«Приёмы и методы открытых образовательных технологий»
статья на тему
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii_2015_god_1.docx | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приёмы и методы открытых образовательных технологий»
Вступление
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.
Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.
Учеными доказано, что степень усвоения учебного материала зависит от вида деятельности.
Пирамида обучаемости учебного материала выглядит следующим образом:
Лекция – 5%
Прочитанное – 10%
Услышанное и прочитанное – 20%
Совместное обсуждение в группе – 50%
Непосредственное участие в деятельности – 75%
Обучение других – моментальная польза обучения – 90%
Вывод: отбирать для обучения учащихся самые эффективные методы и приёмы. В современной педагогике огромное количество эффективных методов, приёмов, средств обучения, технологий, техник (приложение 1).
Практическое задание участникам конференции:
поставить «плюс» если вы знакомы с этим приёмом и «минус», если приём для вас оказался незнакомым. (3 минуты на выполнение).
Это ваше опережающее домашнее задание на следующее заседание методического объединения – выбрать 5 приёмов, изучить их, освоить и научить других педагогов применять.
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные средства обучения в соответствии с программой и поставленными задачами.
Сегодня я вас познакомлю с некоторыми приёмами обучения, которые использую в своей работе.
Прием «Плюс-минус-интересно»
Этот приём используется на всех этапах урока.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
П (плюс) | М (минус) | И (интересно) |
Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Применяется на первом уроке, заполняется постепенно в течение изучения темы. Например:
Хочу узнать | Узнал | |
Самостоятельная часть речи Обозначает признак действия Неизменяемая часть речи Синтаксическая роль- обстоятельство | Как отличить наречие от других частей речи? Всегда ли наречия пишутся слитно? Как появились наречия в языке? Пишется ли ь после шипящих в наречиях? |
Прием «Кластер»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». (Т.Вуджик. Как создать идею. СПб.,1997, с.69.).
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:
а) Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости).
б) Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
При изучении, например, темы: «Написание НЕ с именами существительными, прилагательными и наречиями на - О, _-Е» учащиеся работают в группах. Им выдаются листы бумаги, на которых они фиксируют теоретический материал, пользуясь материалом учебника, своим справочником, который ведут с 5 класса, другими справочными пособиями: «Школьный словарь слитного и раздельного написания» О.Е. Гарборяна «Словарь-справочник лингвистических терминов»
Прием «Верные и неверные утверждения»
Учащиеся ставят +, если согласны с утверждением, или - , если не согласны, напротив номера вопроса.
Например, после изучения теоретического материала по теме «Наречие» проводится тестирование:
1. Может ли наречие обозначать признак предмета?
2. Наречие цели может отвечать на вопрос «для чего?»
3. Правда, что превосходная степень наречия имеет только составную форму?
4. Является ли наречием слово, являющееся сказуемым в предложении?
5. Может ли наречие отвечать на вопрос «Каково»?
6. Наречие имеет окончание?
Приём «Оратор»
За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
В качестве психологической разгрузки участникам конференции предлагается разделиться по парам и убедить друг друга в том, что иногда педагогам необходимо брать небольшой очередной отпуск в течение учебного года.
Приём «Лингвистический эксперимент»
Сущность этого приема заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими, тождественными, например, чтобы убедиться, в каком из двух смешиваемых падежей (именительном или, винительном, родительном или винительном) находятся существительные 2-го и 3-го склонения, их можно заменить существительными 1-го склонения, в которых окончания указанных падежей не совпадают: купил портфель, тетрадь — купил книгу; пригласил друга, мать — пригласил сестру. Форму единственного числа существительных 1-го склонения, в которых дательный падеж совпадает с предложным, можно заменить формой множественного числа: по дороге — по дорогам (предложный падеж— о дорогах).
Чтобы доказать, какая из трех форм — «у рыбов нет зубов», «у ры-бей нет зубей» или «у рыб нет зуб» — является правильной (что требовалось в проблемном задании), ученику придется слова рыба и зуб заменить другими словами той же грамматической категории (того же склонения), от которых формы родительного падежа множественного числа образовать не трудно: книга — книг, стол — столов, значит, и рыба — рыб, зуб — зубов, а отсюда — у рыб нет зубов.
Точно так же поступают и с синтаксическими единицами: неотчетливые грамматические конструкции заменяются отчетливыми. Обратимся опять к примеру, использованному с целью создания поисковой ситуации. Вместо предложения Мы увидели выход на платформу можно употребить Мы увидели выход, ведущий на платформу или Мы увидели выход, который ведет на платформу. Возможность замены предложно-именного сочетания на платформу причастным оборотом и придаточным определительным доказывает, что мы имеем дело с определением.
