Конспект урока литературы в 11 классе "И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Шестопалова Нина Петровна

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ: Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся,  развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ: формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Урок № 6                                            Л-11

ТЕМА: И.А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы

ЦЕЛИ: Выявление художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся,  развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа..

ЗАДАЧИ: формулирование выводов; выявление причинно-следственных связейВыявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси. ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  1. Готовность  к уроку.
  2. Сообщение  целей урока.
  1. Проверка домашнего задания.

1. Отправимся вслед за героями в Москву.

  • Экскурсия от имени героя

«Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...»

  • По какой Москве, древней или современной героям, мы  путешествовали?
  • Экскурсия от имени героини
  • Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.
  • Как можно назвать экскурсию от имени героини?   «Древняя святая Москва»
  1. Выяление психологизма и особенностей  «внешней изобразительности» бунинской прозы
  1. Почему так важны были для героини вид  из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя.

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности – внутренний мир героини - свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев  «И. Бунин»).

  1. Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
  2. О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе?

Чистый понедельник – первый день великого поста, наступающего после  Масленицы.

Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту.

Великий пост – 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие – христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

  1. Символично ли название рассказа ?

Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью- суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни. Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную

  1. Интерпретация темы любви в романе.
  1. Многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизана книга Бунина «Темные аллеи», является ЛЮБОВЬ.
  2. По какому же  принципу в книге объединены рассказы? (Все показывают многоликую любовь с разных сторон).
  3. А теперь давайте подумаем, какие лики любви предстают перед нами в рассказе «Чистый понедельник» . В начале рассказа перед нами урбанистический пейзаж Москвы. «Темнел московский серый зимний день <…> мутно чернеющие прохожие». В чем особенность данного пейзажа? За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться <…> часом, проведенным возле нее». Это тоже импрессионистское описание.
  4.  Как бы вы назвали такое состояние? (Смятение. Ученики записывают слово любовь, отводят от него стрелки, под каждой из которых пишут какое-либо состояние).
  5. А почему описанию смятения предшествует пейзаж? (Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя).
  6. Это не единственный пример соседства пейзажа и душевного состояния героя в рассказе. «За одним окном <…> остывал от горячего дурмана». Как вы бы назвали этот лик любви? (Страсть, дурман).
  7. Почему перед сценой страсти упоминается храм Христа Спасителя, мы ответим потом.
  8. «И опять весь вечер мы говорили <…> больше не заговаривал о браке» (Любовь - семейное счастье).
  9. «Вот все говорил, что я мало о нем думаю <…> моргает ее мокрая ресница» (Любовь – нежность).
  10. «И вот одна из идущих посередине <…> тихо вышел из ворот» (Любовь – тоска, ностальгия).
  11. Мы не случайно с вами обратились к рассказу «Чистый понедельник», потому что, как вы видите, любовь здесь предстает очень многоликой. Но обратите внимание на название рассказа.
  12. Перед каким православным событием наступает чистый понедельник? (Перед Великим Постом).
  13.  Почему именно в этот день расстаются герои? (Это говорит о святости их отношений).
  1. Заключительное слово учителя.

В рассказе упоминается Храм Христа Спасителя, звучат отрывки из молитв и житий, дается картина крестного хода. Именно СВЯТОСТЬ берет под общий знаменатель страсть, нежность, смятение и помогает обрасти человеческим отношениям лик любви.

  1. Домашнее задание:
  2. Отметить в рассказе  изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, антитезу оксюморон (От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)»). ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологизм и особенности "внешней изобразительности" прозы И.А.Бунина (анализ рассказа "Антоновские яблоки")

Урок-исследование прозы И.А.Бунина на  основе анализа рассказа "Антоновские яблоки"...

Презентация к уроку литературы 5 класс В.И.Бунин "В деревне"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по УМК Меркина...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.

Конспект открытого урока  литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока в 5 классе «И.А. Бунин. “Снежный бык”».

Тема: «И.А. Бунин. “Снежный бык”». Класс: 5.Предмет: родная (русская) литература....