Пути решения проблемы повышения качества итоговой аттестации на ОГЭ по математике в 9 классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс) на тему

Наша задача дать равную возможность каждому выпускнику 9-го класса получить качественную подготовку к экзамену по математике, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим девятикласснику для успешной сдачи ОГЭ и решения пойти учиться дальше, или продолжить своё образование в средней школе. Обучающиеся, родители, учителя-предметники – все, заинтересованы в получении хороших результатов.

Поэтому каждый педагог ищет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТПГР учителей математики

Советского района Саратовской области

Тема заседания: «Пути решения проблемы повышения качества итоговой аттестации на ОГЭ по математике в 9 классах».

Учитель математики

МБОУ – СОШ с. Мечётное

Давыдова Е. В.

Август 2016г

Методы повышения качества подготовки к ОГЭ по математике (ГИА-9).

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни.

Наша задача дать равную возможность каждому выпускнику 9-го класса получить качественную подготовку к экзамену по математике, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим девятикласснику для успешной сдачи ОГЭ и решения пойти учиться дальше, или продолжить своё образование в средней школе. Обучающиеся, родители, учителя-предметники – все, заинтересованы в получении хороших результатов.

Поэтому каждый педагог ищет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Не секрет, что условия проведения ОГЭ постоянно ужесточаются, ребёнок ставится в такие рамки, что на фоне зашкаливающего волнения он совершает ошибки, которых не допустил бы в обычной обстановке.

Содержание экзамена по математике в 9-ом классе претерпевает регулярные изменения: это и количество заданий в КИМах, подача заданий, меньше заданий с выбором ответа, меняются типы заданий, а с недавних пор изменились кардинально и критерии оценивания.

Изменения в форме итоговой аттестации является следствием изменений , происходящих в обществе и в системе образования. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки к итоговой аттестации с учётом новых требований.

В ходе подготовки обучающихся к итоговой аттестации мы - учителя вырабатываем свою систему подготовки.



Но главным в подготовке к итоговой аттестации остаётся урок.

Повысить эффективность уроков и интересов к ним позволяет ИКТ, применение дифференцированного и деятельностного подхода к обучению, индивидуальная работа, работа в группах.

С целью выявления степени подготовки к ОГЭ обучающиеся нашей школы сдавали репетиционные экзамены в школе в течение всего учебного года (проводились пробные экзамены и в 8 –ом классе).

Главной целью было ознакомление обучающихся с процедурой проведения экзамена, условиями проведения и заполнением бланков ответов. Результаты в моем классе были плачевные.

Не секрет, что о сдаче экзаменов мы говорим с учениками, начиная с 5 класса. Основной задачей в 5-6 классах считаю формирование вычислительной культуры обучающихся. Необходимо достаточное место на уроке отводить устному счёту, как на старте урока, так и при решении дальнейших задач. И в 7-9 классах не забывать об этом, в письменных работах требовать записывать вычисления в столбик, иначе ученики забывают таблицу умножения и правила действия с числами, особенно с дробями. При выполнении тестов в 9-м классе требую не только записывать ответы, но и вычисления.

Часто провожу фронтальную работу на уроках, используя КИМы ОГЭ. Регулярно провожу самостоятельные работы как по отдельным темам, так и с использованием КИМов на весь урок. Использую и готовые тесты, которые можно найти в сети «Интернет» на сайтах подготовки к ОГЭ, и составленные самой.

Рекомендую своим ученикам чаще проходить online тесты, чтобы знакомится с разнообразием заданий, проверять уровень своих знаний, в случае затруднения просматривать правильное решение или выносить вопросы на консультацию.

Неоднократно на уроках использовались бланки ответов, анализировались ошибки заполнения, особенности записи ответов. Тем не менее, обучающиеся не всегда обращают внимание на образцы цифр и букв, некорректно записывают ответы ( используют в записи единицы измерения величин, вместо запятой – точку, разделяют точкой с запятой ответы в заданиях на соответствие)

Стараюсь уделить достаточное на разбор решения заданий №21-26, подготовка по этому разделу запланирована на время итогового повторения (апрель-май 2016 г)

Провожу консультации для обучающихся. Отвечаю на вопросы, вместе анализируем их ошибки, разбираем типы заданий. Рекомендовала всем завести отдельную тетрадь для подготовки к экзамену( с7 класса), в которых решаем варианты КИМов, предложила систему пометок.

Огромное место в решении вопросов успешной сдачи итоговой аттестации занимают умения хорошо считать в уме, а так же знания приёмов быстрого вычисления, нестандартных приёмов решения задач (например, на нахождение площадей фигур, задач практического содержания из раздела «Реальная математика»). Большое внимание уделяю чёткому знанию правил и формул, как одной из составляющих успешного решения экзаменационных заданий. (например, формула квадрата суммы или разности, свойство умножения и деления степеней с одинаковыми показателями, определение степени с отрицательным показателем, нечёткое знание которых приводит к выбору неправильного ответа или решения)

        Термин «качество образования» включает не только глубин у и прочность знаний, но и уровень личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их культуры, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем.

        Такое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

Каковы же главные пути повышения эффективности и качества обучения?

1. Создание на каждом уроке таких условий, чтобы обучающиеся овладели основами изучаемого материала на самом уроке, но усваиваться эти основы должны осознанно.

При подготовке к уроку учителю нужно продумать не только объем информации, с которой будет знакомить обучающихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволяют его ученикам овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы обучающиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и правило), а не второстепенный материал.

2. Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки ориентируется на среднего ученика. Известно, что обучающимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание, но и объем работы для более сильных обучающихся.

3. Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая незаметна для обучающихся, но четко продумана педагогом.

Структура урока - это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и обучающихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности обучающихся. Это в свою очередь зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке.

4. Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся на уроке. Главный парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части обучающихся, которые только делают вид, что внимательно слушают учителя.

5. Соблюдение межпредметных и внутрипреметных связей.

Главное – дать обучающимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи - это постоянное повторение пройденного материала. Учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а связывают изучаемый материал с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления.

6. Уровень общеинтеллектуальных навыков обучающихся ( прежде всего вычислительных и навыков чтения). Надо учить работать с учебником именно на уроке, школьники должны учиться выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, уметь конспектировать.

ГИА – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

        Для успешной сдачи ученик должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения заданий, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении предмета.

        Самый первый параметр, который интересует общество - это процент «2» на экзамене. «На тройку должны научить всех, в этом состоит первейшая обязанность учителя, а процент «хорошистов» во многом зависит от способностей ученика, его семьи, культурного уровня окружения. На самом деле положение таково, что немалый процент выпускников научить на «3» нельзя. Именно они находятся в группе, рискующей остаться без аттестата.

Для формирования информационной готовности члены администрации знакомят участников образовательного процесса с нормативно-правовыми документами по проведению ГИА, сообщают о ходе подготовки к ГИА в школе, в районе, организуют обсуждение результатов пробных экзаменов (на родительских собраниях, всеобучах)

        Я, как классный руководитель, осуществляю информационную работу с родителями, учениками, провожу классные и родительские собрания, знакомлю с нормативными документами, образцами бланков, рекомендациями по режиму дня и питанию обучающихся, провожу психологическую подготовку к экзаменам.

        К сожалению, есть в классе группа «риска» - обучающиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования, и группа «слабоуспевающих»– обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования (их большинство). Стараюсь не только заниматься с такими учениками в дополнительное время, но и подключить более сильных учеников на помощь в подготовке к ОГЭ.

        Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников.

И все же успех экзамена зависит как от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации обучающихся, так и от стремления самого школьника к успеху.

Использованы материалы выступлений коллег (сайт «Инфоурок»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Пути и средства повышения качества математического образования"

В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных (математических) способностей н...

Пути совершенствования и повышения качества преподавания английского языка

Примеры повышения качества преподавания иностранного языка ( из опыта работы) ....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

Проблемы повышение качества образования в средней школе

Стандарты нового поколения, а теперь и задачи системы образования направлены на то, чтобы делать все возможное для достижения оптимального качества образования.  Но это не столько  потребите...

План мероприятий по повышению качества образования выпускников в рамках подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в 9-х и 11 классах

В помощь администрации школы - план мероприятий по повышению качества образования выпускников в рамках подготовки и проведения государственной итоговой атттестации в 9-х и 11-х классах....

Статья в сборнике НПК "ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ"

В условиях модернизации образования остро ставится вопрос о ка­честве жизни как новой цивилизационной парадигме. Содержание про­блем качества жизни, которое активно обсуждается на разных уров­нях учён...

Проблемы повышения качества школьного образования: поиски и решения.

Проблемы повышения качества школьного образования:поиски и решения....