Реализация проблемно-модульной технологии в профильном обучении информатике
методическая разработка на тему

Гузова Тамара Ивановна

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации процесса обучения, позволяющее учитывать интересы учащихся и развивать их способность на основе использования личностно-ориентированного подхода, поэтому оно является одним из приоритетных  направлений для решения поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_vystupleniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Гузова Тамара Ивановна, учитель информатики и ИКТ

Абанская СОШ№4

Тема: Реализация проблемно-модульной технологии в профильном обучении информатике

Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовать множество методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни.

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. На пороге  ввода ФГОС в основную школу и учитывая, что урок является основной формой учебного процесса,  необходимо выстраивать его с учетом требований к современному уроку: отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником для освоения УУД ученика.

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации процесса обучения, позволяющее учитывать интересы учащихся и развивать их способность на основе использования личностно-ориентированного подхода, поэтому оно является одним из приоритетных  направлений для решения поставленных задач.

        В нашей школе с 2007 года в рамках эксперимента была создана профильная группа информационно-технологического профиля. При адаптация профильной  образовательной  программы, естественно,  возникли  проблемы: какой должна быть cтруктура занятий, какие выбрать формы, методы, приёмы, какой образовательной технологии придерживаться в процессе обучения предмету.  Наблюдается низкая мотивация учащихся к изучению предмета и небольшой процент выбора экзамена (ЕГЭ) по предмету.

Данные проблемы решаю через внедрение модульной технологии,  которая способствует успешному обучению учащихся, повышению мотивации обучения. Материал курса последовательно располагаю  по модулям, а  его   разбиваю на учебные элементы. Каждый учащийся получает индивидуальный модуль (технологическую карту) деятельности, и самостоятельно  работает по УЭ (учебным элементам) на основе постоянного диалога учителя и учеников. Учитель выступает в роли консультанта.

Структуру занятий я выстраиваю поэтапно:

1. Вводный инструктаж, на котором подвожу к  постановке целей и задач   урока, представляю группе учебный элемент, который осваивается на занятии, совместно с учениками устанавливаем  связь этого элемента с предыдущими и                          последующими учебными темами, разбираем структуру  данного УЭ, знакомимся  с условиями проверки достижений.

2. На следующем этапе организую, выполнение учебного элемента: осваиваем  его содержание,  выполняем  упражнения, задания и  практические работы. Вовлекаю  каждого участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, что способствует развитию навыков владения  у  учащихся операциями: анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять главное,  доказывать,  находить причинно-следственные связи, и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                              

3. Для  определения  степени достижения целей учебного элемента подготавливаю дифференцированные  тестовые задания, творческие работы. Ученики приобретают навыки самоконтроля и самооценки.

4. Совместно с детьми провожу рефлексию урока. Самокоррекция, самоанализ своей деятельности позволяет  учащимся оценить себя на данном этапе и наметить дальнейший ход работы.

Блочно-модульное обучение позволяет мне   включить каждого ученика в образовательный процесс, сделать уроки интересными, осуществить индивидуальный подход и опережающее обучение.

В рамках  модульного обучения  мною разработаны  методические инструкции, пошаговый план подачи учебного материала. Такие инструкции сформированы в учебно-методические комплекты по всем программным разделам информатики, программированию и информационным технологиям. В него входят рабочие программы и тематические планы, учебные пособия, задания практического плана, контролирующие материалы, электронные обучающие средства, положения и инструкции  для проектных работ. А также я постоянно совместно  с учащимися разрабатываю медиа- и мультимедиа ресурсы для своих уроков.

Модульная  технология  хорошо сочетается  и интегрируется с другими  технологиями – это   проблемное обучение; разноуровневое обучение, коллективная система обучения (КСО), здоровьесберегающие технологии, проектный метод обучения, которые я успешно применяю на своих занятиях.

       Мною наработана  методика  творческих проектов. Хорошо продумываю  структуру  осуществляемых проектов. Свою работу  выстраиваю в  определенную последовательность действий:

  1. Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;    
  2. Выдвижение гипотез их решения;
  3. Обсуждение методов исследования;
  4. Обсуждение способов оформление конечных результатов;
  5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

В моей практике наработаны различные виды творческих, проектных работ:

  • учебные проекты
  • по окончанию изучения  темы, раздела, программного приложения
  • защита проекта как форма зачёта
  • исследовательские проекты
  • итоговый проект элективного курса

Уверена,  организация учебного процесса должна опираться на организацию  самостоятельной познавательной деятельности учащихся  под руководством учителя. Метод проектов, на мой взгляд,  один из самых эффективных способов. Он способствует развитию у ребёнка:

  • логического  мышления
  • творческих способностей
  • коммуникативных навыков
  • навыков самоконтроля и самооценивания
  • осознанного применения информационных технологий
  • формирование у школьников системного подхода к оценке и выбору информации,
  • а также как средство практического закрепления и развития теоретической подготовки учащихся.

Воспитывает трудолюбие, настойчивость, умение  ставить перед собой цель деятельности; завершать начатое дело; верить в собственные силы; постоянно работать над своим совершенствованием. Развивает познавательный интерес к предмету,  приемы умственной деятельности.

С помощью метода проектов достигается интеграция с другими предметами учебного цикла: математикой, физикой, химией,  экономикой, биологией,  что даёт целостное восприятие мира при изучении школьных предметов и  вызывается устойчивый интерес учащихся к углублению знаний.

  Увлекает учащихся следующие формы организации проекта:  деловая игра, моделирование практических жизненных ситуаций. Например, при изучении коммуникационных технологий я предлагаю ребятам такую ситуацию. Вы — претендент на вакансию солидного предприятия. В качестве испытательного задания вам предлагается подготовить проект закупки нового компьютерного оборудования. Используя Интернет, надо собрать необходимую информацию о продукции фирм, реализующих компьютерную технику, составить смету с указанием поставщика, и выполнить это надо в кратчайшие сроки — 2 учебных часа. Например, у вас на предприятии осталось определённое количество материала, что выгодно из него изготовить: пастельные комплекты или халаты и фартуки. В каком случае предприятие получит большую прибыль? Или  конкурс на   создание лучшего  рекламного  ролика,  который заказал банк, фирма, предприятие. Я создала банк творческих проектов учащихся    и постоянно его пополняю.  

    Критериями оценки результатов работы учеников является  владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, выделение  главного, обобщение. Овладение навыками исследовательской работы: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и конечный результат.                                       Высокий уровень сформированности универсальных учебных действий и  овладения метапредметными умениями и навыками. Надо отметить  активность, увлечённость  детей этой группы ИКТ технологиями. Участники и победители проектов и исследовательских работ, Интернет – игр, Интернет-карусели, олимпиад, конкурсов.   Успешно обучаются в дистанционной школе «Юный исследователь» при  краевом  Дворце пионеров и школьников г. Красноярска. Подготовка работ к различным конкурсам  по программированию, компьютерной графике и анимации, web-дизайну, мультимедийным роликам  позволяет применить знания и умения на практике, “примерить” на себя будущую профессию, поскольку профильное образование предполагает выстраивание индивидуальной траектории для учащихся, практическую ориентированность получаемых знаний.

    Средний балл  Единого  государственного  экзамена по информатике  и  ИКТ  –  70 % , успешное поступление в ВУЗы.

    Приобретённые УУД и практические навыки различных информационных технологий учащиеся уже  применяют для создания рефератов, проектов, презентаций  в различных областях образовательного процесса, в повседневной жизни,   в заочном, дистанционном обучении, в будущем в получении специального и высшего образования.

    Приобретение такого опыта   индивидуальной и коллективной учебной и познавательной,  в том числе проектной деятельности, является одной из составляющих компонентов для формирования всесторонне развитой личности, способной найти и реализовать  себя в современном мире.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии: проблемно-модульное обучение и его творческий потенциал

Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению...

Инновационный педагогический опыт «Использование интегральной технологии при реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования»

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос...

Использование рефлексивных технологий в процессе обучения информатике

Главным звеном на уроке должна быть рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и педагогического взаимодействия....

Методические подходы к обучению сетевым технологиям на основе имитации функционирования аппаратно-программных средств (на примере профильного курса информатики и ИКТ)

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч­ного знания, формирующей представление об информации, информационн...

Реализация личностно ориентированной технологии через интерактивное обучение

В статье содержиться материал о результативном практическом опыте по использованию личностно ориентированной технологии на уроках биологии в 5-9х классах....

Современные технологии: проблемно-модульное обучение и его творческий потенциал

Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению...