Програма воспитания и социализации учащихся на степени основного общего образования.
рабочая программа (6 класс) по теме

Приведена примерная программа для воспитательной работы с классом среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_uchashchikhsya.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 40 городского округа Тольятти

                                                                                                     

Программа воспитания и социализации обучающихся МБУ школы № 40

на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения, социальноориентирован-ной и общественно полезной деятельности;

• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой); 

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодей-ствие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

ЗАМЫСЕЛ: «Создание условий для развития толерантного сознания классного коллектива »

Направления

Виды деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

• системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Урочная деятельность

  • Воспитательный потенциал уроков  истории края, литературы, истории, музыки .

Внеурочная деятельность

  • Единый классный час «День народного единства»
  • Классный час «Символы России»
  • Классный час «Знаменитые люди России»
  • Выставка рисунков «Моя Родина»
  • Единый  классный час, посвященный дню пожилого человека
  • Урок мужества и патриотизма
  • Акция «Я верю в тебя , солдат!»
  • Декада правовых знаний
  • Фестиваль песни «40/40»
  • Конкурс патриотической песни
  • Экскурсия в школьный музей «Самарская Лука и Жигули».
  • Работа театрального кружка (постановки, патриотической направленности).
  • Работа школьного парламента

Внешкольная деятельность

  • Акция «Сила в единстве».
  • Литературная гостиная в Библиотеке Автограда «Блокада Ленинграда»
  • Экскурсия в краеведческий музей и музей ВАЗа
  • Поисковая работа «Война в истории моей семьи»  

Социально- значимая деятельность

  • Поздравления пенсионеров микрорайона, совместно с ТОС с праздниками
  • Весенняя неделя добра.
  • Благотворительная акция «Твори добро»
  • Акция «Георгиевская ленточка»

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

— социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

— социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

— социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Урочная деятельность

  • Воспитательный потенциал уроков  литературы.

Внеурочная деятельность

  • Работа органов  ученического самоуправления- школьный парламент
  • Психологический тренинг «Я и моя семья»
  • Проект «Сопровождение и поддержка детей, требующих особого внимания»
  • Проект «Формула успеха классного коллектива»
  • Ролевая игра «Все мы разные, но мы едины!»
  • Заседания Совета командиров классов
  • Организация дежурства в рекреациях

- Классные часы «Ищу друга», «Мы и наш класс», «Учимся общаться со сверстниками»

  • Классные часы:

- «Дружный класс- без агрессии»

Внешкольная деятельность

  • Посещение кружков за пределами школы
  • Экскурсия в г.Самара

Социально- значимая деятельность

  • Участие в празднике «День пожилого человека» для пенсионеров микрорайона. .

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

• любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;

• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Урочная деятельность

  • Воспитательный потенциал уроков русского языка , литературы, истории, музыки.

Внеурочная деятельность

  • День рождения школы
  • Туристический слет
  • Проект «Формирование у детей способности проектировать сове будущее»

-Классные часы «Урок самопознания и откровенности», «Внутренняя сущность», «Я и другие», «Общение . функции общения», «Учимся слушать и слышать», «В царстве доброты», «Понять другого».

 

Внешкольная деятельность

  • Акция «Помоги ветерану».
  • Посещение театра «Колесо» (спектакли нравственной направленности)
  • Литературная гостиная в библиотеке Автограда «Нравственные поступки в художественной литературе»

Социально- значимая деятельность

  • Участие в благотворительном концерте для пенсионеров микрорайона.
  • Акция «Вырасти книгу».

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

 осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

• развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Урочная деятельность

  • Воспитательный потенциал уроков физической культуры , литературы, биологии.

Внеурочная деятельность

  • Конкурс творческих работ на природоохранную тематику «Их беда – наша вина»
  • Экологический субботник.
  • Всемирный день охраны окружающей среды
  • Классные часы «О поведении на воде, в лесу и на отдыхе»
  • Круглый стол  «Будущее нашего города в наших руках»

Модуль 1.

  • Конкурс статей в школьную газету «Сорока» «Здоровыми быть здорово»
  • Классный час «Режим дня- условие плодотворной жизнедеятельности»

Модуль 2.

  • Классный час «Спорт в жизни человека»
  • Классный час «Занятие спортом – залог здоровья»
  • Соревнования «Мама, пап, я – дружная семья»
  • Посещение клубов по интересам  «Спортивные игры», ОФП, футбол,  туризм, спортивное ориентирование.

Модуль 3.

