ПРОЕКТ «Успеть за 60 секунд»
проект на тему
Психолого-методические рекомендации для подготовки учащихся к выполнению заданий ГИА по информатике и ИКТ.
Авторы проекта
Гиниятова Лилия Ринатовна
учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани
Ефремова Наталья Валерьевна
учитель математики и информатики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишево
Казанцева Мария Юрьевна
учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» Ново-Савиновского района г.Казани
Научный руководитель
Яковенко Татьяна Владимировна,
доцент отделения общего образования ПМЦ ПК и ППРО КФУ
Казань, 21 октября – 1 ноября 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_-_itog.doc | 983 КБ |
proekt.pptx | 273.15 КБ |
proekt_dlya_roditeley.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТ
«Успеть за 60 секунд»
Психолого-методические рекомендации для подготовки учащихся к выполнению заданий ГИА по информатике и ИКТ.
Авторы проекта
Гиниятова Лилия Ринатовна
учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани
Ефремова Наталья Валерьевна
учитель математики и информатики МБОУ «Гимназия №1» г.Лаишево
Казанцева Мария Юрьевна
учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43» Ново-Савиновского района г.Казани
Научный руководитель
Яковенко Татьяна Владимировна,
доцент отделения общего образования ПМЦ ПК и ППРО КФУ
Казань, 21 октября – 1 ноября 2013 г.
Актуальность (анализ проблемы)
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В связи с тем, что технология и методика оценки учебных достижений, используемые ГИА, имеет форму тестирования, в основе которой лежат три типа тестовых заданий, возникает необходимость развития у учащихся умения работать именно с такими тестами. Своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к государственной итоговой аттестации будет способствовать успешному решению заданий, предлагаемых ГИА.
Концепция проекта
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.
Для успешного прохождения ГИА выпускнику, помимо наличия определенного объема знаний по конкретному общеобразовательному предмету, необходимы такие качества, как: стрессоустойчивость, высокий уровень концентрации и переключения внимания, устойчивость умственной работоспособности, достаточный объем памяти (зрительной, слуховой), сформированные механическая и словесно-логическая память, развитое мышление, способность принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляция поведения, правильное распределение времени и т.д.
Понятие ''готовность'' имеет два значения: ''согласие сделать что-нибудь'' и состояние, при котором все готово для чего-нибудь'' (С.И. Ожегов). Готовность также может рассматриваться и как состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.
Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Поэтому суть проекта заключается в психологической и практической подготовке учащихся к выполнению заданий ГИА за кратчайшее время.
Цель проекта: разработка и внедрение комплекта психолого-методических материалов для учащихся, их родителей и учителей при подготовке к выполнению заданий ГИА по информатике и ИКТ.
Задачи проекта:
- Поиск, адаптация и разработка необходимых методик психолого-педагогического сопровождения выпускников, развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у учащихся;
- Оказание методической и консультативной помощи родителям по вопросам подготовки учащихся к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций.
- Оказание методической и консультативной помощи учителям по вопросам подготовки учащихся к ГИА; разработка психолого-методических рекомендаций.
Целевая группа проекта
Учащиеся 9 классов, их родители, учителя информатики.
Участники проекта
Учащиеся 9 классов, их родители, учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог, школьное методическое объединение естественно-математического цикла.
Партнеры проекта
Для организации тренировочно-диагностических работ – РОО, СТАТГРАД.
Срок реализации проекта
2013-2014 учебный год
Место реализации проекта
Общеобразовательная школа, лицей, гимназия.
Основная часть
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный. Разработка и выпуск буклетов для учащихся, их родителей и учителей.
2. Основной.
- Проведение тренингов школьным психологом с учащимися и их родителями.
- Включение заданий ГИА по информатике и ИКТ в урочную систему.
- Организация тренировочно-диагностических работ в течение учебного года.
- Проведение родительских собраний по ознакомлению с организационными моментами и нормативно-правовыми документами организации ГИА по информатике и ИКТ.
3. Заключительный. Проведение бесед с учащимися после окончания экзаменов с целью выяснения эффективности проведённых занятий и предложенных рекомендаций. Оценочный анализ результатов ГИА.
