Духовно-нравственное воспитание во внеурочной и концертной деятельности
статья по теме


Предварительный просмотр:

Доклад учителя музыки МОУ-СОШ с.Звонарёвка Шатовой И.В.

 «Духовно-нравственное воспитание во внеурочной и концертной деятельности»

        Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

        В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

        Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

        Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

         Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки и во внеклассной работе. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, развивать «любовное внимание»

         Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на учителя широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:

          Перед нами стоят следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе.

                                               Основные направления работы

  1. Сохранение и приумножение нравственных и культурных ценностей общества; развитие национальной культуры; объединение усилий семьи и школы  в воспитании детей.
  2. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.
  3. Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
  4. Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
  5. Формирование представлений о семейных ценностях.
  6. Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;
  7. Использование мультимедийных технологий (создание презентаций, видеоклипов);
  8. Исследовательская деятельность учащихся;
  9. Тематические и творческие вечера;
  10. Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
  11. Совместно организованные с родителями праздники и мероприятия.

          Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности школьника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: только при взаимном сотрудничестве можно достичь желаемого результата. Привлечение к работе со школьниками различных людей в совместной деятельности способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства, школьники учатся правильному отношению к другим людям: милосердию, любви, великодушию, мужеству, трудолюбию, терпимости, простоте, стремятся познать истину.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников на уроках и во внеурочное время связано не только с обеспечением учащихся определёнными знаниями (о добре и зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.д.), но и с созданием определённых нравственных ситуаций, в которых эти знания проявляются. В своей работе мы берём за основу духовного воспитания ценности православной культуры, а также вводим учащихся в круг решения жизненно важных вопросов о смысле бытия, назначении человека и др.  

  Вот уже пятый год в нашей школе ведётся кружок «Основы православной культуры», руководителем, которого является, Кацуба Т.Н. Занятия ведутся в трёх возрастных группах: начальные классы, средние и старшие классы. На кружке ребята изучают традиции Православной  культуры, Ветхий Завет, Новый Завет, жития святых, основы православной жизни.  Совместно с Т.Н. мы проводим православные праздники «Христос Воскресе во все времена!», «Радость Благовещения», «Под светом Рождественской Звезды». Готовясь к этим замечательным праздникам, ребята разучивают песни, учат песнопения, готовят выставки рисунков, поделок.

Также совместно с учителями начальной школы  и классными руководителями традиционно осенью проводятся ярмарки, обязательно с песнями, плясками, театрализованными представлениями, где дети не только знакомятся с обрядами и традициями своего народа, но ещё и оказывают посильную помощь другим. Так, например, в 2009 году средства от ярмарки пошли на приобретение игрушек, книг и других необходимых вещей для ребят из приюта «Вера», в 2010 г. На приобретение кустов роз для озеленения пришкольного участка.

Цель разучивания с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к родной природе, чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Знакомство с традициями и историей народной музыки обуславливает творческий, познавательный, духовно-нравственный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей и его результативность.

В 2011 году среди старших школьников прошла «Хлебная ярмарка». На ярмарочном представленье говорилось об уважительном отношении к  родной земле, к хлебу, к людям, выращивающим хлеб (работающим на земле). А какая ярмарка без шуток – прибауток, песен, да весёлых частушек! Ну а закончилась ярмарка продажей хлебных угощений, приготовленных руками самих детей и их родителей. Кстати деньги от продажи с этой ярмарки ребята решили потратить на приобретение микрофонных стоек.

Любовь к земле, к природе, к своей Родине - вот ещё одно направление духовно нравственного воспитания школьника. Ежегодно в нашей школе проводится экологическая неделя, в рамках которой проходят мероприятия, приобщающие детей через творчество к бережному отношению к окружающему миру. Школьная агитбригада принимает активное участие в конкурсах детских (молодёжных) агитбригад.

          Патриотическое воспитание  также является частью духовного воспитания. Приближается 23 февраля, традиционно в школе проводится  смотр строя и песни, а также концертная программа посвящённая Защитникам Отечества, всё это оказывает положительное влияние на духовно-нравственное воспитание наших детей.
К 9 мая проходят уроки памяти, концертная программа, митинг посвящённый Дню Победы, которые направлены на формирование устойчивых основ нравственности. Мотивы боли утраты, счастья выживания и продления жизни – это законы жизни, которые прошли наши деды и более старшее поколение по воле судеб в далекие 1941 - 1945 годы. Насколько я знаю, во многих школах в 2011 году отказались от проведения концертной программы ко Дню Победы, но мы не стали ломать этой традиции. Я считаю, что пока живы ветераны В.О.В. (их присутствовало на нашем концерте 5 человек),  вдовы, а так же их дети и внуки, эти традиции нельзя ломать, иначе о каком патриотическом воспитании может идти речь.

            Немаловажную роль в духовно – нравственном воспитании имеют семейные ценности.  Очень важно проводить мероприятия с непосредственным участием детей и  их родителей. Такие праздники получаются особенно душевными и трогательными, а для детей и родителей незабываемыми. Так в 2008 году у нас проходил фестиваль среди учащихся 1 – 4 классов «Национальные традиции в моей семье». Фестиваль получился очень интересным, в нём принимали участие семьи разных национальных культур. Был проведён замечательный утренник в 4А классе, посвящённый Дню Матери «О, вера наших матерей!», где принимали участие не только дети, но и мамы, папы, и даже бабушки. Праздник получился настолько душевным, что обсуждение его продолжилось в тёплой семейной обстановке  за чаепитием. Нужно отметить, что празднование Дня Матери в нашей  школе уже стало традиционным. Это были и утренники, и концерты, и даже К.В.Н., а в этом учебном году мы с ребятами вокального кружка решили сделать творческий проект «Дорогой и единственной посвящается». Основополагающим вопросом нашего проекта был вопрос: почему отмечают этот праздник во всём мире? Для этого мы с детьми изучили историю праздника во всём мире и в нашей стране, были проведены исследования, сколько многодетных семей  в стране и у нас в школе, учителя и их дети, был подобран материал для написания сценария, снят видеоклип, создана презентация для выступления. Результатом работы стала успешная защита проекта в форме концерта в рамках районного семинара «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность».

         Обмен опыта работы по духовному - нравственно воспитанию осуществляется не только в рамках школы, но и района. Так 24 марта 2011 года в нашей школе  проводился районный семинар по духовно – нравственному воспитанию. В рамках этого семинара проводились открытые уроки, классные часы, а также концертная программа под названием «Россия, семья и любовь». На нашем семинаре уже не в первый раз присутствовал настоятель Свято - Андреевского Храма г. Маркса Валерий Генсицкий. Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях такого рода, а общение в стенах школы с Отцом Валерием не оставляет никого из них равнодушными. Частичку  любви, теплоты, внимания, которых зачастую так не хватает нашим детям, они уносят с собой.

          У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира.

В современном обществе разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"

В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...

Воспитание патриотических и духовно-нравственных ориентиров молодежи в современной музыкально-педагогической деятельности.

Статья повестует о формировании нравственных ориентиров молодежи  на снове кономузыки двадцатого века....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Воспитание сказкой»

Программа внеурочной деятельности «Воспитание сказкой» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умств...