« Образовательные технологии, реализующие задачи воспитания и социализации учащихся»
материал на тему
Данный реферат является формой аттестации по курсам повышения квалификации по теме «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования». Автор актуализирует понятия "воспитание" и "социолизация" и приводит наиболее используемые образовательные технологии, реализующие воспитание и социализацию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tishechkova_e.n._112f.docx | 39.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
РЕФЕРАТ
по образовательной программе
дополнительного профессионального образования
«Современный образовательный менеджмент.
Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования»
на тему: « Образовательные технологии, реализующие задачи воспитания и социализации учащихся»
ВЫПОЛНИЛА: Тишечкова Елена Николаевна
МБОУ «Гимназия № 1» г. Нижневартовска
Учитель английского языка
НОМЕР ГРУППЫ: 112Ф
РЕЦЕНЗЕНТ:
Челябинск – 2015
2
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение 3
- Глава 1. Актуальные задачи воспитания и социализации обучающихся 4-8
- Глава 2. Современные образовательные технологии 9-15
- Заключение 16
- Список используемой литературы 17-18
3
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития российского общества вопрос образования стал широко обсуждаться. Проблемам, касающимся данной сферы, уделяется большое внимание всеми членами нашего общества.
Государство вырабатывает и предлагает образовательные стандарты. Обучающиеся имеют право получить образование, которое подготовит их к дальнейшей жизни. Но мы не должны забывать, что образование это не только предметные знания и практические навыки, но и воспитание и социализация обучающихся.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На основании вышеизложенного определения любой учитель задастся вопросом: «Каким способом и средствами достичь установленной цели?». В данной работе мы представим задачами воспитания и социализации по нескольким направлениям, а также определим актуальные современные образовательные технологии, посредством которых могут быть реализованы задачи воспитания и социализации учащихся в современном обществе.
4
ГЛАВА 1
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Прежде чем обратиться к актуальным задачам воспитания и социализации современного образования, необходимо определить основные понятия и развести их.
Так, воспитание – целенаправленное формирование личности на основе формирования:
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
2) мировоззрения;
3) поведения (как проявления отношений и мировоззрения).
В то время как социализация – процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам или преодоление ею негативных влияний среды, мешающих саморазвитию и самоутверждению.
Воспитание в отличие от социализации (воспитание в широком смысле), происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (воспитание в узком смысле). Сущностный смысл социализации (в широком смысле) раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.
5
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, а именно: «портрет выпускника основной школы». Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся на уровнях образования решаются следующие задачи отражающие разные направления:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности обучающегося формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей ;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать, аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию;
6
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений;
• осознание подростком ценности человеческой жизни;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
7
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на
8
основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
общеобразовательных дисциплин, произведений искусства, периодической печати, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь, духовной культуры и фольклора народов России, истории, традиций современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи, жизненного опыта своих родителей и прародителей, общественно-полезной, личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик, других источников информации и научного знания.
9
ГЛАВА 2
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет системно - деятельностный подход как основной, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно - деятельностная организация воспитания представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Образовательному учреждению как социальному субъекту, носителю педагогической культуры, принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В современной школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в образовательных отношениях.
10
Проблемное обучение - Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение - У учителя появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения - Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Лекционно-семинарско-зачетная система - Данная система используется в основном в старшей школе. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр - Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование УУД.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) - Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.
11
Информационно-коммуникационные технологии - Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии - Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Система инновационной оценки «портфолио» - Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Технология деятельностного метода «школа 2000…»
Использование в практической деятельности педагога занятий (мероприятий) приобретения социальных знаний в соответствии с требованиями ТДМ
- создают условия для формирования положительной мотивации к приобретению социальных знаний;
- закрепляют исходные социальные знания;
- активизируют собственные усилия обучающихся по приобретению социальных знаний;
- обеспечивают формирование коммуникативных навыков (обязательная работа в группах на 4–5 этапах занятия и парах на 6 этапе);
12
- создают условия для включения обучающегося в формирование ценностных норм поведения и его критериальной основы (6 этап);
- получение опыта самостоятельного общественного действия (при педагогическом сопровождении);
- создают условия рефлексивной самоорганизации (цель – выбор способа действия – действие – результат – анализ результата) для управляемого взрослым процесса самовоспитания.
Исходя из целеполагания (в соответствии с уроками разноцелевой направленности), занятия (мероприятия), на которых организуется процесс самовоспитания по духовно-нравственному развитию, распределены в четыре группы:
- построения ценностных норм поведения и деятельности (соответствует структуре урока открытия нового знания);
- получение обучающимися опыта использования социальных знаний, следование ценностным нормам, переживаниям и т.д. (соответствует структуре урока рефлексии);
- обобщения, структурирования и систематизации социальных знаний и …;
- получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия и оценки его выполнения в соответствии нормой (структуре урока развивающего контроля).
- Занятие приобретения социальных знаний.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению первичных социальных знаний (правила, алгоритмы поведения и действия и т.д.) на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы социальных знаний обучающихся.
13
- Занятие получение обучающимися опыта использования социальных знаний, следование ценностным нормам, переживаниям … .
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей
- к получению обучающимся опыта самостоятельного общественного действия;
- самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок при получении опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг понятий, алгоритмов действий и т.д.
- Занятие обобщения, структурирования и систематизации социальных знаний.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к
- получению обучающимся опыта самостоятельного общественного действия;
- обобщению, структурированию и систематизации социальных знаний.
Образовательная цель: обобщение и систематизация социальных знаний.
- Занятие получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия и оценки его выполнения в соответствии нормой.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к
- осуществлению контрольной функции общественного действия в контексте становления идентичности самосознания гражданина России;
14
- контролю общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль соответствия общественного действия нормам, правилам и т.д.
При организация занятий (мероприятий) учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. – становится возможным благодаря деятельности педагога, других субъектов развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Как известно, деятельность человека может быть направлена как на сохранение целостности общества, членом которого он является, так и на его разрушение. Очевидно, что общество жизненно заинтересованно в том, чтобы у подрастающего поколения была сформирована система ценностей, которая не позволит человеку применить сформированные способности для разрушения социально значимых общественных отношений, норм поведения и нравственности. Поэтому формирование направленности личности на созидание и развитие культурных ценностей общества, а не на их разрушение, является тем ключом, который открывает путь к успешному решению задач воспитания.
Суть принципа сохранения целостности системы состоит в следующем: мои поступки, во-первых, не должны разрушать меня самого и включающую меня систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению меня из этой системы. Наличие у выпускников способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных на основе данного критерия, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит
15
самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.
Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у подростка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многообразие задач воспитания и социализации обучающегося основано на многообразии направлений деятельности современного ученика и тех требований, которые современное общество предъявляет.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебные ресурсы и выстраивать образовательные отношения с социальными партнерами для становления личностных характеристик выпускника.
Несмотря на то, что процесс воспитания и социализации обучающегося предполагает взаимодействие школы, семьи, общества и личности, именно образовательному учреждению как социальному субъекту, носителю педагогической культуры, принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монография
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [с.3] / А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А.Тишков.- М. Просвещение, 2009.
Учебное пособие
Сластенин, В.А. Психология и педагогика: [с.4] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сластенин В.А., Каширин В.П./- М.: Академия, 2001. - 480с.
Столяренко, А.М. Психология и педагогика: [с.4] Учебное пособие для вузов./ А.М. Столяренко/ - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423С.
Статья из журнала
Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения [с.10] /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка [c.10 ] / Т.В. Душеина // Иностранные языки в школе.- 2003.-№5.- С.38 -41
Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания [10 ] /Т. Новикова // Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-35
18
Электронный ресурс
ИКТ в образовании [ персональный сайт] – Режим доступа: cherepanova.74335s005.edusite.ru.
Программа воспитания и социализации учащихся «Школа успеха» МБОУ «СОШ № 3» г. Ачинска [сайт Муниципальная методическая служба города Ачинска] - Режим доступа: http://gmo-ach.ucoz.ru/, 2013.
Современные образовательные технологии [сайт Отдела образования администрации ГО Карпинск] - Режим доступа: http://www.shkola9.edusite.ru/p311aa1.htm, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт [сайт МБОУ "Гимназия №1"г. Нижневартовска ] - Режим доступа: http:// gymnasium-nv.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"
Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...
Внеурочная деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе,...
Програма воспитания и социализации учащихся на степени основного общего образования.
Приведена примерная программа для воспитательной работы с классом среднего звена....
Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»
Рабочая программа внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...
Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"
Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...
Программа воспитания и социализации учащихся ФГОС
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...
Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическ...