Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся
опыты и эксперименты

Щеколдина Нина Александровна

Эффективные методы
 проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся

 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:

 - определить дальнюю и ближайшую перспективу,

 - найти и привлечь необходимые ресурсы,

 - наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_kruglyy_stol_14.03.12.doc45.5 КБ
Office presentation icon effektivnye_metody.ppt273 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные методы
проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:

  • определить дальнюю и ближайшую перспективу,
  • найти и привлечь необходимые ресурсы,
  • наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

 Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой работы.

Сущность проектной деятельности учащихся 

  • Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися II - XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта.
  • Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества

Цель образовательной области «Технология» - Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и социальной адаптации в жизни

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

  • Провести подготовительную работу
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся
  • Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию
  • Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта

В современной школьной практике используются различные педагогические образовательные и индивидуальные технологии, которые обеспечивают активизацию творческих способностей учащихся. Как показывает практика наиболее эффективным в обучении предмета «Технология» является проектно – исследовательские технологии обучения.

Метод проектов прочно закрепился в сознании наших учащихся. Эта положительная сторона предмета, ибо прослеживается весь цикл индивидуального развития творческой работы учащихся от зарождения идеи до получения готового изделия. Еще на первом этапе разработки творческого проекта учащихся направляю на наличие исходного материала, возможности его обработки, а также ориентирую на имеющиеся инструменты и оборудования. После появления идеи учащиеся составляют эскизы возможных изделий, вариантов моделей и форм его частей помня о том, что проектное изделие кроме прямого назначения несет и декоративную функцию. Учащиеся сами делают вывод о том, какое должно быть изделие: долговечное, эстетичное, практичное и т.д. Опытным путем учащиеся приходят  к необходимым выводам.

В своей работе я применяю следующие виды проектов:

  • Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока.
  • Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
  • Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
  • Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Этапы выполнения проектов 

  • Обучающий
  • Подготовительный
  • Теоретический
  • Контрольно-оценивающий
  • Исследовательский
  • Практический
  • Заключительный

Правила выбора темы:

1. Тема должно быть интересна ребенку, должно увлечь его.

2. Тема должна быть выполнима.

3. Тема должно быть доступной.

4. Должно быть сочетание желаний и возможностей.

Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

  • Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
  •  Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
  •  Консультант, помогающий организовать работу
  •  Руководитель, помогающий планировать работу по времени
  •  "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
  •  Координатор группового процесса
  •  Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

В ходе всей проделанной работы происходит формирование умений и навыков в проектной деятельности

Рефлексивные умения:

  • Умение осмысливать задачу
  • Умение отвечать на вопрос
  • Поисковые (исследовательские) умения:
  • Умение самостоятельно генерировать идеи
  • Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
  • Умение находить несколько вариантов решения проблемы
  • Умение выдвигать гипотезы

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • Умение взаимодействовать с любым партнером
  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

  • Умение проектировать процесс (изделие)
  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

  • Умение вести дискуссию
  • Умение отстаивать свою точку зрения
  • Умение находить компромисс
  • Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся Щеколдина Н.А. учитель технологии

Слайд 2

Сущность проектной деятельности учащихся Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися II - XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества

Слайд 3

Цель образовательной области «Технология» Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и социальной адаптации в жизни.

Слайд 4

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо: Провести подготовительную работу Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта

Слайд 5

Виды проектов Мини - проекты Краткосрочные проекты Недельные проекты Долгосрочные проекты

Слайд 6

Этапы выполнения проектов Обучающий Подготовительный Теоретический Контрольно-оценивающий Исследовательский Практический Заключительный

Слайд 7

Факторы решения задач: возрастные и индивидуальные особенности детей; - опыт работы учащихся над проектной деятельностью; - сложность темы; - самостоятельность работы

Слайд 8

Правила выбора темы: 1 . Тема должно быть интересна ребенку, должно увлечь его. 2. Тема должна быть выполнима. 3. Тема должно быть доступной. 4. Должно быть сочетание желаний и возможностей.

Слайд 9

Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта: Энтузиаст Специалист Консультант Руководитель "Человек, задающий вопросы Координатор группового процесса Эксперт

Слайд 10

В ходе всей проделанной работы происходит формирование умений и навыков в проектной деятельности Рефлексивные умения Поисковые (исследовательские) умения Умения и навыки работы в сотрудничестве: Менеджерские умения и навыки Коммуникативные умения Презентационные умения и навыки

Слайд 11

Педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования

Слайд 12

Худян Ануш Олимпиада по технологии 2005 г - «Букет маков»7 класс 2007 г - «Вышитое панно» 9 класс 1 место 2008 г - «Украшения из бисера» 10 класс Победитель Рекомендована на область 2009 г - «Тетрадь, украшенная бисером» 11 класс Победитель Рекомендована на область

Слайд 13

Худян Ануш Районная НПК 2005 г - «Кукольный мир» 7 класс лауреат рекомендована на область 2006 г - «Таинственный бисер» 8 класс лауреат 2007 г - «История возникновения специй» 9 класс лауреат 2008 г - «Бисер на пряже» 10 класс лауреат 2009 г - «История зонта» 11 класс лауреат рекомендована на область

Слайд 14

Худян Ануш Областная научно-практическая конференция « Молодость-науке » памяти А.Л.Чижевского 2005 год – 7 класс – участник 2010 год – 11 класс – участник

Слайд 15

Худян Ануш Региональная научно-практическая конференция учащихся «Интерес. Познание. Творчество» посвященная памяти В.С. Нестерова г.Обнинск 2010 г – 11 класс «История зонта»«Искусствоведение»Диплом 1 степени рекомендована в печать XXV Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность, Наука, Культура» 2010 г - 11 класс «История зонта»«Искусствоведение»Лауреат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."

"Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."...

«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...

Исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности.

Статья посвящена формированию творческой личности, содержит  описание опыта работы по организации исследовательской деятельности на примере проекта «Роль мотива дороги в повести А.С.Пушкина «Капи...

Публичное представление собственного инновационного пеагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности"

Современнон образование направлено на развитие творческой личности, способной творчески мыслить, способной к самоопределению и самореализации. Важную роль в этом играют проектно-исследовательские техн...

Коллективные творческие дела в формировании творческой личности учащихся

Выступление на педагогическом совете заместителя директора по воспитательной работе....

Исследовательская деятельность – как фактор развития творческих способностей

Важным компонентом развития творческой личности является исследовательская работа. Поисковая деятельность «захватывает» школьников, формирует их познавательную активность, такие качества л...