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Подготовительный этап | ||||
1 | Разработка психолого-педагогических рекомендаций для учащихся в виде буклета | учебное учреждение | сентябрь | Учитель информатики совместно с психологом |
2 | Разработка психолого-педагогических рекомендаций для родителей в виде буклета | учебное учреждение | сентябрь | Психолог совместно с классным руководителем |
3 | Разработка психолого-методических рекомендаций для учителя | учебное учреждение | сентябрь | ШМО учителей естественно-математического цикла совместно с психологом |
Основной этап | ||||
1 | Проведение тренингов школьным психологом с учащимися. | учебное учреждение | сентябрь, ноябрь, январь, март, май | школьный психолог |
2 | Проведение тренингов школьным психологом с родителями. | учебное учреждение | сентябрь, ноябрь, январь, март, май | школьный психолог |
3 | Включение заданий 1 части ГИА по информатике и ИКТ в урочную систему. | учебное учреждение | в течение учебного года | учитель информатики |
4 | Организация тренировочно-диагностических работ. | учебное учреждение | в течение учебного года | РОО, администрация щколы |
5 | Проведение родительских собраний по ознакомлению с организационными моментами и нормативно-правовыми документами организации ГИА по информатике и ИКТ. | учебное учреждение | 1 неделя октября, декабрь, февраль, апрель | классный руководитель, администрация школы |
Заключительный этап | ||||
1 | Проведение бесед с учащимися после окончания экзаменов с целью выяснения эффективности проведённых занятий и предложенных рекомендаций. | учебное учреждение | июнь | классный руководитель, администрация школы, школьный психолог |
2 | Сравнительно - оценочный анализ результатов ГИА. | учебное учреждение | июнь | учитель информатики и ИКТ, ШМО учителей естественно-математического цикла, администрация школы |
Ресурсы
Нормативно-правовые:
- Федеральные законы
- Распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации
- Документы Министерства образования и науки РФ
- Распоряжения и письма Рособрнадзора
- Документы Департамента образования города Казани
- Документы ФИПИ
Материально-технические:
Компьютер для учителя, компьютеры для учащихся, интерактивная доска, документ-камера, канцтовары, принтер, сканер.
Кадровые:
Психолог, учитель информатики, классные руководители, администрация школы, учителя ШМО естественно-математического цикла.
Научно-методические:
- Учебники по информатике и ИКТ для 8-9 классов (под редакцией И.Г.Семакина, Угриновича Н.Д., Макаровой Н.В.).
- Сборник тематических тестов для подготовки к ГИА, Евич Л.Н., 2014.
- Сайты:
- www.fipi.ru
- www.rcmko.org
- mon.tatar.ru/rus/rcimko1.htm
- http://azps.ru/tests/tests_philips.html
- http://znanie.podelise.ru/docs/90216/index-1700.html
Информационные:
- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф/
- Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru, www.eor-np.ru ; http://rusobr.ru ; http://eorhelp.ru
- ФИПИ - www.fipi.ru
Организационные:
Индивидуальные консультации по информатике и ИКТ для учащихся, психологические тренинги с выпускниками и их родителями, классные часы, родительские собрания, заседания ШМО учителей естественно-математического цикла.
Финансовые:
Финансовое обеспечение для приобретения канцтоваров и обслуживания оргтехники осуществляется за счёт спонсорской помощи родителей.
Заключение
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Формирование позитивного отношения выпускников к процессу сдачи экзамена.
2. Освоение учащимися приемов планирования рабочего времени на экзамене, отработка навыков решения заданий ГИА за минимальное время.
3. Освоение учащимися техник саморегуляции и повышение сопротивляемости стрессу.
4. Повышение уровня включенности педагога в процесс подготовки учащихся к ГИА.
5. Повысить активность и инициативность родителей при подготовке выпускников к экзамену.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Применяемые методы диагностики: наблюдение, опросы, оценочные тесты и задания. Для анализа эффективности проекта диагностика проводится в три этапа: входной контроль (первичная диагностика) – первая неделя октября, промежуточный контроль – конец декабря, март, апрель, итоговый контроль – май (ГИА).
CОДЕРЖАНИЕ
| Страница |
Психолого-методические материалы для работы с учащимися. | 11 |
Психолого-методические рекомендации по работе с родителями. | 13 |
Психолого-методические материалы для работы с учителями. | 15 |
Приложение 1 | 19 |
Приложение 2 | 20 |
Приложение 3 | 22 |
Приложение 4 | 23 |
Приложение 5 | 26 |
Приложение 6 | 28 |
Приложение 7 | 30 |
Приложение 8 | 31 |
Приложение 9 | 34 |
Приложение 10 | 35 |
Приложение 11 | 37 |
Приложение 12 | 41 |
Литература | 42 |
Психолого-методические материалы для работы с учащимися.
Экзамены представляют собой трудную, но неизбежную часть нашей жизни. Процедура прохождения ГИА — деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций.
Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи экзамена:
- высокая мобильность, переключаемость;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
- четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
- сформированность внутреннего плана действий.
Выделяют следующие цели организации психологического сопровождения учеников в рамках психологической подготовки к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ:
- Ознакомление с процедурой.
- Формирование адекватного реалистичного мнения о ГИА.
- Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
- Развитие основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзамена.
В рамках реализации первых двух целей учитель информатики совместно с педагогом-психологом может добиться преодоления процессуальных трудностей выпускников, связанных с недостаточной осведомленностью учеников о процедуре ГИА и ЕГЭ. Реализация третьей цели решает задачи преодоления личностных трудностей, формирования адекватной стратегии поведения во время экзамена и снятия эмоционального напряжения перед и в ходе экзамена. Четвертая цель решает трудности, связанные с когнитивными особенностями деятельности выпускников.