На уроках русского языка лингвистический эксперимент находит также широкое применение при изучении словообразования и выяснении стилистической роли различных грамматических форм и конструкций.
Лингвистический эксперимент помогает учащимся разобраться во многих трудных фактах языка, служит средством, позволяющим убедиться в правильности трактовки этих фактов.
Приём «Синквейн»
Обычно используется на этапе рефлексии.
Синквейн – приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Синквейн – это стихотворение без рифмы, состоящее из 5 строк.
Пошаговое описание приёма:
- Знакомим учащихся с правилами составления синквейна
- Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определённую тему
- Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов
Правила составления синквейна:
- В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным)
- Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные)
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
- Четвёртая строка – фраза из четырёх-пяти слов, выражающее отношение к теме (разные части речи)
- Пятая строка – вывод в одно слово (обощающее понятие, синоним)
Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Называется тема для синквейна. Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым будут оба согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа может познакомиться с парными синквейнами.
Например, на первом уроке по теме «Наречие» учащиеся создали такой синквейн:
Наречие
Неизменяемое, интересное,
Не склоняется, не спрягается, не согласуется
В предложении является обстоятельством.
Приглаголие.
Пример синквейна по теме «Война»:
Разрушение
Страшная, беспощадная
Убивает, уничтожает, рушит
Война уносит жизнь людей
Боль.
Новогодний синквейн:
Ель
Душистая, чудесная
Растёт, веселит, радует
Я люблю зимнюю ель
Зима.
Уважаемые участники конференции, сочините, пожалуйста, синквейн по теме «Отпуск. Лето», прочитайте.
Сегодня мы познакомились с небольшой частью приёмов, предлагаю продолжить нашу работу на следующем заседании методического объединения.
Закончить свое выступление я бы хотела словами В.Гина: «Хороший учитель не только даёт прочные знания – он ещё и показывает их границы. Пусть на ваших уроках найдется место открытым проблемам: вот это, дети, мы изучили; а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам; а вот этого пока не знает никто… Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний».
Всем спасибо за работу.
№ | Этапы урока | Приёмы |
1 | Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий | - «Оратор» - «Автор» - «Линия времени» - «З-Х-У» - Удивляй! - Отсроченная догадка - Вопрос к тексту - Брейнрайтинг - Записные книжки - Информационный лабиринт |
2 | Формирование новых понятий и способов действий | - Логико-смысловые модели - Интеллект-карты - Стратегии письма - Системный оператор - Баскет-метод - Кейс-стади - «Зиг-заг» - «Инсерт» - Взаимообмен темой - Методика Ривина |
3 | Применение знаний, использование учебного материала | - Информационный лабиринт - Решение ситуационных задач - Симуляторы - Имитационные игры - Метафорическая игра - перекрёстная дискуссия - Проектирование - «Хорошо-плохо» - «Связи» - Взаимообмен заданием |
4 | Контроль и оценка результатов деятельности | - «Бортовой журнал» - Оценка и экспертиза - Метод многопозиционных экспертных площадок - Метод инцидента - Релейный зачёт - Синквейн - Светофор - Цветопись настроения |
5 | Домашнее задание | - Задание массивом - Клубная форма работы - Творческие задания - идеальное задание - Своё задание - Задания по выбору |
Приложение 2
П (плюс) | М (минус) | И (интересно) |
Приложение 3
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Выступление "Приёмы и методы технологии развития критического мышления"
Выступление на педсовете по проблеме использования технологии критического мышления на уроках географии (с использованием презентации)...
Приёмы и методы используемых информационных технологий на уроках производственного обучения и спецтехнологии по профессии «Повар, кондитер»
Мастер класс из педагогического опыта...
Открытые образовательные технологии как средство активизации профессиональной и личностной рефлексии учителя .
СОДЕРЖАНИЕ Портрет……………………………………………………………………...3Коллектор…………………………………………………………………...4Рабочие материалы…………………………………………………….....27Мои достижения………………………………………………………......33Самоанализ………………………………...
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии»....
"Открытие" детьми нового знания на уроке технологии: приёмы и методы организации деятельности школьников (из опыта работы)
Обучение школьников по предмету "Технология" строится на основе освоения конкретных процессов использования и преобразования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. На ...
Обобщение педагогического опыта_Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития мышления обучающихся
Обобщение педагогического опыта_Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития мышления обучающихся...