  • Классный час «Учимся управлять своим состоянием»
  • Классный час «Решаем конфликты конструктивным путем»

Модуль 4.

  • Классный час «Правильное питание – залог здоровья»
  • Классный час «Продукты разные нужны, блюда разные важны»
  • Лекция о правильном питании (специалисты МБУЗ №3)
  • Осенний вернисаж «Ярмарка кулинарных шедевров»

Модуль 5.

  • «Красная лента»
  • «День борьбы с курением»
  • Флеш- моп «Мы против наркотиков»

Модуль 6.

  • Тренинги коммуникативного общения
  • Участие в общешкольных мероприятиях .

Внешкольная деятельность

  • Акция «Тольятти чистый город»
  • Акция «Берегите первоцветы»

Модуль 2.

  • Посещение спортивных объектов города. Секции, соревнования.

Социально- значимая деятельность

  • Акция «Экология для всех»

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• осознание нравственных основ образования;

• осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

• готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

• общее знакомство с трудовым законодательством;

• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Урочная деятельность

  • Воспитательный  потенциал  уроков технологии, ОПД, история, литературы.

Внеурочная деятельность

  • Акция «Красивому городу красивую школу»
  • Сбор макулатуры
  • Классный час «Образование в моей жизни»
  • Работа в классах министерств труда и образования
  • Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы»

Внешкольная деятельность

  • Посещение  Технического музея АВТОВАЗа

Социально- значимая деятельность

  • Участие в городских субботниках
  • Мероприятия по  благоустройству школы (субботники, ремонт мебели , озеленение трудовой десант  и т.д.)

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• представление об искусстве народов России.

Урочная деятельность

  • Воспитательный потенциал уроков литературы, изобразительное искусство, музыка.

Внеурочная деятельность

  • Работа театрального кружка
  • Осенний вернисаж
  • Конкурс рисунков «Люблю тебя,  Сороковая»
  • Фестиваль театра и кино
  • Новогодняя кампания
  • Праздники, посвященные дню именинника, 8 марта, 23 февраля и другие

Внешкольная деятельность

  • Посещение выставок с последующим обсуждением
  • Посещение концертов народной самодеятельности
  • Литературная гостиная  в библиотеке Автограда  «В мире музыкальных инструментов»
  •  Литературная гостиная в библиотеке Автограда «Картины на холсте: необычные виды творчества»
  • Фольклорные праздники в детском доме культуре «Волжский дивертисмент», «Масленичная неделя»

Социально- значимая деятельность

  • Акция «Вы не одни» (концерт для ветеранов  микрорайона).
  • Изготовление поделок, поздравительных открыток  для ветеранов микрорайона

Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.

Организационно-административный этап (ведущий субъект — администрация школы) включает:

• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;

• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;

• координацию деятельности агентов социализации обучающихся — сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;

• создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;

• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;

• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.

В МБУ школе № 40 данный этап реализуется через :

  • Изучение социального заказа родителей и детей, условий окружающей среды с учетом направлений развития личности ребенка (сроки) ;
  • Анализ ресурсов школы и потенциальных партнёров (МБОУ ДОД ведомств «Образование», «Культуры» и «Спорта»,  и др.);
  • Разработка нормативной базы организации (положения, должностных инструкций, договоров о сотрудничестве и пр.)

Организационно-педагогический этап (ведущий субъект — педагогический коллектив школы) включает:

• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

• обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;

• определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;

• использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;

• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;

• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).

В МБУ школе № 40 данный этап реализуется через :

  • Создание совместных творческих (рабочих) групп по написанию программ (сентябрь 2012 года);
  •  Совместные педагогические советы, методобъединения, мастер- классы, семинары ( в течение 2012- 13 уч. года);
  •  Совместное планирование (2012-13 уч.год);
  •  Создание программно-методического обеспечения (подбор, разработка и апробация совместных программ, проектов) (…)

Этап социализации обучающихся включает:

• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;

• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;

• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

• поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);

• активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;

• регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернет;

• осознание мотивов своей социальной деятельности;

• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;

• владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

В МБУ школе № 40 данный этап реализуется через :

  • Реализация плана совместной деятельности;
  • Работа органа самоуправления;
  • Реализация социальных проектов, акций, практик, инициатив обучающихся

Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

  1. Экологическая безопасность и здоровьесберегающая инфраструктура Образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.  Организация горячего питания в МБУ школе № 40 призвана решить следующие задачи:  обеспечение обучающихся полноценным, сбалансированным, горячим калорийным  и сбалансированным  питанием;  формирование у учащихся правильно пищевого поведения, основанного на положениях  здорового образа жизни.

        Решением указанных выше задач занимаются, прежде всего,  работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и приготовленной в соответствии со всеми технологиями пищи. Кроме того, в обязанности работников столовой входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.

Для контроля над работой столовой создана бракеражная комиссия. В её обязанности входит контроль за поступающей сырой и готовой продукцией, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам. Среди членов комиссий кроме администрации школы, учителей есть члены общешкольного родительского комитета. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.

         Для обучающихся организовано одноразовое питание, посещающих ГПД - двухразовое. Отпуск питания организован по классам в соответствии с графиком, утверждённым директором школы. Учащиеся 1-11 классов получают горячее питание после 2-го, 3-го и 4-го уроков.  Для проведения полноценных завтраков и обедов в школе созданы  15-20-минутные перемены, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока. Для большего удобства учащихся 8-11 классов введена талонная система получения обедов. Организация питания в таком виде даёт возможность выбора первых и третьих блюд, а также гарнира и салатов. Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Учитывается возраст и особенности нагрузки школьников. Медицинский работник ежедневно проверяет и просчитывает меню, внося корректировки в ассортиментный перечень блюд.

Для того чтобы организация питания была четкой и адресной учет наличного состава учащихся проводится ежедневно и заказ на питание проводится с учетом и каждодневных изменений.

В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. В   МБУ школе № 40  проводятся разнообразные виды физкультурных занятий (сюжетные, на спортивных тренажерах, тренировочные, игровые),  физкультминуток  с использованием коррекционных упражнений, корригирующих гимнастик.  Целью таких занятий является  развитие интереса к физической культуре и здоровому образу жизни. Они направлены на активизацию двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств, способствуют развитию интереса к физическим упражнениям и снижению заболеваемости детей.

Созданы условия для физического и психического комфорта ребенка, осуществляется профилактика различных заболеваний.  Педагоги включают комплексы корригирующих гимнастик на занятиях и в режимные моменты. Индивидуальная и дифференцированная работа с детьми используется  педагогами для коррекции физического и двигательного развития.  

Медицинскими работниками  ежегодно проводится анализ состояния здоровья учащихся. На основании этих данных всем педагогам даются рекомендации по работе с детьми, у которых отмечены те или иные отклонения в физическом развитии, разработаны и применяются на уроках комплексы для профилактики нарушений зрения, осанки.

В школе работает медицинский кабинет.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов.

        

  1. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся достигается через создание оптимального расписания учебных  и внеучебных предметов, каникулярной занятости, организацией двигательных перемен. Эффективная организация физкультурной работы.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система в МБУ школе № 40 включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками (начальная школа);
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования (карате);
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (совместные с родителями дни здоровья, легкоатлетический кросс, спортивные праздники  спортивные соревнования).

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

План физкультурно- массовых мероприятий.

Цели и задачи.

1. Пропаганда физической культуры и спорта как основного средства укрепления здоровья и физического развития.

2. Формирование здорового образа жизни, профилактика наркомании и алкоголизма.

3. Развитие массовой физической культуры и спорта.

4. Формирование сборных команд школы по различным видам.

                №

Вид спорта

Сроки проведения

Место проведения

Ответственный

1

Туристический слет

     (4-11классы)

10-12 сентября

125 км.

Оргкомитет, учителя физической культуры

2

Легкоатлетический кросс  (2-8кл);

(9-10 классы)

29 сентября; 20 сентября

Спортивная площадка

Учителя физической культуры

3

Стритбол  5-10 классы

 

21-25 сентября

Спортивная площадка

Учителя физической культуры

4

Гандбол (8-10 классы) девушки

юноши

22 октября

27 октября

Спортивный зал

Учителя физической культуры

5

Пионербол  4 классы,

28 октября

Спортивный зал

Учителя физической культуры

6

Троеборье 3-4 классы

18 ноября (каникулы)

Спортивный зал

Учителя физической культуры

7

Волейбол  (8-10 классы)- юноши,

девушки

25 ноября

27 ноября

Спортивный зал

Учителя физической культуры

8

Веселые старты, команда 5х5,

 (1- 4 классы)

9 декабря

Спортивный зал

Учителя физической культуры, классные руководители 1-4 кл.

9

Перестрелка 5-6 классы.

7-8 классы,  (команда 5х5)  

20 января      22 января

Спортивный зал

Учителя физической культуры, физорги классов

10

Дартс

 (1-10 классы)

22 февраля (каникулы)

Рекреация

1 этаж

Учителя физической культуры, Совет КФК

11

Зимний праздник  (1-10 классы.)

Спортивная площадка

Оргкомитет

12

Баскетбол 5-6 классы,

7-8 классы,

 8- 10 классы

10 марта,

11 марта,

12 марта

Спортивный зал

Учителя физической культуры

13

Армрестлинг

(1-10 классы)

5 апреля (каникулы)

Рекреация

1 этаж

Учителя физической культуры, совет КФК

14

Футбол

(5-10 классы)

19-24 апреля

Футбольное поле

Учителя физической культуры

15

Легкоатлетическая эстафета, посвященная дню рождения школы

 (1-10 классы)

12 мая

Спортивная площадка

Учителя физкультуры

  1. Просветительская работа с родителями.

В МБУ школе № 40 имеется сложившаяся  система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

     В течение учебного года  учителями физкультуры, классными руководителями, медиками с родителями  проводятся выступления на темы: «Распорядок дня ребенка», «Особенности психофизического развития ребенка»,  «Пропаганда здорового образа жизни в семье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика стрессов» и другие.  Два раза в год проводится информирование родителей по вопросам здоровья школьников  и пропаганды ЗОЖ с использованием листовок, буклетов, школьных информационных стендов.  Проводятся индивидуальные консультации для родителей по вопросам здоровья школьников.     Администрацией школы, учителями физкультуры, медиками  проводятся круглые столы «Здоровое питание и распорядок дня современного школьника», «Пропаганда ЗОЖ в школе и дома».  

Родительский всеобуч «Режим дня- залог здоровья ребенка» (5-9 классы).  «Увеличение двигательной активности в условиях семейной жизни» (5-9 классы).  «Атмосфера в семье как детерминанта психоэмоционального состояния ребенка» (5-9 классы).  «Питаемся дома правильно» (5-9 класс).  «Причины употребления ПАВ детьми школьного возраста» (5-9 классы).

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.

  1. Реализация модульных образовательных программа.

МОДУЛЬ 1. «Режим дня, нагрузки, снятия перенапряжения»

  • комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;

• умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;

• знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.

Содержание деятельности

Классы

Сроки

Ответственный

Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы).

5-9 классы

В течение года

Учителя - предметники

Конкурс статей в школьную газету «Сорока» «Здоровыми быть здорово»

5-9 классы

В течение года

Педагог- организатор, учителя русского языка.

Классный час «Режим дня- условие плодотворной жизнедеятельности».

Классный час «Режим дня. Режим работы и отдыха».

Классный час «Учимся оптимально распределять учебную нагрузку и отдых».

Классный час «Режим дня- залог позитивного психо- эмоционального состояния».

Классный час «Профилактика переутомления».

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Октябрь

Классные руководители

4.

Работа кабинета эмоциональной разгрузки .

5-9 классы

В течение года

Педагоги- психологи

5.

Психологические тренинги.

8-9 класс

Ноябрь

Педагоги- психологи

6.

Практикум «Составление оптимального индивидуального  режима дня учащегося»

5-9 классы

Сентябрь

Кл. руководители

7.

Лекция медработника о необходимости соблюдения режима дня.

5-9 классы

Декабрь

Медик

8.

Круглый стол со специалистами центра профилактики.

5-9 классы

Январь

Специалисты центра профилактики

МОДУЛЬ 2  «Двигательная активность»

— комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;

• представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;

• потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;

• умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.

Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.

Содержание деятельности

Классы

Сроки

Ответственный

Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы). ОБЖ.

5-9 классы

В течение года

Учителя – физ.культуры

Классный час «Спорт в жизни человека».

Классный час «Занятие спортом – залог здоровья».

Классный час «Спортивное будущее России».

Классный час «Великие спортсмены современности».

5-6 классы

7 классы

8 классы

9 классы

Ноябрь

Классные руководители

Соревнования «Мама, пап, я – дружная семья».

5-9 классы

Январь

Учителя физкультуры, кл.рук.

4.

Работа клубов по интересам  «Спортивные игры», ОФП, футбол,  туризм, спортивное ориентирование.

5-9 классы

В течение года

Педагоги доп.образования,учителя физкультуры

5.

Посещение стадиона Торпедо. Секции, соревнования.

5-9 классы

В течение года

Педагоги доп.образования,учителя физкультуры

6.

Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

8.9 классы

Ноябрь

Классные руководители

7.

Цикл бесед о спорте.

5-9 классы

В течение года

Классные руководители

8.

Дискуссия «Спорт : за и против»

7-8 классы

Декабрь

Классные руководители

9.

Зарядка перед уроками

5-9 классы

В течение года

Учителя – физ.культуры

10.

 Спортивные мероприятии ( по плану физкультурно- массовой работы)

5-9 классы

В течение года

Учителя – физ.культуры

11.

Соревнования «Мама,  папа, я – спортивная семья»

5-9 классы

Апрель

Учителя – физ.культуры

12.

Спортивная эстафета в честь дня рождения школы.

5-9 классы

Май

Учителя – физ.культуры

13.

Дни здоровья

5-9 классы

В течение года

Учителя – физ.культуры

МОДУЛЬ 3 «Самооценка здоровья, саморегуляция, самоконтроль»

— комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;

• навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;

• владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;

• навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;

• представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;

• навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;

• навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.

В результате реализации данного модуля обучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.

Содержание деятельности

Классы

Сроки

Ответственный

Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы).

5-9 классы

В течение года

Учителя - предметники

Классный час «Учимся управлять своим состоянием».

Классный час «Решаем конфликты конструктивным путем».

Классный час «Стресс в жизни человека».

Классный час «Самоконтроль и саморегуляция в жизни человека».

Классный час «Учимся справляться со стрессом».

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Декабрь

Классные руководители

Психологические тренинги «Учимся регулировать психоэмоциональное состояние».

8-9 классы

Январь

Педагоги- психологи

4.

Составление памяток здоровья.

5-9 классы

Декабрь

Классные руководители

5.

Танцевальный флеш мопп.

5-9 классы

Январь

Классные руководители

6.

Работа кабинета эмоциональной разгрузки.

5-9 классы

В течение года

Педагоги- психологи

7.

Индивидуальные психологические консультации.

5-9 классы

В течение года

Педагоги- психологи

8.

Компьютеризированное скриниг- обследование учащихся.

5-9 классы

В течение года

Специалисты центра профилактики

МОДУЛЬ 4 «Рациональное питание».

- комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

• представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

• знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

• интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.

В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).

Содержание деятельности

Классы

Сроки

Ответственный

Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы), технологии.

5-9 классы

В течение года

Учителя - предметники

Классный час «Правильное питание – залог здоровья» (5 класс).

Классный час «Продукты разные нужны, блюда разные важны» (6 класс).

Классный час «Рациональное питание» (7 класс).

Классный час «Фастфуды: за и против»

5 классы

6 классы

7 классы

8-9 класс.

Февраль

Классные руководители

Конкурс листовок «Правильное питание» .

.

8-9 классы

Февраль

Классные руководители

4.

Конкурс кулинарного искусства «Поварешка».

8-9 классы

Март

Классные руководители

5.

Лекция о правильном питании (специалисты МБУЗ №3).

5-9 классы

Март

Специалисты МБУЗ № 3

6.

Осенний вернисаж «Ярмарка кулинарных шедевров».

5-9 классы

Октябрь

Классные руководители

7.

Конкурс в школьной столовой «Любимое блюдо моей семьи»

5-9 классы

Март

Классные руководители, работники столовой

8.

Дегустация блюд в школьной столовой «Вот так вкусно мы питаемся» для детей и жителей микрорайона.

9.

Конкурс проектов «Меню для школьников»

8-9 классы

Январь

Классные руководители

10.

Диспут «Анорексия беда 21 века»

8-9 класс 9(девочки)

Январь

Специалиста центра профилактики.

11.

Изготовление памяток о правильном питании.

5-9 классы

Февраль

Классные руководители

12.

Диспут «Питание в школе- залог здоровья»

7-8 классы

Сентябрь

Классные руководители

МОДУЛЬ 5  «Профилактическая работа».

— комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:

• развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

• формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

• формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;

• включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;

• ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;

• развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.

Содержание деятельности

Классы

Сроки

Ответственный

Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы), технологии.

5-9 классы

В течение года

Учителя - предметники

Акция «Красная лента».

5-9 классы

Декабрь

Классные руководители

«День борьбы с курением».

5-9 классы

Ноябрь

Классные руководители

4.

Информационное обозрение по материалам прессы в школьной библиотеке «Даже не думай».

5-9 классы

Октябрь

 Библиотекарь

5.

Интернет- урок антинаркотической направленности.

9 классы

Ноябрь

Учитель информатики

6.

Флеш- моп «Мы против наркотиков».

5-9 классы

Ноябрь

Классные руководители

7.

Кинолекторий «Точка невозврата».

8-9 классы

 Декабрь

Классные руководители

8.

Раздача литовок, призывающих к здоровому образу жизни.

8-9 классы

 Декабрь

Классные руководители

9.

Агитбригады «Мы против наркотиков»

7-9 классы

Январь

Классные руководители

10.

Конкурс проектов «Компьютер в моей жизни»

7-9 классы

Март

Классные руководители

11.

Круглый стол со специалистами профилактики (врач – нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних, психологи)  «Наркотики и дети»

6-9 классы

Март

Классные руководители

12.

Фестиваль социальной рекламы

8-9 классы

Апрель

Классные руководители.

13.

Ролевая игра «Суд над сигаретой»

6-7 классы

Апрель

Классные руководители.

МОДУЛЬ 6  «Позитивное общение»

  • комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:

• развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;

• развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;

• формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.

Содержание деятельности

Классы

Сроки

Ответственный

Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы), технологии.

5-9 классы

В течение года

Учителя - предметники

Тренинги коммуникативного общения .

5-9 классы

В течение года

Педагоги- психологи

Участие в общешкольных мероприятиях.

5-9 классы

В течение года

Учителя - предметники

4.

Акция «За жизнь без барьеров»

5-9 классы

Ноябрь  

Учителя - предметники

5.

Круглый стол «Учимся выходить из конфликтов»

8-9 классы

Март

Классные руководители

6.

Классные часы по самофутурированию.

Классные часы «Урок самопознания и откровенности», «Внутренняя сущность», «Я и другие», «Общение . функции общения», «Учимся слушать и слышать», «В царстве доброты», «Понять другого». (6 класс).

- Классные часы  серии «Я учусь понимать себя»: «Я учусь понимать себя», «мы понимаем других людей, как у нас это получается», «Внутренний мир и его обитатели» (7 класс).

6-7 классы

В течение года

Классные руководители

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;

• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;

• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

• знание национальных героев и важнейших событий истории России;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;

• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;

• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;

• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

• умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;

• ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;

• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;

• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;

• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;

• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;

• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;

• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.

• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;

• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;

• знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;

• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;

• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

• умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;

• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;

• умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;

• умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;

• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;

• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;

• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;

• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;

• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;

• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;

• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;

• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;

• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• понимание нравственных основ образования;

• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

• самоопределение в области своих познавательных интересов;

• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;

• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• начальный опыт участия в общественно значимых делах;

• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;

• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

• сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

• общие представления о трудовом законодательстве.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному;

• понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;

• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• представление об искусстве народов России;

• опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

 Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:

  1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

Методики

Класс

  • «Ценностные ориентации» М.Рокича  

С 5 класса

  • «Личностный рост» Д.В. Григорьев, И.В. Кулешов, П.В. Степанов

С 6 класса

  • «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся» М.И. рРжков

С 6 класса

  1. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

Методики

Класс

С обучающимися

  • «Социометрия» Морено

С 5 класса

  • «Психологическая атмосфера в коллективе» Жедунов

С 5 класса

  • «Наши отношения» Фридман

С 5 класса

С учителями

  • «Профессиональная позиция педагога» А.И. Григорьева

С родителями

  • «Удовлетворенность работой образовательного учреждения»

  1. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

- Диагностика разработанная Региональной лабораторией социопсихологического центра.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:

— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

 принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"

Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации  учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...

Программа воспитания и социализации учащихся ФГОС

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...

План работы по воспитанию и социализации учащихся 2 класса

Представлен план работы с обучающимися с интеллектуальным недоразвитием...

Программа воспитания и социализации учащихся (новые стандарты)

Программа воспитания и социализации учащихся (5-9 класс)Пояснительная запискаЦель и задачи воспитания и социализации обучающихсяЗадачи воспитания Принципы и особенности организации содержани...

Стратегия воспитания и социализации на ступени основного общего образования в условиях ФГОС

Повестка: I. 1.Доклад: «Стратегия воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в условиях ФГОС»зам. директора по воспитательной работе Печалёва Е.Б....


 

Комментарии

Приведена примерная программа по воспитательной работе в 5-6 классах. Если Вы классный руководитель, то возможно этот материал пригодиться. Программа составлена с учётом норм ФГОС второго покаления.