Музыкально-хоровая внеурочная деятельность как модель дополнительного образования и эффективный инструмент формирования творческого потенциала личности
методическая разработка по музыке
Выступление на РМО учителей музыки
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ.
Конец XX- начало XXI столетия ознаменовано персонологическим поворотом в философии и гуманитарном знании в целом, связанным с переходом к новой ступени развития общества, требующего изменений в духовном опыте, мировоззрении, нравственности, различных сферах деятельности человека.
Дополнительное образование всегда было и остаётся одной из наиболее эффективных форм развития способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года отмечается необходимость обеспечения высокого качества образования подрастающего поколения. Такая проблема самым тесным образом связана с сохранением и развитием сложившейся в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, с научным, учебно-методическим, кадровым обеспечением образовательных учреждений.
Учитывая доминирующие векторы ФГОС нового поколения и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы основного и дополнительного образования отметим, что они ориентируют образовательные учреждения на повышение гибкости и многообразие форм предоставления услуг системы образования, с целью формирования общей культуры, развития интеллектуальных и личностных качеств, сохранения и укрепления здоровья детей.
В ФГОС предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве компонента включена ВД, которая являясь неразрывной частью образовательного процесса направлена на становление личностных характеристик ученика.
Внеурочная работа в современной школе является важной составной частью образовательной программы, главный принцип которой – создание равных для всех школьников условий для творчества, интеллектуального развития, самореализации, организации помощи личности в её саморазвитии и самоопределении.
Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Китайская народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». Вовлечь ребенка в образовательный процесс помогают различные формы и методы работы.
Обеспокоенные духовным обнищанием подрастающего поколения, учёные, педагоги, воспитатели заняты поиском новых, более эффективных воспитательных и развивающих технологий. Среди многих средств решения этой задачи особое место занимает музыкальное искусство, обладающее большой силой воздействия на человека.
Творчество в целом – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Несомненно, во многом процессы развития интеллектуально-творческого потенциала сосредоточены на развитии здоровьесозидающего потенциала личности. Как показывают зарубежные исследования, причиной разного состояния здоровья может быть различный уровень интеллекта. Группа британских ученых из Совета по медицинским исследованиям изучила взаимосвязь между IQ и состоянием здоровья 1367 человек, живущих в Шотландии. В течение 17 лет ученые из университетов Глазго и Эдинбурга контролировали состояние здоровья этих людей. Исследование показало, что есть существенная взаимосвязь между уровнем IQ и состоянием здоровья человека. Доказано, что IQ определяет поведение человека, а поведение зачастую является причиной многих заболеваний. В данной ситуации совершенно очевидно, что образование, являясь мощным механизмом воздействия на развивающуюся личность должно занимать активную позицию, определяя общий вектор развития институтов социализации личности.
Современное образование стремиться обеспечить условия для индивидуального развития каждого обучающегося, включая как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Если мы ведем речь о развитии интеллектуально-творческого потенциала, то относительно личности мы должны говорить и о здоровьесозидающем потенциале – «совокупности условий для поддержания и укреплению личностью, человеком как субъектом собственного целостного здоровья»
По мнению турецких ученых: «Дети – это ценность, а их воспитание – это еще большая ценность». Будущее каждого человека напрямую связано с тем, что он воспринял и какое влияние испытал на себе в младшем школьном возрасте. Если он растет и воспитывается в атмосфере, которая дает ему все только самое лучшее и благородное, то можно надеяться на то, что со временем он проявит себя как личность, обладающая живым умом, нравственностью и благородством.
Интеллектуально-творческий потенциал ребёнка, выступая многомерным интегральным понятием, находит свое объяснение в рамках системно-деятельностного и аксиологического подхода, и трактуется, как система проявляющихся социально полезных способностей, как актуализированных, так и резервных, развиваемых, в адекватной возрасту деятельности и аксиологического, рассматривающего личность ребенка как наивысшую ценность всего процесса обучения и воспитания средствами культуры.
В плане реализации повышения эффективности и здоровьеориентированной направленности образовательного процесса в исследовании профессора психологии А.Г. Маджуга отмечается необходимость введения здоровьесозидающей функции, характеризующейся таким способом реализации всех компонентов обучения, воспитания и развития в их единстве, которое обусловливает здоровьесозидающую деятельность субъектов образовательного процесса.
А ведь одной из задач дополнительного образования и является обеспечить необходимые условия для укрепления здоровья.
Реализация поставленных задач, обусловило задачу поиска эффективных психолого-педагогических детерминант формирования установок на здоровьесозидающую деятельность в образовательном процессе российской школы, ведущую к актуализации интеллектуально-творческого потенциала личности.
При благоприятном ходе музыкального, творческого обучения пробуждаемое творческое начало постепенно проникает в различные стороны жизни ребёнка, внося черты целостности и гармонии в его мироощущение, характер, поведение, отношение, что особенно ярко наблюдается в певческой деятельности. Это пища для развития творческих способностей.
Пение - самый простой, естественный способ проявления себя в музыке, способ самовыражения, транслирующий народный многовековой опыт. Песенное богатство народа - это его духовное богатство. Ведь недаром на долю хорового искусства и хоровой культуры всегда выпадала обязанность сплочения нации, духовного объединения народа в процессе творческого самовыражения, формирования и сохранения индивидуальности, неповторимости личности при коллективной организации труда. Стратегия хорового пения как искусства ориентировано на ликвидацию в подсознании личности настроя на конфликтность и агрессивность, на формирование новых идеалов общества в рамках специфики национального самосознания и национальной культуры. И на этом основании, эстетическая, духовно – воспитательная, развивающая значимость такого вида деятельности как пение неоспорима.
Но, по известным причинам, время, отведённое на разучивание и исполнение песен на уроке музыки, не так уж много, что не позволяет в полной мере реализовать и развить природные, творческие задатки детей в этой сфере. Вот почему сегодня встает вопрос об оптимальной связи между урочной и внеурочной деятельностью.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
В процессе многочисленных исследований было обращено внимание, что музыка как специфическое явление культуры, выступая в виде истории, ценности, смысла, способна противостоять падению эстетических вкусов и с детства содействовать развитию высших социальных чувств, оказывать огромное эмоциональное воздействие, влияя на развитие позитивных установок личности, выступать одним из критериев социальной аффилиации.
В процессе активного взаимодействия с музыкой, ребенок расширяет личное пространство с помощью реализации различных форм активности, приобретая:
- новый опыт общения и комплекс ощущений от различных органов чувств, участвующих в восприятии музыки, стимулирующей эмоциональные ассоциации и тем самым, оказывающей влияние на интеллект;
- возможность самореализации и самовыражения;
- эмоциональный опыт, обеспечивающий продуктивность и полноценность общения ребенка в дальнейшей жизни, возможность для реализации собственного Я.
У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
Таким образом, в музыкальном искусстве и в искусстве в целом обнаруживается потенциальная возможность универсального развития человека – как реальная возможность, так и актуальная сила. Не случайно, по определению многих исследователей (В.А. Апрелева, В.Л. Бенин, Л.С. Выготский, Э. Эриксон и др.) формирование и развитие человеческой личности обеспечивает культура – «внегенетическая система порождения, сохранения и трансляции социального опыта». Именно поэтому культура признана основой содержания образования, а приобщение к культуре, воспитание способности умножать культурное богатство Отечества квалифицируется как важная цель образования.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс в школе представляет собой модель взаимодействия нескольких открытых систем - музыка, культура, деятельность, человек, общество, способных обмениваться с окружающей средой положительной энергией, направленной на максимальное эффективное выявление и реализацию потенциальных сил ребенка, и это подводит к решению ещё одной задачи адаптации детей к жизни в обществе. (рис.1).
Рис.1. Музыкально-образовательный процесс школы
Достаточно очевидно, что правильно организованное обучение ускорит приход к тому уровню совокупности взаимосвязанных, управляемых, организованных условий, видов деятельности, который приблизит формирование установок на здоровьесозидающую деятельность в образовательном процессе детской музыкальной школы и, следовательно, актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности.
Одним из факторов, определяющих поступательное формирование установок, содержащих в себе импульсы к здоровьесозидающей деятельности является Познавательный фактор, как причина, определяющая эффективность познавательной деятельности ученика, способствующей успешности совершенствования познавательных процессов, интеллектуальных умений, коммуникационных процессов, эмоций и чувств.
Мысль Аристотеля о том, что познание начинается с удивления, позволило обозначить основную линию построения процесса игрового обучения музыкальному искусству, которую я отобразила на рисунке 2.
Рисунок 2 Процесс музыкального обучения
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя.
