Выступление на рмо "Устная коммуникация как путь повышения эффективности обучения в решении задач на уроках математики "
материал по математике (5 класс)

Устная коммуникация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_sebe.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

 Устная коммуникация как путь повышения эффективности обучения в решении задач на уроках математики предполагает использование устных упражнений, которые помогают достичь определённых дидактических целей: 

  • Актуализация знаний учащихся. В ходе устной работы повторяется весь необходимый для усвоения нового знания материал. 
  • Создание проблемной ситуации. Наличие проблемной задачи создаёт познавательную мотивацию, осознание учащимися целей урока и формулирование ими его темы. 
  • Закрепление изученного материала. Устное воспроизведение приобретённых знаний, умений и навыков учащимися позволяет учителю получить «обратную» связь: всё ли усвоено, на каком уровне, не требуется ли коррекция знаний. 
  • Заучивание материала. Неоднократное повторение изученного материала в ходе устной работы способствует его заучиванию и доведению знаний учащихся до уровня автоматического навыка. 
  • Обобщение и систематизация знаний. Устные задания, предлагаемые в определённой системе, способствуют установлению связей между изученным и новым материалом, между различными типами задач в рамках одной темы. 
  • Коррекция знаний учащихся. С этой целью устная работа должна содержать задания, в которых учащиеся делают ошибки. 
  • Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Решение устной задачи после правильного выполнения письменной служит критерием объективности выставления учителем оценки, а также поддерживает внимание учащихся всего класса на протяжении урока. 

Кроме того, устная работа даёт возможность сформировать и развить диалоговую культуру учащихся: умение вести диалог с собеседником, общаться, убеждать, слушать его

Провожу словарную работу. Задания по написанию математических терминов включаю
а) в диктанты:
- запишите словами числительное: 8, 13, 27, 500, 3019 и др.
- запишите под диктовку: правильная дробь, координатная прямая …
- запишите все новые термины, с которыми вы встретились при изучении темы «Пропорции»

Еще одним средством для развития языка учащихся может служить выработка правильной письменной речи. Слежу за выработкой устойчивой привычки аккуратно, ответственно относиться к письменному оформлению решения задач, используя необходимые объяснения, не допуская грамматических ошибок, нелепых сокращений слов. Выявление ошибок учащихся в их письменных работах (домашних и классных) является делом очень трудоёмким, но зато весьма благодарным, если учитель систематически, все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах обсуждает с учениками класса. Очень бывает обидно, когда слова число, цифра, прямая и т.д., названия месяцев дети пишут неправильно. С большим трудом некоторые учащиеся могут вписать пропущенные слова в тексте теста по геометрии, поскольку там используются математические термины.

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения математических терминов и любого задания. Для успешного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а затем за речью учащихся. Полезно в ходе устного опроса предлагать (фронтально или индивидуально в каждом классе и в случае необходимости) упражнения вида:

1. Прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, выражение, вычислить, сложить, наименование и т.п..

2. Прочитайте правильно: прибавить к 95, вычесть из 89, к 139 прибавить 324 и т.д.

Если учащиеся употребляют падеж неправильно, учитель помогает им, читаем сам, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников. Так из урока в урок он приучает детей правильно читать математические выражения.

3. Пример 25-12 Дима прочитал так: "Из двадцать пять вычесть двенадцать". Прав ли он?

Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать упражнения следующих видов.

1. Упражнения на объяснение значений математических терминов:

1) объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, сложение, разрядное число, разрядные слагаемые и т.д.;

2) математическое выражение 18·4 Сережа прочитал: "18 взять 4". Как надо прочитать это выражение?

3) выполнив действие 118+2=120, Аня ответила: "У меня получилось 120, я сосчитала правильно". Правильно ли она сказала?

При составлении упражнений данного вида следует включать больше заданий на применение терминов.

2. Упражнения на правильное написание терминов:

1) запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум..рация, вы..таемое, ед..ница, кил..граммма..таб и т.д.;

2) исправьте ошибку в записи слов:"вычеслить", "дилить","слажить" и т.д.

3. Упражнения на составление правильных связных высказываний:

1) прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: "От ...слагаемых ...не изменится", "Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить ...слагаемое, а потом к полученному результату ...второе слагаемое";

2) используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.

1.

Формирование культуры математической речи сводится к устранению

грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении и т.п.

