Индивидуальная работа с учащимися
статья на тему
Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota_s_uchashchimisya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
Главная задача работы с подростками состоит в умении понять новые требования общества к вступающим в самостоятельную жизнь подросткам, помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути.
Ребенок – центральная фигура в любом образовательном учреждении. От его духовных, морально-нравственных, деловых качеств зависит его дальнейшая жизнь. В связи с этим возрастает значение и необходимость активной, действенной, целенаправленной и систематической воспитательной работы
Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. В этом важном деле каждый педагог должен определить степень своего участия в воспитательном процессе, в работе с подростками.
Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Выполнение этой задачи во многом зависит от умения педагога организовать и вести индивидуально-воспитательную работу, терпения и желания достичь конкретного результата. Знание индивидуальных особенностей подростков помогают качественно решить воспитательные задачи. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы формируются:
- на основе всестороннего знания и учета индивидуальных особенностей воспитанников, изучения его личностных качеств, его сильных и слабых сторон (психолого-педагогическая характеристика, наблюдение, беседы с учеником, тренером, родителями);
- осуществляется выбор оптимальных форм, методов, приемов психолого-педагогического воздействия в целях формирования у подростка необходимых положительных качеств и их дальнейшего развития, оказания помощи в выявлении причин имеющихся у них недостатков;
- систематический анализ достигнутых результатов.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
- Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников училища.
- Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников (если такие имеются).
- Организация и проведение мероприятий по коррекции нравственных представлений воспитанников, изучение особенностей личности:
- Изучение личностных особенностей учащихся
- Диагностика развития личности.
- Коррекция чувства неполноценности, неуверенности в своих силах, стабилизация самооценки.
- Помощь в преодоление проблем, связанных с особенностями подросткового возраста.
- Помощь в овладении методами самовоспитания, развития самостоятельности.
- Развитие форм, средств и способов общения.
- Работа по преодолению детских поведенческих проявлений в раннем юношеском возрасте.
- Повышение мотивации к учебе и умственному труду.
- Помощь в повышении уровня воспитанности
- Помощь в овладении новыми знаниями.
- Тесная работа с тренером и учеником, взявшим обязательства по предметам.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей и тренеров.
- Консультационная работа с педагогами, родителями, тренерами, воспитанниками.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
- Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
- Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
- Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
- Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
- Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
- Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
- Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
- Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
- Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
Методы и формы индивидуальной воспитательной работы.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути и способы достижения определенной цели, совокупность средств, приемов, способов воздействия на сознание, чувства, волю, поведение с целью формирования необходимых качеств.
Индивидуальная воспитательная работа ведется по следующим направлениям:
- Изучение документов личного дела.
- Ознакомительная беседа. В ходе беседы необходимо показать дружеское расположение к воспитаннику, проявить искренний интерес, поощрять стремление подростка рассказать о себе.
- Непосредственное изучение осуществляется в ходе беседы, наблюдения, смоделированной ситуации, совместной деятельности.
- Психологическое изучение и рекомендации по совместной воспитательной работе с подростком.
- Использование наказаний: порицание, выговор.
- Учет нарушений ПВР.
- Немедленное реагирование на нарушения поведения.
- Использование поощрений: благодарность, похвальная грамота, звонки тренеру и родителям.
- Групповые психологические (с психологом) и воспитательные занятия (тематические классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия)
- Вовлечение в занятия по интересам (поручения).
- Моделирование проблемных ситуаций.
- Использование критики.
- Общие классные: дела: трудовые дела, культурно-массовые мероприятия, проведение досуга.
- Воспитание успехом.
Характер бесед зависит от обстоятельств: ознакомительная, решающая воспитательные задачи, экстренная. Ознакомительную беседу проводит психолог, воспитатель. У каждого педагога свои цели беседы: получить впечатление о семье, уровне семейных отношений, о сформированности познавательных способностей, уровне воспитанности, состоянии психо-эмоциональной сферы, личностных качеств воспитанника, мотивации к учебе.
Индивидуальная работа ведется планово. Это позволяет систематизировать работу с воспитанниками, не упустить из поля индивидуального воздействия ни одного подростка. Индивидуальная работа ведется в соответствии с определенными маршрутами для каждого воспитанника, графиком индивидуальной работы. Попутно идет и групповая работа по привитию нравственных качеств, обучение этическим нормам, воспитание правовой культуры, сотрудничества, осуществляется патриотическое воспитание во время групповых воспитательных мероприятий.
Воспитатель прослеживают динамику изменений в поведении, эмоциональном состоянии, развитии познавательных способностей, повышению уровня воспитанности и т.д. Такие характеристики вносятся в журнал индивидуальной работы с воспитанником. Воспитатели в характеристике учитывают следующие результаты наблюдений, изменений личностного роста:
- Взаимоотношения в коллективе, с воспитателем, культура общения.
- Отношение к внешнему облику, речевая культура.
- Как ориентируется в различных жизненных ситуациях.
- Как адаптировался в коллективе.
- Преобладающие эмоциональные состояния.
- Развитие волевых качеств.
- Отношение к порученному делу
- Отношение к учебе.
- Нравственная культура.
- Отношение к родителям, родным.
- Отношение к самому себе.
- Изменения в поведении, достижения, что не удалось сделать.
- Нарушения в поведении.
- Поощрения.
Воспитатель в своей характеристике, которая также заносится в журнал индивидуальной работы с воспитанником, учитывает следующее:
- Как относится к учению? Проявляет ли интерес к занятиям, любознательность, творческий подход в учении.
- Уровень развития познавательных способностей.
- Способность работать самостоятельно
- Причины плохой успеваемости: запущенность материала, неумение учиться, нежелание, отсутствие силы воли, лень.
- Работоспособность на уроке.
- Мотивация учения
- Устойчивость познавательных интересов.
- Методы коррекции на следующий период.
Психологическая характеристика ученика составляется по следующим направлениям:
- Состояние эмоционально-волевой сферы.
- Уровень тревожности.
- Уровень агрессивности.
- Нравственная культуры подростка.
- Самооценка.
- Уровень притязаний.
- Общительность
- Самокритичность
- Стремление к успеху.
- Развитие волевых качеств
- Самоконтроль
В коллективах отделения функционируют элементы ученического самоуправления. На первом собрании учащиеся выбирают актив класса, распределяют поручения.
Актив класса совместно с воспитателем или самостоятельно, оказывают помощь учащимся, у которых возникают проблемы в той или иной области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа с учащимися
Карточки и тесты для индивидуальной работы с учащимися...
Программа индивидуальной работы с учащимися.
Предназначена для классного руководителя....
«Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики»
Выступление на ГМО учителей математики «Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики». Сегодня это очень актуальная тема. Учитель, применяющий индивидуальный подход к каждому ребе...
«Дневник индивидуальной работы с учащимся» для классных руководителей
««Дневник индивидуальной работы» поможет социальному педагогу и классному руководителю, в решении проблем с документацией. Он регулярно заполняется и хранится у социального педагога, помог...
Дневник индивидуальной работы с учащимся
«Дневник индивидуальной работы» поможет классному руководителю в решении проблем с документацией. Он регулярно заполняется и хранится у классного руководителя, помогает лучше узнать ученика, осо...
Доклад: «Организация индивидуальной работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте»
Доклад: " Организация индивидуальнойц работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте"....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯКЛАССА СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ ПЕДАГОГ ДЕГТЕВА- РОДИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВ...