. О современных методах преподавания истории [Текст]/ Е. А. Мельникова // Преподавание истории в школе.–2004. -№ 1.– С. 10-16.
  6. Шевченко, Н. И. Нетрадиционные методы преподавания истории в старшей школе [Текст] / Н. И. Шевченко //Преподавание истории в школе.– 2002. - № 9. – С. 2-8
  7. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей  / ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 640 с.
  8. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе [Текст] / сост. Л. В. Трубайчук. – М.: Изд. Дом «Восток», 2001. – 81 с.
  9. Гин А.А. О творческих учебных задачах Электронный ресурс. / А.А. Гин. — Режим доступа: http://www.trizminsk.Org/e/234001 ,htm#02


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления школьников с ограниченными возможностями здоровья

Математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника с ограниченными возможностями здоровья развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он по...

Развитие творческого мышления школьников.

Одной из важнейших целей современного обучения является развитие творческого мышления школьников. Это объяснимо, так как успехи или неудачи каждого из нас в значительной мере каждого из нас определяют...

Развитие творческого мышления школьников.

Одной из важнейших целей современного обучения является развитие творческого мышления школьников. Это объяснимо, так как успехи или неудачи каждого из нас в значительной мере каждого из нас определяют...

Развитие творческого мышления учащихся на уроках истории путем применения нестандартных форм обучения

Анализ  успешного опыта использования нестандартных форм обучения на уроках истории в процессе развития творческого мышления у учащихся....

Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий

Развитие творческого мышления школьников на уроках английского языка с применением игровых технологий...

Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления школьников

Создание проблемных ситуаций на уроке математики – оправдавший себя на практике прием, посредством которого учитель держит в постоянном напряжении детскую любознательность....