На этом этапе работы по развитию речи достигается ясность и точность речи. В учебном пособии рассматриваются примеры под рубрикой «Глаголь». Полезны упражнения следующего вида.

1. Упражнения на устранение грамматических и математических ошибок:

1) устраните математические ошибки в тексте: "Чтобы найти неизвестное число в выражении □+12=18, надо к 18 прибавить 12";

2) на вопрос учителя Андрей ответил так: "При прибавлении к цифре 5 числа 4 будет 9". Какие ошибки допустил Андрей?

3) Сережа, решая уравнение 8-х=3, рассуждал так: "Чтобы найти х, надо из большего числа (8) вычесть меньшее (3) и получим х:х=8-3,х=5". Правильно ли рассуждал Сережа?

2. Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются используя математический материал. Их можно выполнять как на уроках математики, так и на уроках русского языка, что усилит межпредметные связи. В частности, полезны такие упражнения:

1) устраните недостатки в объяснении ученика, если его ответ на вопрос "Как сложить числа 25 и 8?" был таким: "К 25 надо прибавить сумму чисел 5 и 3. Заменим второе число 8 суммой удобных слагаемых 5 и 3. Удобнее к 25 прибавить первое слагаемое 5, получим 30. К полученной сумме прибавим второе слагаемое 3, т.е. 25+(5+3)=(25+5)+3=33";

2) пример 295+12=307 Коля прочитал так: "К двести девяносто пять прибавим 12 и получим триста семь". Правильно ли он прочитал?

Если учащиеся затрудняются дать ответ, учитель сам читает пример, обращая особое внимание на окончания числительных, а затем просит повторить кого-нибудь из учеников.

Упражнения данного вида довольно сложны. Если учитель систематически и целенаправленно работает в этом направлении, то учащиеся справляются успешно.

Развитие связной математической речи осуществляется в соответствии с требованиями методики развития связной речи на уроках чтения. Полезны, в частности, упражнения следующего вида:

1. Составьте текст, используя набор карточек со словами и выражениями:

1) чтобы, на, произведение, двух чисел, это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на, множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель;

2) 4·(2·3), тогда (4·2)·3, 24, =, 8·3, =;

2. Прочитайте данные предложения в таком порядке, чтобы получилось связное объяснение:

"Значит, 48:4=12. Это число 12. Разделить 48 на 4 значит найти число, которое при умножении на 4 дает 48".

3. Закончите объяснение: "Чтобы разделить число 12 на произведение 3·2, можно 12 разделить на 3 и ...".

В зависимости от подготовленности класса можно составить более сложные упражнения, в которых одновременно нужно вставить пропущенные слова и устранить непоследовательность в тексте, т.е. приведенные выше

упражнения могут быть использованы в различных сочетаниях.

Развитие письменной математической речи, в основном, сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач различными способами (см. главу 7,§4).

2.

В развитии письменной математической речи главным требованием остается аккуратность и грамотность записей. В их оформлении жесткая регламентация целесообразна в начальный период обучения в 1 классе. По мере формирования навыков постепенно учащимся следует предоставлять определенную свободу. Это связано с тем, что мышление, являясь непосредственным отражением действительности, всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания и поэтому оно индивидуальное. Стало быть, и разным будет и выражение своих мыслей в письменной форме. Но это не означает "всем все дозволено". Ученики должны знать, что даже при наличии свободы мыслей, в некоторых случаях следует придерживаться общепринятых правил и форм записей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...

Пути повышения эффективности обучения технике чтения на ачальномэтапе

Обучение чтению в начальной школе является неотъемлемой частью обучения английскому языку. Поэтому очень важно знать, с чего стоит начать обучение со слов или звуков. Статья раскрывает мои секреты усп...

Эссе на тему "Пути повышения эффективности обучения школьников с сохранением их психического и соматического здоровья"

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должног...

Пути повышения эффективности обучения иностранному языку

В статье рассматриваются факторы, влияющие на эффективность обучения иностранным языкам, анализируется значимость организации учебного процесса и учебного материала для эффективного обучения, описываю...

«Пути повышения эффективности обучения на уроках английского языка»

Доклад на методическом объединении предметов гуманитарного цикла...

Статья "Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам"

В статье излагаются основные способы повышения эффективнности обучения иностранным языкам, взятые из личного опыта....

Выступление на августовском совещании работников образования «Пути повышения эффективности физкультурного образования обучающихся в условиях внедрения ВФСК ГТО

В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей ст...