Программа внеурочной деятельности " Я-исследователь" 5 - 8 класс.
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Прощина Екатерина Владимировна

Программа на 1 год  68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledovatel._programma.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

дополнительного образования

«Я – исследователь»

для обучающихся  5 – 7 классов

срок реализации программы – 1 год

Пояснительная записка

В настоящее время в условиях модернизации образования актуальность приобретает организация исследовательской деятельности учащихся. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведение ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.

        Программа «Я–исследователь» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению- учебно-познавательная; по форме организации- групповая с учетом индивидуальных маршрутов;  по времени реализации –  годичной.

Программа « Я – исследователь »предназначена для обучающихся в основной школе и направлена на обеспечение  развития навыков научно – исследовательской деятельности.

Изучение данного курса актуально в связи с новой образовательной концепцией, в которой на первый план выходит поисковый тип мышления.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт  в дальнейшей учебе, выйти на уровень научных конференций. В основе формирования способности к  научно – исследовательской деятельности  лежат два главных вида деятельности учащихся: это  практическое исследование - и изучение теории.

В соответствии с  концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на  68 часов. Периодичность занятий  2 раза в неделю  с делением на подгруппы.

Целью данного курса  является: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Логика освоения учебных тем определяется следующими  задачами (обучающими, развивающими, воспитательными):

  • Изучение теоретических основ научно – исследовательской деятельности;
  • Выявление одаренных, талантливых детей и развитие их  способности к данному виду деятельности
  • Формирование представления о значимости исследования, побуждение к сотрудничеству
  • Овладение навыками работы с материалом;        
  • приобретение исследовательских компетенций;
  • помощь в выборе сферы  научных интересов, самоопределении;

Программа основана на следующих принципах:

  • принцип научности;
  • принцип доступности и нарастающей трудности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся в сочетании с педагогическим руководством;
  • принцип связи теории с практикой и с жизнью.

Преподавание курса предполагает применение современных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе. В связи с этим занятия по данной программе проводятся с применением технологии критического мышления, дебатной технологии, технологии проектов, технологии проблемного и развивающего обучения.

В процессе изучения курса используются следующие формы проведения учебных занятий: лекции, семинары, практикумы, мастерские, тренинги. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, работе в библиотеках, самостоятельной работе в Интернет.

                По своему содержанию данный курс является практико-ориентированным, он дополняет и углубляет содержание основных дисциплин; предполагает изучение нового материала и углубление ранее изученного на более высоком проблемно-теоретическом уровне.

 

Содержательная часть

5 – 7 классы

Раздел 1. Введение (2 часа).

Цель и задачи курса, специфика занятий, общие требования.

Понятие «наука». Ее роль в жизни людей. Классификация наук.

Раздел 2. Работа с различными источниками информации (5 часов).

Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная).

Методы поиска информации. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Интернет. Информационные поисковые системы.

Раздел 3. Виды исследовательских работ (13 часов).

Конспект. Виды конспектов. Правила конспектирования.

Доклад. Требования к докладу. Композиция содержания доклада. Стендовый доклад.  

Реферат. Виды рефератов. Требования к написанию реферата. Структура реферата. Отличие реферата от доклада.

Отзыв и рецензия. Сходство и различие. Структурная организация.

Эссе. Содержание понятия «эссе». Виды эссе. Структура эссе.

Аннотация. Характеристика понятия. Особенности структурной организации аннотации.

Проект. Характеристика понятия «проект». Требования к структуре и содержанию научного проекта.  

Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы (10 часов).

Рекомендации по выбору тем и их формулированию.

Правила написания введения, основной части, заключения.

Этика цитирования и правила оформления библиографических ссылок.

Оформление печатной работы: размер листа, шрифта, требования к параметрам страницы, междустрочный интервал. Стандарт оформления титульного листа, оглавления, списка использованной литературы.

 Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы (4 часа).

Рекомендации выступающему (психологический настрой, взаимодействие с аудиторией).

Защита исследовательской работы перед одноклассниками.

Выступление на школьной конференции.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов всего

в том числе

теор.

практ.

1.

Вводное занятие. Инструктаж.

2

1

1

2.

Основные инструменты познания.

2

1

1

3.

Основные понятия исследования. Игра «Юный исследователь».

