Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина (рассказ «Антоновские яблоки»).
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Остапенко Ирина Александровна

Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм — лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poetika_ostyvshih_usadeb_11_kl.docx33.85 КБ
Office presentation icon poetika_ostyvshih_usadeb.ppt1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе.

Тема урока: Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина («Антоновские яблоки»).

Цель урока: раскрыть родовые, главные черты бунинского мировосприятия, бунинского стиля.

Эпиграф: Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно. (М. Горький

Цитата: “…вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то”. (И. Бунин)

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя по биографии Бунина.

Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм — лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гордился своим происхождением он был старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский.

Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь традициями культуры, с одной стороны, и связь с «народом и землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным.

Бунин никогда не брал на себя роль пророка; его произведения, проникнутые тревогой за судьбу России, — это честный, глубокий анализ. «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности; я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом; … я мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Палестине, в Египте, в Алжире... Я, как сказал Саади, «стремился обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические...», — писал он в автобиографии. Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел «почти звериный глаз, нюх, осязание».

Из воспоминаний Г. В. Адамовича: «У Бунина ум светился в каждом его слове, и обаяние его этим усиливалось. А обаятелен он бывал, как никто, когда хотел, когда благоволил быть обаятельным. Но даже не это было важно. Важно было, что его словами, о любой мелочи, говорило то огромное, высокое, то лучшее, что у нас было: дух и голос русской литературы».

Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его современниками: ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и 1909), Бунин был избран почетным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности (1909), в 1911 и 1915 гг. он был удостоен Золотых Пушкинских медалей. Уже в эмиграции, в 1933 году первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию.

Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.

Тема любви — одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена» — в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое — счастье оказывается недостижимым.

II. Проверка домашнего задания.

Дома вы читали рассказы И. А. Бунина о любви.

Работа в группах.

Беседа по рассказу «Легкое дыхание» (1916 год)

В апрельский день я от людей ушла.

Ушла на век покорно и безгласно –

И все ж была я в жизни не напрасно.

Я для любви не умерла.

                        И. А. Бунин

Вершиной творческого наследия Бунина заслуженно считается рассказ «Легкое дыхание», в котором так лаконично и ярко запечатлен образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на трагическую судьбу девушки…

Все в этом произведении построено на выразительных контрастах, без которых невозможно понять авторские выводы.

Композиция рассказа циклическая, замкнутая. Повествование об истории жизни начинается «с конца», с описания кладбища и заканчивается тем же, что само по себе очень символично. Сначала читатель узнает о гибели героини, а уже после следует рассказ о том, почему это произошло.

Уже с первых строк произведения складывается двойственное ощущение: пустынного, мрачного кладбища, серого апрельского дня, холодного ветра, который все «звенит и звенит фарфоровым венком у подножья креста», а на нем – «фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символы судьбы Оли Мещерской.

Описывая безоблачное детство девушки, гимназические годы, Бунин подчеркивает разрыв между внешним и внутренним состоянием героини: «Незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена...».

Перед читателем предстает то милая девушка «розовым вечером на катке», которая «казалась самой беззаботной, самой счастливой», то полуребенок, признающийся на переменке в том, что она уже женщина.

Автор выразительно передает странную логику поведения Оли Мещерской. Головокружителен ритм ее жизни: балы, стремительность перемен, неожиданные поступки. Логична последующая реакция окружающих: «Она совсем сошла с ума».

Мастерски и убедительно рисует Бунин картину духовной нищеты этого самого окружения Оли, состоящего из цепочки на редкость равнодушных к ней лиц. И эта мысль о том, что в однообразном, бездушном мире чистые порывы обречены, вносит трагическую интонацию в рассказ.

В  финале  произведения  Оля  говорит о настоящей красоте женщины: «...там, понимаешь, столько насказано, что все не упомнишь... но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть...»

Легкое дыхание, по мысли Бунина, – это главное из качеств, которым должна обладать женщина, часть ее красоты, нечто прекрасное и неуловимое. И этим в полной мере обладала Оля Мещерская.

Ее легкое дыхание – в способности жить естественно, не притворяясь, не жеманничая. Оля – воплощение «живой жизни» в отличие от противопоставленной ей «классной дамы», символизирующей неспособность быть естественной.

Она живет воображением, создавая для себя некий идеал, искусственный смысл своего существования. «Классная дама» обитает в выдумке, и, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, она каждый день ходит на могилу Мещерской.

Своим недолгим существованием молодая гимназистка дает многим урок жизни. В описании этой девушки, ее поступков ощущаешь сначала что-то странное, необычное. Лишь потом понимаешь, что единственное, заложенное в Оле, – это естественность. Естественность и называет Бунин жизнью.

Однако легкое дыхание, вобранное в себя молодой девушкой, после смерти снова рассеивается в мире, а «ясные и живые» глаза героини сияют с фарфорового медальона на ее могиле.

Таким образом, автор раскрывает читателю не только красоту, но и ее непостижимость мечты обрести особенную, неповторимую судьбу из-за пошлого окружения и бездумного порхания по жизни.

По мысли автора, такая мечта не может исчезнуть, как не может исчезнуть тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству. Поэтому, как живая, смотрит веселыми глазами с фотографии молодая гимназистка Оля Мещерская.

Обсуждение рассказа «Митина любовь» (1925 год)

Рассказ г истории возвышенной и глубоко трагической любви, мучительной любви. Ощущение катастрофичности бытия, непрочности человеческих отношений и самого существования, обреченности любящего человека на одиночество усиливает ощущение катастрофичности эпохи, разлада в обществе, социальных катаклизмов. Бунин подчеркивает постоянный жизненный контраст: с одной стороны, чистота души, искренность чувств, с другой — несовершенство окружающего мира, жизни, отвергающей истинные чувства.

— Как соотносится в рассказе состояние природы с состоянием героя?

(Начало рассказа — описание «последнего счастливого дня» Митиной любви. Счастье Мити согласно состоянию природы солнце, весна, жаворонки, тепло, капель, все сияет и радуется. Но «неистовое желание, требование счастья» сопровождается предчувствием беды, Митя чувствует: «что-то случилось или вот-вот случится и что он погиб, пропал!». В заключительных главах нарастает «необъяснимая тревога» — и дождь льет с утра до вечера, смешиваясь как будто с Митиными слезами, «было холодно, пронзительно сыро, темно от туч». Усиливается мрачный колорит: «стало быстро темнеть»; «дождь шумел повсюду», и Митю охватывает «необъяснимый, все растущий ужас». Он сознает вдруг, «что в мире так чудовищно безнадежно и мрачно, как не может быть и в преисподней, за могилой». Грубость, равнодушие и беспощадность жизни тем страшнее, что слишком живы воспоминания о «прекрасной любви в том прекраснейшем весеннем мире, который еще так недавно был подобен раю». Любовь-боль героя «так сильна, так нестерпима», что смерть кажется желанным избавлением от ужасов жизни.)

Как сон, как обрывок чужого разговора, таинственна любовь помещика Хвощинского в рассказе «Грамматика любви» (1915) к горничной Лушке, которая совсем и «нехороша была собой», но загадочна «в своем обаянии».

Буквально оцепенев после неожиданной смерти любимой, герой больше  20  лет  просидел  на  кровати  в ее комнате, никуда не показываясь и перечитывая до бесконечности старинные книги о любви. И об этом много лет спустя толкуют люди, стараясь понять, что за человек был этот помещик – «сумасшедший» или «ошеломленная, все на одном сосредоточенная душа».

Безумный для кого-то, для других он «не теперешним чета».

