повышение статуса учителя - пути решения
статья на тему

Домнинский Александр Евгеньевич

повышение статуса учителя - пути решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_statusa_uchitelya_-_puti_resheniya.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

 «Повышение статуса педагога в современной России…»

В глубокой древности, когда все члены племени участвовали в общем деле и дети были включены в деятельность взрослых, передача накопленного опыта осуществлялась в процессе совместного труда. Именно таким образом дети, с ранних лет усваивали знания об охоте, собирательстве и др. и овладевали различными умениями и навыками. Совершенствование орудий труда позволило добывать пищи больше, поэтому появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины, которым отныне поручалось быть хранителями огня и осуществлять присмотр за детьми. Позже, из-за усложнения процесса изготовления орудий труда, появилась необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков.

Самые уважаемые и опытные члены общины образовали первую социальную группу людей — воспитателей, единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни.

В древней Греции учителями были  наиболее умные, талантливые граждане, в древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

В древних китайских хрониках еще в XX в. до н. э. в стране учителями назначались мудрейших представителей общества.    

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.

В наше время педагог не пользуется былым уважением и авторитетом, профессия учителя в нашем обществе не считается престижной и доходной.

А между тем, педагог один из  значимых людей в жизни каждого, всему, чему мы когда-либо научились, мы обязаны нашим учителям.

А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницину следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".

Проблема низкого статуса учителя в России в настоящее время привлекает к себе пристальное внимание со стороны правительства, 2010 год объявлен годом учителя, Министерство Образования и науки России подготовило нормативные документы о повышении статуса учителя и соответственно увеличение зарплат. Увеличение зарплаты педагога, бесспорно, важный, но далеко не единственный аспект повышения статуса педагога в обществе.

Средства массовой информации периодически освещают те или иные конфликтные ситуации между родителями и педагогами или учениками и учителями.  

Причины конфликтов разнообразные, но зачастую родители чрезмерно опекают своего ребенка, им кажется, что его обижают. Пытаясь научить его «противостоять»,  уничтожают авторитет учителя в глазах ребенка.

Несмотря на это, по данным социальных опросов, большинство как родителей, так и учителей считают, что им необходимо поддерживать постоянный контакт друг с другом, помимо родительских собраний.  

В том, что между учителем и родителем складываются непростые, а порой даже конфликтные отношения виноваты обе стороны, которым необходимо поддерживать и воспитывать в ребенке уважение к родителям и педагогам.

По моему мнению, проблему низкого статуса учителя необходимо начинать решать именно с семьи, где родители должны привить детям уважение и почтение по отношению к педагогам, активно взаимодействовать с учителями в решении различных проблем, видеть в учителе партнера в воспитании ребенка.

В советское время в школах организовывался так называемый «день самоуправления», когда управление школы целиком поручалось детям, которые заменяли учителей в течение дня.

Польза данного мероприятия заключалась в том, что у детей появлялась возможность хоть и ненадолго, побывать на месте учителя, ощутить все трудности и понять нелегкий учительский труд.

Не секрет, что участились случаи недостойного поведения педагогов и студентов педагогический ВУЗов, что подрывает авторитет и ухудшают мнение общественности об учителях в целом.

По моему мнению, в  эту профессию не должны попадать случайные люди, необходимо еще в школе начинать подготовку будущих учителей, можно сказать «выращивать педагогические кадры».  Важно не только профессионально ориентировать учеников старших классов, но и организовывать практику, когда старшеклассники пробуют свои силы под присмотром учителей в начальной школе, летом пионервожатыми в лагерях.

Также важно для педагогов постоянно, вне зависимости от стажа и регалий, повышать квалификацию, осваивать новые подходы и технологии в  педагогике, развиваться как личность.

А. Дистерверг писал: «учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать. Пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Учителя одна из самых незащищенных категорий, зачастую, они остаются со своей проблемой один на один, а необходимо, чтобы педагоги ощущали поддержку, в том числе психологическую, материальную, методическую, со стороны коллектива и государства.  Особенно это касается молодых специалистов, которым остро необходимо методическое сопровождение и психологическая поддержка.

Принадлежность человека к педагогике проявляется  в его образе мышления. Педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.

Несомненно, необходимо поднимать престиж профессии педагога: активно взаимодействовать с семьей, воспитывая в детях уважение к учителю; готовить будущих учителей, как говорится, смолоду; тщательно подбирать педагогические кадры, предъявлять высокие требования как к уровню профессиональной компетентности, моральным качествам, так и к постоянному повышению квалификации и самосовершенствованию педагога; всесторонне поддерживать, в том числе на уровне государства, педагогов и молодых специалистов.

Профессия учителя была и остается одной из самых важных в нашем обществе и внимание правительства к низкому статусу учителей призвано вернуть педагогам заслуженное былое уважение и почет, ведь настоящий педагог – не только специалист с высоким уровнем профессиональных навыков, моральных качеств, но и просто хороший человек.

Список литературы:

  1. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.
  2. Баженова И.Н. Педагогический поиск-М:Педагогика 1989г.-560с.
  3. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию –Новосит.1994г.1994г.-178с.
  4. Сухомлинский В.А.Серце отдаю детям М.Педаг.1983г.-318с.
  5. Ушинский К.Д.-Педагогика М:1951г.104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Мой вклад в повышение статуса учителя

Современному времени нужен современный учитель. Отличительная черта педагога - творчество. Компьютерные технологии дают возможность представить работы педагога и обучающихся в конкурсах и фестивалях ....

Повышение эффективности работы учителя путем развития коммуникативных компетенций у учащихся с ОВЗ

многие школьники с ОВЗ испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а использование игровых технологий в работе со старшеклассниками более всего направлено именно на развитие ...

Пути решения проблемы повышения качества итоговой аттестации на ОГЭ по математике в 9 классах

Наша задача дать равную возможность каждому выпускнику 9-го класса получить качественную подготовку к экзамену по математике, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим девятиклассн...

Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста

Статья о необходимости постоянного образования современного учителя в свете новых задач, поставленных современным обществом....

Проблемы и пути решения повышения качества ЕГЭ по обществознанию

При сдаче ЕГЭ по обществознанию многие выпускники испытывают затруднения, получают невысокие баллы.  Эта проблема активно обсуждается с тех самых пор, когда ЕГЭ впервые вошел в школьную жизн...