повышение статуса учителя - пути решения
статья на тему
повышение статуса учителя - пути решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_statusa_uchitelya_-_puti_resheniya.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение статуса педагога в современной России…»
В глубокой древности, когда все члены племени участвовали в общем деле и дети были включены в деятельность взрослых, передача накопленного опыта осуществлялась в процессе совместного труда. Именно таким образом дети, с ранних лет усваивали знания об охоте, собирательстве и др. и овладевали различными умениями и навыками. Совершенствование орудий труда позволило добывать пищи больше, поэтому появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины, которым отныне поручалось быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, из-за усложнения процесса изготовления орудий труда, появилась необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков.
Самые уважаемые и опытные члены общины образовали первую социальную группу людей — воспитателей, единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни.
В древней Греции учителями были наиболее умные, талантливые граждане, в древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.
В древних китайских хрониках еще в XX в. до н. э. в стране учителями назначались мудрейших представителей общества.
В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.
В наше время педагог не пользуется былым уважением и авторитетом, профессия учителя в нашем обществе не считается престижной и доходной.
А между тем, педагог один из значимых людей в жизни каждого, всему, чему мы когда-либо научились, мы обязаны нашим учителям.
А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницину следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".
Проблема низкого статуса учителя в России в настоящее время привлекает к себе пристальное внимание со стороны правительства, 2010 год объявлен годом учителя, Министерство Образования и науки России подготовило нормативные документы о повышении статуса учителя и соответственно увеличение зарплат. Увеличение зарплаты педагога, бесспорно, важный, но далеко не единственный аспект повышения статуса педагога в обществе.
Средства массовой информации периодически освещают те или иные конфликтные ситуации между родителями и педагогами или учениками и учителями.
Причины конфликтов разнообразные, но зачастую родители чрезмерно опекают своего ребенка, им кажется, что его обижают. Пытаясь научить его «противостоять», уничтожают авторитет учителя в глазах ребенка.
Несмотря на это, по данным социальных опросов, большинство как родителей, так и учителей считают, что им необходимо поддерживать постоянный контакт друг с другом, помимо родительских собраний.
В том, что между учителем и родителем складываются непростые, а порой даже конфликтные отношения виноваты обе стороны, которым необходимо поддерживать и воспитывать в ребенке уважение к родителям и педагогам.
По моему мнению, проблему низкого статуса учителя необходимо начинать решать именно с семьи, где родители должны привить детям уважение и почтение по отношению к педагогам, активно взаимодействовать с учителями в решении различных проблем, видеть в учителе партнера в воспитании ребенка.
В советское время в школах организовывался так называемый «день самоуправления», когда управление школы целиком поручалось детям, которые заменяли учителей в течение дня.
Польза данного мероприятия заключалась в том, что у детей появлялась возможность хоть и ненадолго, побывать на месте учителя, ощутить все трудности и понять нелегкий учительский труд.
Не секрет, что участились случаи недостойного поведения педагогов и студентов педагогический ВУЗов, что подрывает авторитет и ухудшают мнение общественности об учителях в целом.
По моему мнению, в эту профессию не должны попадать случайные люди, необходимо еще в школе начинать подготовку будущих учителей, можно сказать «выращивать педагогические кадры». Важно не только профессионально ориентировать учеников старших классов, но и организовывать практику, когда старшеклассники пробуют свои силы под присмотром учителей в начальной школе, летом пионервожатыми в лагерях.
Также важно для педагогов постоянно, вне зависимости от стажа и регалий, повышать квалификацию, осваивать новые подходы и технологии в педагогике, развиваться как личность.
А. Дистерверг писал: «учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать. Пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Учителя одна из самых незащищенных категорий, зачастую, они остаются со своей проблемой один на один, а необходимо, чтобы педагоги ощущали поддержку, в том числе психологическую, материальную, методическую, со стороны коллектива и государства. Особенно это касается молодых специалистов, которым остро необходимо методическое сопровождение и психологическая поддержка.
Принадлежность человека к педагогике проявляется в его образе мышления. Педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.
Несомненно, необходимо поднимать престиж профессии педагога: активно взаимодействовать с семьей, воспитывая в детях уважение к учителю; готовить будущих учителей, как говорится, смолоду; тщательно подбирать педагогические кадры, предъявлять высокие требования как к уровню профессиональной компетентности, моральным качествам, так и к постоянному повышению квалификации и самосовершенствованию педагога; всесторонне поддерживать, в том числе на уровне государства, педагогов и молодых специалистов.
Профессия учителя была и остается одной из самых важных в нашем обществе и внимание правительства к низкому статусу учителей призвано вернуть педагогам заслуженное былое уважение и почет, ведь настоящий педагог – не только специалист с высоким уровнем профессиональных навыков, моральных качеств, но и просто хороший человек.
Список литературы:
- Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.
- Баженова И.Н. Педагогический поиск-М:Педагогика 1989г.-560с.
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию –Новосит.1994г.1994г.-178с.
- Сухомлинский В.А.Серце отдаю детям М.Педаг.1983г.-318с.
- Ушинский К.Д.-Педагогика М:1951г.104с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе. Мой вклад в повышение статуса учителя
Современному времени нужен современный учитель. Отличительная черта педагога - творчество. Компьютерные технологии дают возможность представить работы педагога и обучающихся в конкурсах и фестивалях ....
Повышение эффективности работы учителя путем развития коммуникативных компетенций у учащихся с ОВЗ
многие школьники с ОВЗ испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а использование игровых технологий в работе со старшеклассниками более всего направлено именно на развитие ...
Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.
Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем....
Пути решения проблемы повышения качества итоговой аттестации на ОГЭ по математике в 9 классах
Наша задача дать равную возможность каждому выпускнику 9-го класса получить качественную подготовку к экзамену по математике, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим девятиклассн...
Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста
Статья о необходимости постоянного образования современного учителя в свете новых задач, поставленных современным обществом....
Доклад на педагогическом совете "Повышение качества знаний преподаваемых предметов и подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, написанию ВПР. Пути решения этих проблем"
В докладе говорится о проблемах на пути сдачи ОГЭ, ЕГЭ, написания ВПР, путях решения этих проблем....
Проблемы и пути решения повышения качества ЕГЭ по обществознанию
При сдаче ЕГЭ по обществознанию многие выпускники испытывают затруднения, получают невысокие баллы. Эта проблема активно обсуждается с тех самых пор, когда ЕГЭ впервые вошел в школьную жизн...