Психологическое сопровождение учеников реализуется следующими способами:
1. Психологическая диагностика. Проведение фронтальной диагностики учащихся выпускных классов: выявление детей группы риска, диагностика уровня тревожности. По результатам проведенной диагностики школьный педагог-психолог составляет программу коррекционной работы и программу психологического сопровождения. На этом этапе можно сформировать группу поддержки, состоящую из детей, у которых могут возникнуть трудности в подготовке к экзаменам. Работа с группой поддержки может вестись в рамках индивидуальных или групповых консультаций, проведения тренинговых занятий корректирующей направленности.
2. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся. Проведение консультативной работы с выпускниками по преодолению трудностей и развитию навыков, способствующих эффективной сдаче ГИА: снятие тревожного состояния, обучение контролю стрессовых проявлений, решение когнитивных и личностных трудностей;
3. Тренинговые занятия с учащимися. Групповые занятия и классные часы по контролю эмоций, преодолению стрессового состояния (личностные трудности), ознакомлении с процедурой сдачи экзаменов, проведение встреч с выпускниками прошлого учебного года, уже сдавших экзамены (процессуальные трудности), выработка индивидуального стиля работы (когнитивные трудности).
4. Информационная поддержка. Составление, выпуск различной информационной литературы – буклеты, памятки, брошюры. В рамках данного направления также рекомендуется оформление информационного стенда для учеников («Сдаем ГИА», «В день экзамена» и т.п.).
Более подробно рекомендуемые памятки, приёмы и упражнения предложены в Приложениях 1-7 проектной работы.
Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.
Психолого-методические рекомендации по работе с родителями.
Еще одним направлением работы является взаимодействие с родителями выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.
К тому же, родители могут служить транслятором психологического воздействия на детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к экзаменам, снижению стрессовых состояний, преодолении трудностей различного происхождения. Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.
Основные направления работы с родителями выпускников.
1. Индивидуальное и групповое консультирование. Проведение консультационных мероприятий с родителями выпускников по интересующим их темам. Наметить тематику групповых занятий можно на первом родительском собрании выпускного класса и запланировать эти консультации в течение всего учебного года. Также можно рекомендовать по результатам диагностики выделить среди учащихся выпускных классов детей, входящих в группу риска (и создать группу поддержки) и организовать индивидуальные и групповые встречи с родителями этих детей. Тематику консультаций можно выбрать разнообразную: «Как справиться со стрессом», «Как помочь ребенку перед экзаменом», «Стратегия подготовки к экзамену» и т.п. Одним из направлений работы школьного педагога-психолога и классного руководителя является работа с родителями «тревожных» детей и с «тревожными» родителями, чтобы предотвратить перенос «тревожного» эмоционального состояния родителя на самого выпускника.
2. Участие в родительских собраниях. Школьный педагог-психолог регулярно проводит встречи с родителями выпускных классах этому направлению работы стоит уделить особое внимание. Во-первых, выступление на родительских собраниях позволит психологу рассказать о работе, проводимой школой в рамках сопровождения выпускников. Во-вторых, психолог может дать родителям важную информацию по организации внешкольной подготовки детей к экзаменам. Можно рекомендовать следующие темы выступлений на родительских собраниях: «ГИА и ЕГЭ – общие задачи семьи и школы», «Чем Вы можете помочь своему ребенку в период подготовки», «Как подготовиться к экзамену вне школы», «В день экзамена. Формирование позитивного настроя перед экзаменом», «Организация режима дня» и т.п.
3. Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных материалов для родителей выпускников в виде памяток, брошюр по различным темам: «Советы психолога», «Накануне экзамена» и т.п. Также можно предложить оформить информационный стенд для родителей выпускников с советами психолога.
4. Сотрудничество родителей и классного руководителя. Наибольший интерес и наибольшую тревогу вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ГИА, так как ни у одного из родителей сегодняшних старшеклассников нет собственного опыта сдачи ГИА. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Государственной Итоговой Аттестации. Классный руководитель может оказать такую помощь, используя определенные формы работы родителями.
После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.
Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности. Психологические рекомендации для родителей представлены в Приложениях 8-9.
Психолого-методические материалы для работы с учителями.
Успешность мероприятий подготовки учащихся к экзаменам в формате ГИА зависит от комплексного подхода к решению данной проблемы в рамках психолого-педагогического взаимодействия школы и выпускника. Особенно важным следует считать блок психологической поддержки учителей, выпускающих своих учащихся на экзамены. От знания психологических особенностей развития и трудностей, возникающих у девятиклассников в процессе подготовки к экзаменам, зависит выбор стратегии их поддержки учителем.
При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой форме, учителю информатики необходимо:
- адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- исключить «натаскивание» учащихся на выполнение заданий различного уровня сложности;
- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
- индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
- провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
- проанализировать результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.;
- составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;
- обсудить составленные планы со всеми участниками итоговой аттестации;
- провести практикумы с целью прогнозирования и предупреждения возможных ошибок учащихся, определить методические приемы по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся).
В ходе внутришкольного предметного мониторинга, организованного ШМО, необходимо выявить пробелы в знаниях учащихся, что позволит организовать ликвидацию их всеми учителями МО. Это повысит ответственность за результаты обучения.
Примерная тематика заседаний ШМО:
- различные аспекты организации работы педагогов по подготовке учащихся к ГИА (организация индивидуальной помощи учащимся по информатике и ИКТ, использование Интернет и медиа - ресурсов в подготовке учащихся к ГИА, учебное проектирование и подготовка к ГИА и др.);
- изучение положения «О формах и порядке проведения государственной итоговой аттестации в 2014 году», «Об изменениях в КИМах по предметам»;
- организация внутришкольного предметного мониторинга;
- анализ результатов диагностических и контрольных работ.
Руководители ШМО организуют посещение учителями семинаров по подготовке к ГИА, анализируют работу педагогов на совещаниях при заместителе директора по организации подготовки учащихся к итоговой аттестации, осуществляют контроль выполнения учебного плана учителями-предметниками, оказывают индивидуальную помощь учителям по использованию методической копилки ШМО, которая должна содержать большое количество методических материалов по данному направлению работы. Большое значение для обобщения и распространения опыта по данному направлению работы имеет организация проведения открытых уроков по предметам, вынесенным на итоговую аттестацию (в рамках методических недель), посещение уроков итогового повторения, а также индивидуальные беседы с учителями о ходе подготовки к ГИА. Каждый руководитель ШМО должен оказывать постоянную помощь в обобщении опыта работы учителей по подготовке к ГИА.
Примерный алгоритм работы учащихся в группе при подготовке к ГИА и психолого-педагогическая подготовка учащихся к ГИА описаны в Приложениях 10-12.
Формы и методы работы учителя информатики при подготовке учащихся к ГИА:
- проведение предметной диагностики с целью оценки уровня усвоения учащимися учебной программы;
- проведение групповых занятий в рамках базисного учебного плана;
- проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами;
- проведение пробного тестирования.
Педагогам, проводящим подготовку девятиклассников к итоговой аттестации, важно помнить, что на результаты ГИА влияют:
1) уровень предметной подготовки;
2) уровень тестовой культуры выпускника;
3) психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
В связи с тем, что технология и методика оценки учебных достижений, используемые ГИА, имеет форму тестирования, в основе которой лежат три типа тестовых заданий, возникает необходимость развития у учащихся умения работать именно с такими тестами. Своевременная психолого-педагогическая и предметная подготовка к государственной итоговой аттестации будет способствовать успешному решению заданий, предлагаемых ГИА.
Приложение 1
Перед началом тестирования.
В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!! От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!
Во время тестирования.
- Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
- Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
- Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
- Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.
- Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
- Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
- Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!
Приложение 2
Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарий — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3—5 зевков.
Приложение 3
Приемы совладания с экзаменационной тревожностью.
1. Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников, сдающих ГИА или ЕГЭ, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.
Для того чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися.
2. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование или «очередной экзамен».
3. Разговор с самим собой. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того, чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с учителями, психологом, родителями или товарищами о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?
Приложение 4
Как развить внимание?
Если бы не было внимания, мы ничего не смогли бы запомнить. Основой памяти является внимание. А если качество запоминания напрямую зависит от внимания, то мы должны научиться управлять им и даже его тренировать. Для начала же ознакомимся с его свойствами:
1. объём;
2. сосредоточенность;
3. устойчивость;
4. распределение;
5. переключаемость.
Объём внимания – это то количество информации или объектов, которое человек может запомнить одновременно. Объём внимания у каждого человека разный, но считается, что среднестатистический человек может запомнить от 5 до 9 объектов одновременно. Можно добиться и лучших результатов. Сосредоточенность – одно из главнейших свойств внимания, поскольку от него зависит качество запоминания. Устойчивость – одна из ключевых характеристик внимания, с которой связаны производительность и эффективность умственной работы. Распределение внимания – выполнение в один промежуток времени нескольких действий при одновременном контроле над несколькими процессами или объектами. Переключение внимания – способность внимания переключаться с одного предмета на другой.
Внимание, как и память, нуждается в постоянной тренировке. Все выше перечисленные параметры внимания следует развивать. Но самое эффективное в этом направлении – развитие умений концентрации внимания. Сосредоточенность (концентрация) зависит от:
1. хорошей физической формы;
2. эмоционального настроя на работу и заинтересованности в ее результатах;
3. наличия базы, необходимой для восприятия новой информации.
Следовательно, выполняя эти условия, мы будем способствовать улучшению способности к сосредоточению, т.е. повышению качества памяти.
Поддержанию хорошей физической формы способствуют занятия спортом, особенно на свежем воздухе, правильное питание, отказ от употребления алкоголя и табака. Вы помните, что для нормального функционирования клеток мозга необходимы кислород и питательные вещества. Поэтому берем за правило, ежедневные вечерние прогулки на 15-20 минут и сон в хорошо проветренной комнате. Создание этих условий больших усилий от Вас не потребует.
А как быть с обеспечением заинтересованности? Ведь порой нам приходится заниматься не совсем любимым предметом. В этом случае подумайте, зачем Вам нужно то дело, которым Вы собираетесь заняться, какие выгоды ждут Вас в итоге, т.е. создайте мотив. Сложнее с созданием эмоционального настроя. Ведь это «штука» абсолютно индивидуальная, и вряд ли сработает какой-то единый рецепт.
Эмоциональный настрой в интеллектуальной работе зависит и от субъективных факторов, которые можно устранить усилием воли (лень, например), и от объективных, никак не зависящих от нас. Но бывает, что при выполнении конкретной интеллектуальной работы никак не удается сконцентрироваться на процессе.
Используйте один из приемов:
1. Проветритесь – побудьте 15-20 минут на свежем воздухе.
2. Примите бодрящий прохладный душ.
3. Медленно выпейте мелкими глотками стакан прохладной воды. Это придаст Вам сил и снимет легкую усталость.
4. Выполните мудру Хакини. Соедините кончики растопыренных пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки. Такое положение пальцев способствует взаимодействию правого и левого полушарий, при этом открывается доступ к правому полушарию, где хранится вся информация. Более того, эта мудра оказывает положительное действие и на дыхательный процесс, делая его глубже, что также хорошо сказывается на работе головного мозга.
Мудру Хакини можно практиковать в любое время для тренировки памяти, когда необходимо сконцентрироваться на чем-либо или припомнить что-нибудь из ранее прочитанного. Одно непременное условие: при выполнении мудр, при любом занятии умственной работы НИКОГДА не скрещивайте ноги!
Если Вам необходимо срочно что-нибудь вспомнить, соедините кончики пальцев обеих рук, при этом поднимите глаза вверх, а во время вдоха кончиком языка коснитесь десны. При выдохе верните язык в привычное положение. Затем сделайте глубокий вдох, и Вам в голову тут же придёт то, что Вы хотите вспомнить.
Приложение 5
Упражнения для снятия стресса.
Упражнение 1.
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упражнение 2.
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих,
1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
3. Напрягите и расслабьте икры.
4. Напрягите и расслабьте колени.
5. Напрягите и расслабьте бедра.
6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
7. Напрягите и расслабьте живот. S. Расслабьте спину и плечи-
9. Расслабьте кисти рук.
10. Расслабьте предплечья.
11. Расслабьте шею.
12. Расслабьте лицевые мышцы.
13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Упражнение 3.
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.
Приложение 6
Упражнения для улучшения памяти.
Упражнение 1.
(Это упражнение можно выполнять всегда и везде: например, при чтении газеты, журнала и т.д.). Посмотрите внимательно на рисунок, фотографию в течение 3-х секунд. Потом закройте глаза и представьте себе это изображение во всех деталях. При этом Вы можете задавать себе наводящие вопросы:
- Есть ли на изображении люди или животные?
- Если да, как я могу их описать?
- Есть ли растения? Какие?
- Что я могу вспомнить из предметов, изображенных на рисунке?
Откройте глаза и сравните представленную Вами картинку с ее оригиналом.
Упражнение 2.
Попробуйте вспомнить следующую информацию. Запишите то, что Вы вспомните. Постарайтесь затратить на воспоминание как можно меньше времени.
- Напишите номера телефонов, которые Вы помните на память.
- Напишите имена и фамилии Ваших одноклассников в 1, 3 или 5, 9 классах.
- Напишите названия книг, которые Вы прочитали за последний год, и имена авторов.
Это задание можно варьировать: например, попробуйте вспомнить домашние адреса Ваших друзей, почтовые индексы и т.д.
Упражнение 3.
Подчеркните все встретившиеся Вам буквы А.
ЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗЩГЛДРГУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХЩЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШХПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩРПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦРРЛЗЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДДВПАХУЦЩШГУВВПШОРНРЗЩОАЩГОАУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЩОАЩГОАЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦХЗОЛЭХХЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУХЗШУХЗШКРЙЗХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦ
Это упражнение развивает способность быстро выхватывать нужную информацию.
Упражнение 4.
Вы видите перед собой первые и последние буквы слов. Впишите остальные буквы, чтобы получилось слово.
К____________________Р
Г____________________Д
К____________________Н
Б____________________Я
З____________________Н
Т____________________Р
Р____________________Т
Н____________________З
Я____________________Б
Н____________________К
Д____________________Г
Р____________________К
Приложение 7
Приложение 8
- Психологическая подготовка родителей
Основные моменты психологической подготовки к ГИА | Трудности | Пути преодоления трудностей | Ответственные |
Взаимоотношения с детьми и педагогами |
|
| Классный руководитель, педагоги-предметники, педагог-психолог. |
Психологические рекомендации
Уважаемые родители!
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на сильные стороны ребенка,
- избегать подчеркивания промахов ребенка,
- проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
- создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Приложение 9
Приложение 10
Примерный алгоритм работы учащихся в группе
при подготовке к ГИА:
- индивидуальный анализ заданий теста и их выполнение;
- представление своих наработок в группе (опыта);
- подготовка выступления от группы и собственно выступление.
Предлагаемый алгоритм способствует:
- ознакомлению с процедурой проведения аттестации по новой форме
- снижению уровня тревожности обучающихся при прохождении аттестации;
- расширению опыта прохождения аттестации в форме теста;
- обогащение опыта наиболее эффективными способами преодоления трудностей;
- повышению уровня «тестовой успешности»;
- обучение объективной и субъективной трудности заданий и разумному выбору этих заданий;
- обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;
- повышению самооценки, чувства уверенности в себе;
- мобилизации в нужный момент максимума из минимума своих возможностей;
- самостоятельному выполнению заданий;
- знакомству обучающихся с электронными вариантами ГИА с использованием компьютера.
Анализ результатов ГИА (собственных, муниципальных, региональных, федеральных):
- выявляет уровень и качество предметной подготовки;
- выявляет уровень тестовой культуры обучающегося;
- выявляет психологическую готовность обучающихся демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке (в условиях ГИА);
- способствует совместному планированию выступлений педагогов и психолога школы;
- способствует презентации имеющегося у педагогов-предметников опыта.
Психологическая подготовка учителей
Основные моменты психологической подготовки к ГИА | Трудности | Пути преодоления трудностей | Ответственные | |
1. | Личностный фактор | Личностные особенности учителя | Встречи с психологом. Обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния. | Педагог-психолог |
2. | Подготовка обучающихся к прохождению итоговой аттестации | Опасение несоответствия результатов ГИА и текущих отметок. | Адекватная оценка своей деятельности по преподаванию предмета. | Педагог-предметник |
Ограниченность времени выполнения теста. | Активное использование тестовых технологий в предметном обучении. | Педагог-предметник | ||
Разные способности обучающихся. | Использование в работе тематических тестов (с 5 по 11 класс). Это позволяет реально повысить тестовый балл обучающихся; формировать соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля обучающихся; развивать навыки мыслительной работы обучающихся. Использование в работе с обучающимися дифференцированного подхода. | Педагог-предметник, педагог-психолог |
Приложение 11
Психолого-педагогическая подготовка учащихся к ГИА
№ п/п | Основные моменты психологической подготовки к ГИА | Трудности | Пути преодоления трудностей | Ответственные |
1. | Личностный фактор. | |||
Снижение уровня тревожности у обучающихся при подготовке и прохождении ГИА | Стрессовая ситуация экзамена. |
| Классный руководитель, педагоги-предметники, психолог, родители | |
Формирование у обучающихся твердого убеждения в положительном результате на ГИА. | Мобилизация учеником в нужный момент максимума из минимума своих возможностей |
| ||
Повышение самооценки у обучающихся, повышение чувства уверенности в себе. | Неуверенность в своих силах, знаниях по предмету. |
| ||
Подготовка к сдаче ГИА. | Техническая подготовка к сдаче ГИА. | Обучение выпускников способу выполнения заданий разных типов, а так же записи ответов в специальные бланки. Использование этих бланков для проведения самостоятельных и диагностических контрольных работ (необходимо обращать внимание на правильность заполнения, печатные буквы, запись символов и прочие технические условия). | Педагоги-предметники | |
Формирование психотехнических навыков (саморегуляция, самоконтроль, навык постановки и достижения цели, навык управления временем). | Распределение тем учебного материала, планирование работы. | Осуществлять повторение в ходе обобщающего повторения на уроках в школе, подготовительных курсах и самостоятельно обучающимися. Активно вводить новые тестовые технологии в систему обучения. Обучать способам логической работы с материалом (составление кратких схематические выписки, таблиц и т.п.). Выполнять как можно больше заданий различных типов, включенных в материалы ГИА. (Приложение 3) | Педагоги-предметники, выпускники | |
2. | Техника сдачи теста | |||
Обучение приему «спирального движения» по тексту | Полное несоответствие с традиционной методикой обучения школьников. «Зацикливание» на задании. | Обучить способам работы с тестом:
| Педагоги-предметники, выпускники | |
Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени. | Распределение времени на выполнение ГИА, постоянный жесткий контроль времени. | Выбор стратегии (примерный вариант): Ученик претендует на «5»: 6 минут – раздел А; 1 час 9 минут - задания части В; 1 час 15 минут - задания из С. Выполнение всех заданий на «5» не требуется. Ученик претендует на «4»: Первые 8-15 минут – уложиться с разделом А (не успели, вернуться после, при наличии времени); Следущий час – все, что удается из раздела В; Всё оставшееся время – посвятить разделу С. Ученик претендует на «3»: тренироваться в выполнении базовых заданий. Достаточно 8 из 18 правильно выполненных заданий, но с учетом возможных ошибок. Следует попытаться решить как можно больше. | Педагоги-предметники, выпускники | |
«Марафонский» (3 - 4 часа без перерыва) режим работы. | Специальная подготовка работы, выработка привычки «напрягаться в предмете». Тренироваться и приучать к жесткому режиму на курсах подготовки к ГИА (первые две недели – отдых между часами 5 мин., затем работа «без перерыва»). | |||
Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, разумному выбору этих заданий. | Учителя ориентированы на устранение пробелов в знаниях. | Проводить подготовку так, чтобы ученик самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов (проведение тестирований и диагностических работ). Научить избегать слабых мест при выполнении теста, выполнять те задания, в которых выпускник ориентируется хорошо. | Педагоги-предметники, выпускники |
В помощь выпускникам 9 классов, их родителям и учителям:
- Теоретический и практический разбор решений заданий ГИА по информатике и ИКТ: http://easyinformatics.ru/category/gia/page/6
- On-line тесты ГИА по информатике и ИКТ, созданные на основе демонстрационных вариантов ФИПИ: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Informatics-GIA-57/Default.aspx
- Учебно-методический комплекс «Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА-9», Л.Н. Евич, С.Ю. Кулабухова, 2013г.
- Учебно-методический комплекс «Информатика 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА: базовый, повышенный, высокий уровни», Л.Н. Евич, С.Ю. Лисица, 2013г.
Приложение 12
Литература
1. Беспалько В. Педагогический анализ ЕГЭ / Педагогическая диагностика. 2008. - № 6.
2. Валентьев А. ЕГЭ и успешность учеников в социуме. Народное образование. – 2008.- № 6.
3. Методические рекомендации учителям и учащимся. Электронные версии газет «Первое сентября» и «Педагогическое самообразование», 2012, 2013.
4. Ерхова М.В. Психологическая подготовка школьников к ГИА. Ульяновск: УИПКПРО, 2004
5. Макарова Г.Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ выпускников и их родителей.// Завуч. 2003. №4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ефремова Наталья Валерьевна-учитель математики и информатики 1 категории МБОУ «Гимназия № 1» г. Лаишево Майоров Петр Иванович учитель математики 1 категории МБОУ « Тоншерминская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ Авторы проекта :
Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Вопросы инфляции, повышение цен, рост стоимости акций, снижение покупательской способности касаются каждого человека в нашем обществе. Планирование семейного бюджета, выгодного вложения денег в банки, невозможны без умения производить несложные процентные вычисления. . Актуальность
Концепция проекта Предлагаемая программа поможет объединить разрозненные знания учащихся в целостную систему. На изучение темы «Проценты» в курсе математики отводится очень небольшое количество часов, а повторное обращение к данной теме не предусмотрено. Но текстовые задачи на проценты включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. В связи с тем, что технология и методика оценки учебных достижений, используемые ГИА, имеет форму тестирования, в основе которой лежат три типа тестовых заданий, возникает необходимость развития у учащихся умения работать именно с такими тестами.
Цель проекта: разработка и внедрение комплекта методических материалов для подготовки выпускников к решению задач по теме « Задачи на проценты», включенных в ГИА по математике. Разработка системы индивидуальных заданий . Задачи проекта: Изучить исторический, теоретический, практический материал по интересующему вопросу. Систематизировать задачи на проценты по типам и по сложности. Составить практические рекомендации по решению задач на проценты и их применение в повседневной жизни.
Целевая группа проекта Учащиеся 9 классов ( контрольная группа -8 класс ). Участники проекта Учащиеся 8-9 классов, учителя-предметники , классные руководители, школьное методическое объединение естественно-математического цикла. Партнеры проекта Для организации тренировочно -диагностических работ – РОО, СТАТГРАД. Срок реализации проекта 2013-2015 учебный год Место реализации проекта Общеобразовательная школа, гимназия .
Рекомендации для учащихся Задача 1 типа (нахождение процентов от числа) Алгоритм решения 1. Разделить число на 100 (узнать, чему равен 1%) 2. Умножить полученный результат на количество процентов. ПРИМЕР: В книге 120 страниц. Витя прочитал 30% всей книги. Сколько страниц прочитал Витя? РЕШЕНИЕ: 1) 120 :100=1,2 ( стр ) 2) 1,2 · 30 = 36 ( стр ) Ответ: 36 страниц прочитал Витя.
Рекомендации для учащихся Задача 2 типа (сколько процентов составляет одно число от другого) 1. Разделить одно число на другое, частное записать в виде десятичной дроби. 2. Умножить полученный результат на 100%. ПРИМЕР: В парке 1000 деревьев, из них 400 берез. Сколько процентов составляют березы от всех деревьев? РЕШЕНИЕ: 1) 400 : 1000 = 0,4 2) 0,4 · 100 = 40 (%) Ответ: березы составляют 40 процентов.
Рекомендации для учащихся Задача 3 ( нахождение числа по его процентам) 1. Разделить число на количество процентов (узнать, чему равен 1%) 2. Умножить полученный результат на 100%. ПРИМЕР: Витя прочитал 70 страниц, что составило 35% всей книги. Сколько страниц в книге? РЕШЕНИЕ: 1) 70 : 35 = 2 ( стр ) 2) 2 · 100 = 200 ( стр ) Ответ: в книге 200 страниц. .
Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности. Помогайте избежать ошибок. Поддерживайте выпускника при неудачах. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Рекомендации для учителей
Ожидаемые результаты реализации проекта : 1 . Формирование позитивного отношения выпускников к процессу сдачи экзамена. 2. Освоение учащимися приемов планирования рабочего времени на экзамене, отработка навыков решения заданий ГИА за минимальное время. 3. Освоение учащимися техник саморегуляции и повышение сопротивляемости стрессу. 4. Повышение уровня включенности педагога в процесс подготовки учащихся к ГИА. 5. Повысить активность и инициативность родителей при подготовке выпускников к экзамену.
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
Еще одним направлением работы является взаимодействие с родителями выпускников. Очень часто родители сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребенок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано на детей, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.
К тому же, родители могут служить транслятором психологического воздействия на детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к экзаменам, снижению стрессовых состояний, преодолении трудностей различного происхождения. Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.
Основные направления работы с родителями выпускников.
1. Индивидуальное и групповое консультирование. Проведение консультационных мероприятий с родителями выпускников по интересующим их темам. Наметить тематику групповых занятий можно на первом родительском собрании выпускного класса и запланировать эти консультации в течение всего учебного года. Также можно рекомендовать по результатам диагностики выделить среди учащихся выпускных классов детей, входящих в группу риска (и создать группу поддержки) и организовать индивидуальные и групповые встречи с родителями этих детей. Тематику консультаций можно выбрать разнообразную: «Как справиться со стрессом», «Как помочь ребенку перед экзаменом», «Стратегия подготовки к экзамену» и т.п. Одним из направлений работы школьного педагога-психолога и классного руководителя является работа с родителями «тревожных» детей и с «тревожными» родителями, чтобы предотвратить перенос «тревожного» эмоционального состояния родителя на самого выпускника.
2. Участие в родительских собраниях. Школьный педагог-психолог регулярно проводит встречи с родителями выпускных классах этому направлению работы стоит уделить особое внимание. Во-первых, выступление на родительских собраниях позволит психологу рассказать о работе, проводящейся школой в рамках сопровождения выпускников. Во-вторых, психолог может дать родителям важную информацию по организации внешкольной подготовки детей к экзаменам. Можно рекомендовать следующие темы выступлений на родительских собраниях: «ГИА и ЕГЭ – общие задачи семьи и школы», «Чем Вы можете помочь своему ребенку в период подготовки», «Как подготовиться к экзамену вне школы», «В день экзамена. Формирование позитивного настроя перед экзаменом», «Организация режима дня» и т.п.
3. Информационная поддержка. Составление и выпуск информационных материалов для родителей выпускников в виде памяток, брошюр по различным темам: «Советы психолога», «Накануне экзамена» и т.п. Также можно предложить оформить информационный стенд для родителей выпускников с советами психолога.
Психологические рекомендации
Уважаемые родители!
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка,
- Избегать подчеркивания промахов ребенка,
- Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
- Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного занятия кружка математики.«История человечества- миллионы лет или секунды…»
Данное интегрированное занятие кружка математики посвящено проблеме быстротечности времени и необходимости ценить каждый миг жизни....
Сценарий урока сольфеджио 1 класс Тема: "Секунда малая и большая"
Тема урока: «Секунда малая и большая» Цель урока: «Закрепление понятий «тон – полутон» через освоение интервала секунда»....
СЕКУНДА МАЛАЯ И БОЛЬШАЯ
Закрепление понятий тон и полутон через освоение интервала «Секунда»...
Урок - импровизация «Успей стать другим, успей стать истинным»
Подготовила учитель английского языка Сидоренко Марина Александровна...
Праздник Последнего звонка "Не думай о секундах свысока"
Праздник Последнего звонка проходит под девизом "Не думай о секундах свысока". Все события школьной жизни представлены в виде отдельных мгновений. Выпускники получают разные символические подарки от у...
Не думай о секундах свысока.... или селфи тоже может быть опасным
Классный час посвящен модному, среди подростков направлению экстремального селфи. В презентации рассказано об истории селфи, даны советы, о том, что бы селфи были безопасными......
90 секунд о Японии
90 секунд о Японии...