Иногда вихрь описанных Буниным чувств переходит в смерч, приносящий жертвы на алтарь любви. Так, в рассказе «Сны Чанга» (1916), написанном в форме смутных видений верной собаки-друга, печально доживает свой век капитан, когда-то храбрый, сильный и уверенный в себе человек, а теперь опустившийся бедняк. Он тоже на всю жизнь ранен любовью к женщине, прелестной, но бессердечной. Он не слишком много о ней говорит, однако совершенно ясно, что все его мысли и чувства полны ею. Единственная любовь, навечно опаляя сердце зрелого человека, лишает его сил сопротивляться жизненным невзгодам, не позволяет ему увидеть  возможность  счастья  с  другой,  но не мешает ему любить жизнь в целом.

Если в других рассказах Бунина любовь трагична, потому что не разделена, одинока, то в «Солнечном ударе» (1925) ее трагичность именно в том, что она взаимна и слишком прекрасна для того, чтобы продлиться.

Мы не знаем ни имен, ни возраста героев новеллы. Поручик, должно быть, уже немолодой человек, немало повидавший в своей жизни. Однако ту настоящую любовь, которая бывает раз в жизни, ему суждено встретить тогда, когда он и сам этого не ожидает.

У нее семья, муж, которого она, должно быть, любит, но эта любовь не идет ни в какое сравнение с той, которую она испытывает на пароходе. Она, не ожидая от себя таких чувств, утром называет это «затмением», «солнечным ударом». Он бежит из номера, где все напоминает ему о ней, но образ «прекрасной незнакомки» неотступно стоит перед глазами.

«Странное приключение», «забавное знакомство» оборачивается большой  любовью,  перевернувшей  все  в  сознании  поручика,  который чувствует «себя постаревшим на десять лет». Он понимает, что встретил и потерял, может быть, единственного человека, который мог бы дать ему счастье.

В рассказе «Натали» (1941) память помогает герою осознать странности его первой любви. Драма Мещерского – в двойственности его чувства.

В поисках любви без романтики студент-первокурсник оказывается на перепутье – между Черкасовой, к которой испытывает «страстное телесное упоение», и ее подругой Станкевич, вызывающей в нем «мучительную красоту обожания». И то, и другое кажется ему любовью.

Юноша ропщет на свою судьбу: «За что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие страстные...». Подлинность чувств покажет время. Физическое влечение к Соне на расстоянии увядает также быстро, как и ее подарок – красная бархатная роза. Настоящая любовь к Натали остается, разлука еще больше разжигает высокое чувство. На короткое время, всего лишь на несколько месяцев, но герои все же постигают счастье подлинной любви.

Новелла за новеллой возникает в нашем воображении галерея литературных героев, пленяющих нас глубокими чувствами, так поразительно тонко и верно описанными Буниным.

Любовь в произведениях Бунина мимолетна и неуловима. Писатель позволяет своим героям лишь вкусить запретный плод, насладиться им, а после лишает их радостей, надежд, даже жизни.

Персонажи его произведений никогда не обретают вечного счастья, потому что к нему привыкают, а любовь по привычке не может быть лучше, чем молниеносное, но искреннее чувство. Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она остается навсегда в памяти героев так, как мимолетна в жизни.

Вершиной творчества Бунина стала книга «Темные аллеи», которую он написал, уже будучи лауреатом Нобелевской премии, а лучшим произведением – рассказ, о котором автор говорил: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».

Особенностью сюжета рассказа является его соответствие «бунинской формуле», которую можно вывести, прочитав весь цикл «Темные аллеи»: вспышка любви, яркой, страстной и глубокой; момент волшебного счастья в гармонии со всем миром; непреодолимое препятствие; крах всех надежд. С точки зрения современного человека, помехи на пути влюбленных, может быть, кажутся ничтожными. Но «мелочи» вырастают в восприятии героев, превращаются в нечто фатальное, роковое. Становится понятно, что для них возможно либо полное, ничем не замутненное счастье, либо никакое. Для них переживание полноты жизни возможно лишь в краткие мгновения.