4

2

2

4.

Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Цель, задачи, методы, гипотеза.

6

3

3

5.

Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы.

8

2

6

6.

Организация исследования. Информация и ее виды. Сбор информации. Обобщение информации. Наблюдение. Эксперимент.

8

2

6

7.

Подготовка к участию в научно-интеллектуальных конференциях. Краевые и районные мероприятия  и подготовка к ним.

5

5

8.

Виды исследовательских работ. Формы, структура исследовательской работы. Доклад. Научная статья. Научный отчет. Реферат. Монография.

6

2

4

9.

Этапы работы над научным исследованием.

8

2

6

10.

Проект. Виды проекта. Проблема. Этапы работы над проблемой.

8

4

4

11.

Реферат. Формы, виды, структура, требования к реферату.

8

2

6

12.

Защита исследования. Текст доклада. Тезисы выступления (автореферат). Участие в окружной, районной НПК учащихся.

3

3

ИТОГО:

68

21

47

Содержание программы (68 часов)

        Программа состоит из теоретической и практической частей

Тема 1

Теоретический блок

Вводное занятие. Что такое научно-исследовательская деятельность. Инструктаж по Т.Б. Действия обучающихся воспитанников на случай возникновения пожара.

Практическая часть.

Изучение правил Т.Б. перед началом занятий, во время занятий, в аварийной ситуации, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, при обнаружении подозрительных предметов, машин, людей.

Тема 2

Теоретический блок

Основные инструменты познания. Характеристика учебно-логических умений как важнейших инструментов познания. Анализ и синтез. Сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем.

Практическая часть.

Анкетирование.

Тема 3

Теоретический блок

Основные понятия исследования. Основные виды творческой деятельности в области гуманитарных наук: информационно-реферативные, проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и описательные, исследовательские.

Практическая часть.

Игра «Юный исследователь».

Тема 4

Теоретический блок

Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Диагностический, прогностический, организационный этапы.

Практическая часть.

Интервьюирование. Работа над темой исследования. Составление плана экспериментальной работы. Оценка исследовательских работ по некоторым критериям. Мини - конференция: первый опыт выступления. Постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,  овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение.

Тема 5

Теоретический блок

Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы.

Практическая часть.

Оформление структуры исследовательской работы.

Тема 6

Теоретический блок.

Организация исследования. Информация и ее виды.

Практическая часть.

Сбор информации. Обобщение информации. Наблюдение. Эксперимент.

Тема 7

Теоретический блок.

Виды исследовательских работ. Формы, структура исследовательской работы. Доклад. Научная статья. Научный отчет. Реферат. Монография.

Практическая часть.

Работа с дополнительной научной литературой.

Тема 8

Теоретический блок.

Этапы работы над научным исследованием.

Практическая часть 

Общее ознакомление. Выборочное чтение. Составление плана. Выписки из прочитанного. Анализ собственного изучения темы. Выполнение исследовательской или экспериментальной части работы. Оформление работы.

Тема 9

Теоретический блок.

Проект.  Исследовательская работа и исследовательский проект. Виды проекта. Проблема. Проблемный вопрос. Проблемная тема. Гипотеза. Решение проблемы. Этапы работы над проектом. Презентация проекта.

Практическая часть.

Работа над проектом. Защита творческих проектов.

Тема 10

Теоретический блок.

Реферат. Формы, виды, структура реферата. Требования к реферату. Чем реферат отличается от тезисов?

Практическая часть.

Написание и защита работы или реферата на заданную тему.

Тема 11

Теоретический блок.

Защита исследования. Текст доклада. Тезисы выступления (автореферат).

Практическая часть.

Тема 12

Итоговое занятие.

В результате изучения программы обучающиеся должны знать:

  • определения терминов и понятий, используемых в научно-исследовательской работе;
  • этапы проведения и структуру исследовательской работы;
  • правила написания исследовательских работ.

Уметь:

  • выбирать перспективные темы исследований;
  • определять цель и задачи исследования;
  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения,  формулировать выводы, находить решения;
  • выступать с публичной защитой полученных результатов на конференциях различного уровня.

Оценка результатов

Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую оценку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали прелесть открытия.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предполагается выполнение учащимися своего исследования, написание научно-исследовательской работы и последующее выступление на научно-практической конференции.

Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности предлагается использовать метод анализа представленных работ учащихся.

При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующее:

  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
  • наличие литературного обзора, его качество;
  • логичность и полнота доказательств;
  • соответствие выводов полученным результатам;
  • культура оформления материалов.

        В процессе содержания курса возможно использование следующих форм промежуточного контроля:

  • практикумов по темам курса;
  • анализа выполненных работ;
  • игр-исследований.

Основная форма организации занятий – игровая: деловая игра, ролевая игра «круглый стол», мини-конференция и т.д.

        Формой итогового контроля, а также основным критерием эффективности реализации программы курса  можно считать самостоятельность и правильность выполнения исследовательской работы, защиту творческого проекта в форме публичного выступления.

Методическое обеспечение

образовательного процесса

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая  часть. Форму занятий можно определить как  творческую, самостоятельную, деятельность детей.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть  обеспечивает  наличие всех необходимых для работы материалов  и источников информации. Теоретическая часть занятий  -  максимально компактна и включает  в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

На занятиях учащиеся знакомятся с различными  способами организации научно – исследовательской работы. Вместе с тем, применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными знания для данной практики становятся лишь в случае косвенного воздействия, знания никак не могут подменить собой воображения, творчества

 ребенка. Эффективным для  исследовательского развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ученик должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет  к более глубокому ее усвоению. Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения.   Каждый   последующий   этап  включает  в себя  новые, более сложные темы, задания, требующие теоретического осмысления. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения  исследовательской деятельности  является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися

концентрическими кругами: от самых общих параметров  будущей работы к все более частным. Например, при составлении проекта (учебно-исследовательской работы) нужно последовательно определить цели и задачи, выстроить последовательность действий, произвести анализ материала, наметить планируемый результат и сроки реализации.

Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции.

 Методический прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому с целью его усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития познавательных способностей.

Для преодоления  трудностей, возникающих по ходу  исследования , ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

Так, например, для достижения  навыка публичного выступления рекомендуется  выступить в качестве ведущего какой – либо игры, взять на себя роль лидера. 

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на  занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемная ситуация, разнообразие форм урочной деятельности, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

В значительной мере интерес формируется под влиянием  учебного опыта ребенка. Поэтому важной задачей педагога остается консультирование ребенка,  содействие в ознакомлении с  разными научными сферами и их возможностями, расширение их кругозора.

И наконец, необходимо всячески поощрять активность учащихся, их участие в различных формах (презентаций, выступлений, конкурсов).

Материально-техническое обеспечение

        Для работы над программой необходим учебный кабинет со школьной мебелью (не менее15 столов и 15 стульев), учебная и научная литература (словари, справочники, познавательная литература), желательно использовать в работе ПК или компьютерный класс.

Методическая литература для педагога

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.
  2. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М.: 1993.
  3. Психология индивидуальных различий. Тесты. Под  редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. М.:1992.
  4. Как достичь успеха. Методический курс на основе идей Д.Карнеги. М.: 1991.
  5. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игрокоррекций. М.: Новая школа, 1993
  6. Мусаелян В., Шляпникова Е. Нужны ли нам права? Методика социологического исследования. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 47-48
  7. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004, с 35-38
  8. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся.  «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18
  9. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.  «Практика административной работы в школе» №1. 2004,

     с 42-46

Методическая литература для детей

  1. Баклицкая Е.Р. Умения и навыки исследовательского изыскания. ж «Завуч» , №2, 2000, с113-122.
  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: 1985.
  3. Занков Л.В. О предмете и методах исследований. М.: 1962.
  4. Ишкова Л.В. Формирование исследовательской культуры – Новокузнецк: Издательство ИПК, 1997.
  5. Кузьмина Л.В. Методы исследования педагогической деятельности.

     ж «Завуч» , №3, 1999, с101-108.

  1. Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы – Л.: Ленуприздат 1991, с 24
  2. Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ во внеурочной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы

В данной работе описывается личный опыт создания положительной учебной мотивации на примере работы в кружке по бисероплетению....

Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность" (5-11 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Экскурсионная деятельность"  (5-11 классы) Программа рассчитана на 34 часа.Посещение экскурсий рекомендуется 1 раз в триместр. В...

Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 6 класса

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...