Конспект урока литературы в 11 классе "И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы
ЦЕЛИ: Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..
ЗАДАЧИ: формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок № 6 Л-11
ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы
ЦЕЛИ: Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..
ЗАДАЧИ: формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. ХОД УРОКА:
- Оргмомент.
- Готовность к уроку.
- Сообщение целей урока.
- Проверка домашнего задания.
1. Отправимся вслед за героями в Москву.
- Экскурсия от имени героя
«Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...»
- По какой Москве, древней или современной героям, мы путешествовали?
- Экскурсия от имени героини
- Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.
- Как можно назвать экскурсию от имени героини? «Древняя святая Москва»
- Выяление психологизма и особенностей «внешней изобразительности» бунинской прозы
- Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя.
В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности – внутренний мир героини - свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).
- Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
- О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе?
Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после Масленицы.
Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту.
Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».
- Символично ли название рассказа ?
Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную
- Интерпретация темы любви в романе.
- Многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизана книга Бунина «Темные аллеи», является ЛЮБОВЬ.
- По какому же принципу в книге объединены рассказы? (Все показывают многоликую любовь с разных сторон).
- А теперь давайте подумаем, какие лики любви предстают перед нами в рассказе «Чистый понедельник» . В начале рассказа перед нами урбанистический пейзаж Москвы. «Темнел московский серый зимний день <…> мутно чернеющие прохожие». В чем особенность данного пейзажа? За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться <…> часом, проведенным возле нее». Это тоже импрессионистское описание.
- Как бы вы назвали такое состояние? (Смятение. Ученики записывают слово любовь, отводят от него стрелки, под каждой из которых пишут какое-либо состояние).
- А почему описанию смятения предшествует пейзаж? (Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя).
- Это не единственный пример соседства пейзажа и душевного состояния героя в рассказе. «За одним окном <…> остывал от горячего дурмана». Как вы бы назвали этот лик любви? (Страсть, дурман).
- Почему перед сценой страсти упоминается храм Христа Спасителя, мы ответим потом.
- «И опять весь вечер мы говорили <…> больше не заговаривал о браке» (Любовь - семейное счастье).
- «Вот все говорил, что я мало о нем думаю <…> моргает ее мокрая ресница» (Любовь – нежность).
- «И вот одна из идущих посередине <…> тихо вышел из ворот» (Любовь – тоска, ностальгия).
- Мы не случайно с вами обратились к рассказу «Чистый понедельник», потому что, как вы видите, любовь здесь предстает очень многоликой. Но обратите внимание на название рассказа.
- Перед каким православным событием наступает чистый понедельник? (Перед Великим Постом).
- Почему именно в этот день расстаются герои? (Это говорит о святости их отношений).
- Заключительное слово учителя.
В рассказе упоминается Храм Христа Спасителя, звучат отрывки из молитв и житий, дается картина крестного хода. Именно СВЯТОСТЬ берет под общий знаменатель страсть, нежность, смятение и помогает обрасти человеческим отношениям лик любви.
- Домашнее задание:
- Отметить в рассказе изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, антитезу оксюморон (От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)»). ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологизм и особенности "внешней изобразительности" прозы И.А.Бунина (анализ рассказа "Антоновские яблоки")
Урок-исследование прозы И.А.Бунина на основе анализа рассказа "Антоновские яблоки"...
Презентация к уроку литературы 5 класс В.И.Бунин "В деревне"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по УМК Меркина...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.
Конспект открытого урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Конспект урока в 5 классе «И.А. Бунин. “Снежный бык”».
Тема: «И.А. Бунин. “Снежный бык”». Класс: 5.Предмет: родная (русская) литература....