Кто же они, эти герои? «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами», – признается рассказчик. Но это, наверное, единственное, что их объединяло.

На мой взгляд, они были совершенно противоположными, что подчеркнуто противопоставлениями, которыми пронизан весь рассказ. Различны их характеры: «насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива».

Различны  их  вкусы:  молодой  человек  приносил  девушке  книги современных авторов, а она цитировала Платона Каратаева, героя романа Л. Толстого «Война и мир».

Каждый вечер, признается рассказчик, он водил возлюбленную на концерты, в театры и рестораны, а ей, оказывается, этого не надо: «Что ж все кабаки да кабаки, – прибавила она. – Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище...»

Такое неожиданное несоответствие заинтриговывает читателя. Загадочный характер главной героини привлекает наше внимание.

«Чистый понедельник» – это не то произведение, финал которого очевиден с самого начала, но все же он заканчивается «по-бунински»: молодые не находят счастья в любви: девушка красоты шамаханской царицы, которая могла быть, по ее словам, певицей и петь на эстраде, уходит в монастырь. Символично название рассказа: героиня принимает важное решение, отрекаясь от радостей жизни, в первый день Великого поста, когда строгость соблюдения церковных обрядов, внутренняя сосредоточенность человека, потребность в покаянии сменяют предшествовавшее им масленичное веселье.

Звучат в нас голоса полюбившихся героев:

«Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни» (Хвощинский).

«Какое неземное слово любовь, сколько ада и прелести в нем» (Мария Сосновская).

«Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело» (Надежда).

«Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!» (Герой рассказа «Руся»).

«Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная музыка в мире не дает счастья?» (Натали).

Отчаянно призывая ценить любовь, Бунин своими новеллами очеловечивает наши чувства.

III. Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки».

Работа в группах.

Рассказ «Антоновские яблоки» был опубликован  в 1900 году в журнале «Жизнь». «Антоновские яблоки» имел подзаголовок «Картины из книги «Эпитафии» ( надгробная речь)

Рассказ начинается и заканчивается многоточием. Это значит, что в нем ничего не начинается и ничего не заканчивается. Жизнь человека конечна, но жизнь бесконечна.

Первое, на что обращаешь внимание при чтении рассказа, - это на отсутствие сюжета в привычном понимании, т.е. отсутствии событийной динамики. «Антоновские яблоки» - ностальгия поэта по уходящей России, тому, что уже ушло и никогда не придет.

В результате жеребьевки каждая группа получает вопрос, на обсуждение которого дается 5–7 минут. Вопросы были озвучены учащимся заранее, чтобы дать  возможность предварительно подготовиться.

1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа?

Чтобы  помочь  выполнить  это  задание,  предлагаются  лексические модели:

ностальгия по угасающим дворянским гнездам;

элегия расставания с прошлым;

картины патриархального быта;

поэтизация старины; апофеоз старой России;

увядание, запустение усадебной жизни;

грустный лиризм рассказа.

2. В чем особенности композиции? Составьте план рассказа.

Осмысливая композицию, приходим к выводу, что рассказ построен как мозаика разнородных впечатлений, воспоминаний, лирических откровений и философских раздумий.

В чередовании глав видим прежде всего календарные изменения в природе и связанные с ними ассоциации.

1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду.

2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду.

3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду.

4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.

3. Какой представляется личность лирического героя?

Лирический герой по своему душевному настрою близок самому автору. Его облик нарисован эскизно, он не персонифицирован (внешность, биография и т. д.).

А  вот  духовный  мир  этого  человека  можно  представить себе очень живо.

Нужно отметить его патриотизм, мечтательность, поэтически-тонкое видение мира: «А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

В центре изображения не только последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, к примеру, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека.

«Раннюю погожую осень», с описания которой начинается повествование, мы видим глазами мальчика, «барчука».

Во второй главке лирический герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию.

В третьей и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, безысходно тоскливые: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные... В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки».

В рассказе Бунина «Антоновские яблоки» звучат мотивы увядания и запустения дворянских гнезд, мотив памяти и тема России. Разве не печально  наблюдать,  как  все  дорогое  тебе  с детства безвозвратно уходит в прошлое?

Для наследника дворянской литературы И. А. Бунина, гордящегося своей  родословной  («столетний  отбор  крови и культуры!», по выражению И. Ильина), таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян.

Увядание дворянских гнезд ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем. Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе.

«Антоновские яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. С огромной художественной силой в них запечатлены образ родной земли, ее богатства и непритязательная красота.

Жизнь неуклонно движется вперед, Россия только что вступила в новый век, а писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.

В своем «осеннем» рассказе Бунин тонко уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого.

Критики единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью.

Бунин – непревзойденный мастер словесной чеканки. В «Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом.

Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.     «Антоновские яблоки» Бунина – это гимн поэта своей Родине.

«...помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести».

Томит меня немая тишина.

Томит гнезда родного запустенье.

Я вырос здесь. Но смотрит из окна

Заглохший сад. Над домом реет тленье...

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем., прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина («Антоновские яблоки»). “… вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то”. (И. Бунин) «Это хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно». (М. Горький) МБОУ СОШ с. Донское учитель русского языка и литературы Остапенко И. А.

Слайд 2

Из воспоминаний Г. В. Адамовича: «У Бунина ум светился в каждом его слове, и обаяние его этим усиливалось. А обаятелен он бывал, как никто, когда хотел, когда благоволил быть обаятельным. Но даже не это было важно. Важно было, что его словами, о любой мелочи, говорило то огромное, высокое, то лучшее, что у нас было: дух и голос русской литературы».

Слайд 3

Проверка домашнего задания «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». (И. А. Бунин)

Слайд 4

Звучат в нас голоса полюбившихся героев: «Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни» (Хвощинский). «Какое неземное слово любовь, сколько ада и прелести в нем» (Мария Сосновская). «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело» (Надежда). «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!» (Герой рассказа «Руся»). «Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная музыка в мире не дает счастья?» (Натали).

Слайд 5

Многогранность чувства любви у Бунина. «Лики любви» в бунинских рассказах: - любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»); - любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»); - любовь – лебединая верность («Грамматика любви»); - любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»); - «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем - своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»); - любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»); - любовь – обида («Темные аллеи»); - любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»); - любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»); - любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»). «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).

Слайд 6

Домашнее задание. Темы сочинений по тематическому направлению «Любовь»: 1. Внезапность и красота любви в рассказах И. А. Бунина. 2. "И первый стих, и первая любовь пришли ко мне с могилой и весною..." (любовь и смерть в прозе Бунина). 3. "Ты и блаженство, и безнадежность..." (концепция любви рассказах И. Бунина). 4. "Лики любви" в цикле рассказов Бунина "Темные аллеи". 5. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена» (по рассказам И. Бунина) Тема сочинения по тематическому направлению «Дом»: Поэтическое восприятие родины, родного дома в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Психологизм и особенности "внешней изобразительности" прозы И.А.Бунина (анализ рассказа "Антоновские яблоки")

Урок-исследование прозы И.А.Бунина на  основе анализа рассказа "Антоновские яблоки"...

Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»

Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки».

Методические рекомендации к уроку литературы по рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки»....

"Чудная" власть прошлого в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки»

Урок по рассказу И.А.Бунина "Антоновские яблоки" в 11 классе...

Урок литературы в 11 классе "Мастерство И.А.Бунина в рассказе "Антоновские яблоки"

Данный урок представляет собой смысловое чтение рассказа И.А.Бунина (главы 1). Урок позволяет приблизиться к пониманию основной мысли рассказа, даёт представление об изобразительно-выразительных средс...