Выступление на семинаре учителя технологии Берчука Юрия Георгиевича по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
статья на тему
Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.
Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить социально адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе.
Предмет «Технология» уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_pedagogika.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре учителя технологии
Берчука Юрия Георгиевича
по теме «УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Социализация личности – это процесс приобщения индивида к социуму, усвоения индивидом образов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Важнейшим социальным этапом взросления и становления личности соответствует школьный возраст. Именно в этот период отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.
Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить социально адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе.
Предмет «Технология» уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации.
Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.
На каждом уроке для учащихся необходимо создавать условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью.
На уроках технологии, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности должно происходить во время всего периода обучения. Для более успешной работы в данном направлении можно применять ролевые игры. Например, предложить учащимся примерить на себя «роль мамы». И разыграть ситуации «из жизни» после игры, с помощью наводящих вопрос выяснить:
Как бы ты работал в данной ситуации?
Что мама сделала неверно?
Занятия такого характера позволяют не только лучше запомнить обучающимися правила, но и почувствовать ответственность взрослого человека. На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. Учителю необходимо помнить, о том, что учащиеся постоянно за ним наблюдают, пусть даже и не осознанно, поэтому, прежде всего, ему самому следует соблюдать необходимые нормы, правила и приемы работы. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки.
Иначе говоря, ребёнок учится у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.
На уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. На уроках мы часто рассказываем девочкам, как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер одежды, учащиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков. Получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, ее производстве, особенностях влажно-тепловой обработки ткани. Знания, полученные при изучении этих тем, пригодятся учащимся в жизни.
Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии на предприятия, в магазины тканей, в ателье.
Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем можно вывести на уровень их активного использования.
Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда (декадники), выставки работ учащихся, конкурсы лучшего по профессии.
Значительное внимание в ходе уроков технологии уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте, украшении школы, кабинетов развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются с взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых.
При организации для учащихся школы встреч с представителями профессиональных училищ города, во время экскурсий в профессиональные училища учащиеся могут оценить возможности обучения в данном учреждении. Могут задать все интересующие их вопросы, получить исчерпывающую информацию из первых уст.
В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках технологии. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Именно такой подход помогает учащимся стать участниками творческого процесса, а не потребителями готовой информации. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся.
Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"
Современный урок -это далеко не однообразная и едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....
Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов здоровьесбережения учащихся
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Исполь...
Приложене 1. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках биологии, как один из способов повышения качества знаний учащихся.
Использование ИКТ на уроках билогии позволяет сделать урок более интересными, наглядным....
Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как один из способов мотивации учащихся.
Аннотация. Статья посвящена тематике использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся. Предлагается разработка дело...
Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся».
Обобщение педагогического опытаТема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся»....
Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".
В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....
Выступление на методическом объединении учителей Берчука Юрия Георгиевича по теме «Использование краеведческого исследования в образовательном процессе»
Школьное краеведение находится в тесной связи с научным. Поэтому при организации образовательного процесса лучше непосредственное наблюдение, сравнительно-исторический анализ, описание событий, самост...