СЕКУНДА МАЛАЯ И БОЛЬШАЯ
план-конспект урока по музыке по теме
Закрепление понятий тон и полутон через освоение интервала «Секунда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_dod_dmkhsh.docx | 22.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД ДМХШ №2
КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА Г,О,САМАРА
РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.А. ЕРШОВОЙ
КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ТЕОРИЯ МУЗЫКИ» СОЛЬФЕДЖИО
ТЕМА: «СЕКУНДА МАЛАЯ И БОЛЬШАЯ»
Год обучения -1
Возраст детей -7-8 лет
19 апреля 2010 года
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ:
Групповое занятие по дисциплине «Сольфеджио» из раздела программы 1 класса
МЕСТО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ:
Занятие, позволяющее закрепить ранее приобретенные навыки и умения. и являющееся ступенью для дальнейшего развития у обучающихся мелодического и гармонического слуха.
СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ:
Средняя
ЦЕЛЬ УРОКА:
Закрепление понятий тон и полутон через освоение интервала «Секунда»
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Научить сравнивать и воспринимать малую и большую секунды
Научить интонировать малую и большую секунды
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развитие гармонического и мелодического слуха
Приобретение навыков в творческой деятельности
Развитие творческого воображения
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитание эмоциональной памяти
Воспитание слухового внимания
ФОРМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
Урок
ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
Комбинированный урок, продолжительностью 40 минут
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:
Индивидуально-групповая
ОБОРУДОВАНИЕ:
Фортепиано
Компьютер
Картинки с изображением животных( котик, петушок, уточка, зайка, собачка , жираф)
Картинки с изображением неваляшек
Портрет Д. Кабалевского
Рисунки детей с изображением животных
Ритмические карточки
Клавиатура
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Словесные
Практические
Наглядно-слуховые
Репродуктивные
Творческие
ТЕХНОЛОГИЯ:
Коммуникативно-диалоговая
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:
Оборудование:
Аудитория (площадь 15 кв.м.)
Фортепиано
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
Ноутбук
Экран
Съемный накопитель
Интернет ресурсы:you tube ,muzika.ru, nsportal.ru
ПЛАН УРОКА
ХОД УРОКА | СЛУХОВЫЕ :НАВЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ |
1.Повторение интервалов, повторение строения мажора | Закрепление интонаций тона и полутона | Пение гаммы до мажор. интонационных упражнений. Пение гаммы по 2 звука с фиксацией тона и полутона | Гамма до мажор , записанная на доске, фортепианная клавиатура |
2.Малая и большая секунда | Интонация интервала в мелодическом звучании. Подбор песни «Ежик». Слуховые упражнения | Пение попевки «Петушок» ,Игра «Попрыгунчики» | Интервальные рисунки детей |
3.Музыкальный диктант(устный) | Интонации секунды, размер, длительности | Работа с ритмическим рисунком песни «Едет паровоз» | Ритмические упражнения |
4.Секунда в гармоническом звучании. Импровизация на фортепиано | Слуховой анализ гармонических интервалов .Закрепление секунды в гармоническом звучании | Разучивание песни. Определение формы и структуры мелодии, | Р.н.п. « Как пошли наши подружки» |
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА
1.ПОВТОРЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте ,ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с интервалами. Сначала мы повторим названия интервалов.
ДЕТИ: секунда. терция. квинта. секста, октава. к септима, кварта. прима.
УЧИТЕЛЬ: Вы хорошо запомнили название интервалов. А что помогло вам запомнить их?
ДЕТИ: Нам помогла сказка про интервалы. В ней рассказывается про ежика, котика, петушка. уточку, зайку, собачку, жирафа(на экране изображение животных)
УЧИТЕЛЬ: Я вижу вам понравилась эта сказка. А мне понравились ваши замечательные рисунки, которые радуют нас и помогают . А что такое интервал?
ДЕТИ: Это 2 звука. Это расстояние между звуками.
УЧИТЕЛЬ: Правильно. Ребята . интервал –это сочетание 2х звуков, взятых по очереди ,или одновременно. Послушайте несколько интервалов.(Звучат прима, терция, секунда, секста). Одинаково они звучат или по-разному ?
ДЕТИ: Они разные. Одни интервалы звучат мягко, красиво, а другие-резко, как колючки УЧИТЕЛЬ: Действительно. Все интервалы звучат по-разному, как и герои нашей сказки. Сейчас мы споем гамму до-мажор и определим в ней тоны и полутоны. (До.ре-тон, ре,ми.тон. ми,фа-полутон и т.д.) Ребята! Сколько раз в гамме нам встретился полутон?
ДЕТИ: 2 раза . Это ми-фа, си-до.
УЧИТЕЛЬ: Правильно Вспомним зако н мажорика.
ДЕТИ: Тон. Тон полутон, тон .тон тон. полутон.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы!
2.Большая и малая секунды
УЧИТЕЛЬ: А теперь споем песенку «Ежик» На скольких звуках построена эта песенка?
(изображение ежика)
ДЕТИ: На двух. Это ре и ми.
УЧИТЕЛЬ: Это правильно ребята. Песенка построена на 2х соседних нотах, которые образуют секунду. А секунды звучали одинаково?
ДЕТИ: Нет. Одна звучала весело, а другая грустно.
УЧИТЕЛЬ: Да. Одна секунда была величиной в 1 тон, а другая сжалась до полутона. Значит секунда в 1 тон-большая, а в полутон?
ДЕТИ: Маленькая.
УЧИТЕЛЬ: Мы будем ее называть – малая. Послушайте еще раз обе секунды и вслушайтесь в них. Как они звучат?
ДЕТИ: Малая секунда звучит жалобно, а большая -шире и смелее.
УЧИТЕЛЬ: Вы правильно заметили это. Обозначать мы их будем так:
Б2-это большая секунда, а М2-это малая секунда.
УЧИТЕЛЬ: вы помните секунды из песни про ежика? Давайте проиграем и споем.
( дети поют песенку про ежика)
УЧИТЕЛЬ: Какой вывод мы можем сделать ,ребята?
ДЕТИ: В песне звучат малая и большая секунды.
УЧИТЕЛЬ: хорошо. А сейчас мы поиграем в «Попрыгунчики» .Разделимся на 2 группы. Одна группа –малые секунды, а другая- большие.( Дети встают спиной друг к другу. Услышав свой интервал, они подпрыгивают)
3.МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
УЧИТЕЛЬ: Поиграли, немного отдохнули, а теперь послушаем песенку «Куклы_ неваляшки». (звучит песня «Неваляшки», на экране-изображение куклы-неваляшки)
Какой характер у песни?
ДЕТИ: Веселый, задорный, радостный,
УЧИТЕЛЬ Правильно, ребята. На следующем уроке мы разучим эту песню, а пока послушайте и прохлопайте ритмический рисунок этой песни.( «Динь _дон, динь-дон, что за странный перезвон?)
УЧИТЕЛЬ: Какой размер в мелодии?
ДЕТИ: 2 четверти.
Ученик и хлопают ритм и выкладывают его карточками.
УЧИТЕЛЬ: Ребята! А какой интервал повторяется в мелодии?
ДЕТИ: Секунда большая!
УЧИТЕЛЬ: Правильно, мы услышали большую секунду, которая звучала смело, весело ,Начинается песня с ноты соль. Спойте большую секунду от ноты соль
Дети поют секунду «Соль-ля». Затем дети сольфеджируют мелодию и хлопают ритмический рисунок, 1 ребенок играет песню на фортепиано, а остальные показывают ее на клавиатуре,
4.СЕКУНДА В ГАРМОНИЧЕСКОМ ЗВУЧАНИИ
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Вы знаете песню « Как пошли наши подружки»
ДЕТИ: Да! Знаем!
УЧИТЕЛЬ: Внимательно послушайте песню, и я задам вам несколько вопросов.(педагог поет песню со всеми куплетами На экране изображение детского хоровода).Итак. Сколько куплетов в песне?
ДЕТИ: 3 куплета.
УЧИТЕЛЬ: Из чего состоит каждый куплет: из запева и припева или только из запева?
ДЕТИ: В куплетах были запев и припев.
УЧИТЕЛЬ: А теперь всю мелодию куплета разделим на фразы и сравним их.
ДЕТИ: Всего 4 фразы и они повторяются.
УЧИТЕЛЬ: Получается такое строение: АА.ББ. Выучим припев: «Сею, вею, вею . вью. В лес по ягоды пойду» Какие интервалы вы слышите в мелодии?
ДЕТИ: Секунда большая.
УЧИТЕЛЬ: А теперь споем эту песню таким образом: запев буду петь я, а вы хлопаете доли, припев подхватываем все и хлопаем ритмический рисунок мелодии. Молодцы! Далее учитель играет мелодию в терцию. Как вам кажется: дружно ли живут подружки?
ДЕТИ: Да! Дружно!
УЧИТЕЛЬ: Но однажды они поссорились и песенка зазвучала так:(мелодия исполняется в секунду). Какой интервал изобразил ссору подружек?
ДЕТИ :Секунда.
УЧИТЕЛЬ: ЗНАЧИТ, когда в секунде оба звука звучат одновременно, то она становится резкой, колючей.
5. ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ФОРТЕПИАНО.ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЕКУНДЫ В ГАРМОНИЧЕСКОМ ЗВУЧАНИИ.
УЧИТЕЛЬ: а сейчас прослушайте стихотворение:
« Что ж ты , еж такой колючий?»
«Это я на всякий случай.
Знаешь ,кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи»
А теперь послушайте пьесу Д.Кабалевского
(педагог играет пьесу, не дав ей название)
Кого изображает музыка ? Лисицу, медведя. волка или ежа?
ДЕТИ: Ежа! Ежа!
УЧИТЕЛЬ: А почему ежа?
ДЕТИ: А потому. что его изображает секунда.
УЧИТЕЛЬ: А вы хотите изобразить своего ежа?
ДЕТИ: Да! А мы сможем?
УЧИТЕЛЬ: Подходите к фортепиано и мы вместе попробуем. Для начала мы сочиним маленькую тему ежика и сыграем ее в секунду.( дети сочиняют мелодию и проигрывают ее в секунду).
УЧИТЕЛЬ: Итак дети. Сегодня на уроке мы еще лучше узнали интервал секунда. Какие бывают секунды?
ДЕТИ: Малые и большие.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Малые секунды в них 2 ступени и полутон, а в большой секунде тоже 2 ступени и целый тон. Мы научились различать секунды на слух и научились изображать их с помощью музыкального ежика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока сольфеджио 1 класс Тема: "Секунда малая и большая"
Тема урока: «Секунда малая и большая» Цель урока: «Закрепление понятий «тон – полутон» через освоение интервала секунда»....
Свидетели эпохи.Малая коллекция большой истории
Исследовательская работа ученика...
Конференция по физике в 11 классе " Атомная физика. Малые объекты - большие возможности"
Конференция по физике в 11 классе:"Атомная физика. Малые объекты - большие идеи"Цель: развить навыки учебно-исследовательской деятельности обучающихся, расширить знания о строении вещества. Нанот...
Урок - мастерская по литературе в 5 классе «Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»
Цель урока: · Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Ты запой мне ту песню, что прежде…»....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Моя малая и большая Родина"
Направление - научно – познавательноеВид деятельности - познавательно, игровойВикторина «Своя игра» в 5-м классе с использованием мультимедийной презентации.Викторина способств...
План открытого урока по сольфеджио с учащимися 2 класса на тему: "Интервалы. Малые и большие секунды"
План открытого урока по сольфеджио с учащимися 2 класса программы ФГТ «Фортепиано, народные инструменты». Тема: «Интервалы. Малые и большие секунды».Цель: Познакомить учащихся ...
Упражнения с малым и большим мячем
Упражнения с мячом чрезвычайно разнообразны: различные формы броска и ловли одной и двумя руками, индивидуальные, парные и групповые упражнения и т. д. Они часто применяются в танцевальных комбинациях...