Другим фактором, определяющим поступательное формирование установок, содержащих в себе импульсы к здоровьесозидающей деятельности является Коммуникативный фактор, который способствует обеспечению оптимальной продуктивности реализации интеграционного взаимодействия в образовательном процессе внеурочной деятельности: взаимодействие различных видов детской деятельности, сотворческое взаимодействие педагога и детей, взаимодействие детей в творческой игре, целенаправленное взаимодействие в системе ВД-СЕМЬЯ-ШКОЛА.
Нужно сказать об использовании методологических принципов, обеспечивающих оптимальную продуктивность реализации поставленной цели:
- принцип безусловной любви (Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Толстой, М. Ибука, А.Г. Маджуга) выступает условием определения нормы знаний и развития детей старшего дошкольного возраста для постановки и решения конкретных задач музыкального обучения с учетом самоценности и неповторимости каждой личности, ее интересов и индивидуального развития;
- принцип рефлексивного самосознания (Г.С. Альтшуллер, А.В.Хуторской и др.); выступает условием развития познавательной самостоятельности, инициативности, продуктивности мышления, способности к творческому самовыражению; помогает ребенку в мысле-деятельностном или чувственно-переживаемом процессе обогатить опыт, усвоить определённые знания, применив их при этом творчески, осознать свою индивидуальность, уникальность;
- принцип образности и ассоциативности (А.Р. Лурия, Л.В. Школяр) – направлен на развитие воображения и фантазии, общей образной активности, способности ребенка воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, находить аналогии, видеть связи между разными явлениями, далекими по содержанию.
- принцип целостности – предлагает в качестве основной цели образования выявление ребенком своего Я: он одновременно выходит на взаимодействие с миром от воспроизводящей деятельности через преобразующую деятельность к творческо-поисковой деятельности через звук (речь, интонации, мелодику голоса, ритм), через движение, пластический образ, мимику и т.д. Воздействие на развивающегося ребенка происходит через психологические каналы – аудиальный, визуальный, кинестетический, обеспечивая сенсорное, речевое, интеллектуальное и музыкальное развитие;
- принцип модульности– предполагает интеграцию различных форм и видов деятельности, гибкость структуры построения обучения, наглядность.
Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность и общая культура.
Таким образом, никогда не забывая о системности в работе педагога, через творческую деятельность мы активизируем познавательную и развиваем личность, укрепляется эмоционально-психическое здоровье учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внеурочная деятельность более эффективно, чем урочная, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные потребности обучающихся, организовать деятельность, направленную на развитие конкретного ученика, достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.
РЕБЁНОК МУЗЫКА РЕАЛИЗАЦИЯ ФОРМ АКТИВНОСТИ 1) новый опыт общения и комплекс ощущений от различных органов чувств, участвующих в восприятии музыки, стимулирующей эмоциональные ассоциации и тем самым, оказывающей влияние на интеллект; 2) возможность самореализации и самовыражения; 3)эмоциональный опыт, обеспечивающий продуктивность и полноценность общения ребёнка в дальнейшей жизни, возможность для реализации собственного « Я».
Познание начинается с удивления! Аристотель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-образовательный проект "Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения"
Современная школа должна стать развивающей и развивающейся, а управление школой – обеспечить это развитие на основе чёткого функционирования всех её звеньев и перевода их на новый,...
Поисково-исследовательская деятельность на уроке искусства как средство формирования творческого потенциала личности
Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим.Карл РОДЖЕРСКонцепция развития н...
Внеурочная деятельность как инструмент для формирования творческого потенциала личности школьника
Выступление на районном методическом объединении учителей на тему: Внеурочная деятельность как инструмент для формирования творческого потенциала личности школьника + краткий обзор программ внеурочной...
"Профилактика правонарушений и девиантного поведения детей через вовлечение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования"
Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой группе воспитанников. Поэтому одно из важных направлений в нашей работе является – профилактика правонарушений девиантного поведения через вовлече...
Доклад «Проектная деятельность учащихся младшего школьного возраста как средство развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка»
Технология опыта...
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания для раскрытия творческого потенциала личности ребенка
План: Обоснование актуальности перспективности опыта.Научная и практическая значимость исследования.Психолого-педагогическая сущность понятия активизации познавательной деятельности учащихся.Сист...
мастер - класс "Большая перемена, как эффективный инструмент раскрытия творческого потенциала обучающихся"
Большая перемена не только площадка для новых возожностей, но и для раскрытия творческого потенциала обучающихся....