Програма воспитания и социализации учащихся на степени основного общего образования.
рабочая программа (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_uchashchikhsya.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40 городского округа Тольятти
Программа воспитания и социализации обучающихся МБУ школы № 40
на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социальноориентирован-ной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.
2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодей-ствие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
ЗАМЫСЕЛ: «Создание условий для развития толерантного сознания классного коллектива »
Направления | Виды деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: • общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России; • системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок; • осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины; • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории; • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам. | Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
| |
Внешкольная деятельность
| |
Социально- значимая деятельность
| |
Воспитание социальной ответственности и компетентности: • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения; • усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире; • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе; • приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем; • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: — социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы); — социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель; — социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.; • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения. | Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
- Классные часы «Ищу друга», «Мы и наш класс», «Учимся общаться со сверстниками»
- «Дружный класс- без агрессии» | |
Внешкольная деятельность
| |
Социально- значимая деятельность
| |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: • сознательное принятие базовых национальных российских ценностей; • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; • понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости; • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля; • понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца; • умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания; • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода; • отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка. | Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
-Классные часы «Урок самопознания и откровенности», «Внутренняя сущность», «Я и другие», «Общение . функции общения», «Учимся слушать и слышать», «В царстве доброты», «Понять другого».
| |
Внешкольная деятельность
| |
Социально- значимая деятельность
| |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни: • присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека; осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека; • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм; • представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления; • способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека; • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность; • осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития; • знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований; • овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения; • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества; • развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности; • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации; • опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме; • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ. | Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
Модуль 1.
Модуль 2.
Модуль 3.
Модуль 4.
Модуль 5.
Модуль 6.
| |
Внешкольная деятельность
Модуль 2.
| |
Социально- значимая деятельность
| |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии: • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; • осознание нравственных основ образования; • осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений; • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; • сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски; • готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования); • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения; • общее знакомство с трудовым законодательством; • нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде. | Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
| |
Внешкольная деятельность
| |
Социально- значимая деятельность
| |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание): • ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира; • эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; • представление об искусстве народов России. | Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
| |
Внешкольная деятельность
| |
Социально- значимая деятельность
|
Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов.
Организационно-административный этап (ведущий субъект — администрация школы) включает:
• создание среды школы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
• формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;
• развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся;
• адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации;
• координацию деятельности агентов социализации обучающихся — сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач социализации;
• создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп;
• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума;
• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.
В МБУ школе № 40 данный этап реализуется через :
- Изучение социального заказа родителей и детей, условий окружающей среды с учетом направлений развития личности ребенка (сроки) ;
- Анализ ресурсов школы и потенциальных партнёров (МБОУ ДОД ведомств «Образование», «Культуры» и «Спорта», и др.);
- Разработка нормативной базы организации (положения, должностных инструкций, договоров о сотрудничестве и пр.)
Организационно-педагогический этап (ведущий субъект — педагогический коллектив школы) включает:
• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся;
• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;
• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;
• обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности;
• определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений;
• использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;
• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;
• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).
В МБУ школе № 40 данный этап реализуется через :
- Создание совместных творческих (рабочих) групп по написанию программ (сентябрь 2012 года);
- Совместные педагогические советы, методобъединения, мастер- классы, семинары ( в течение 2012- 13 уч. года);
- Совместное планирование (2012-13 уч.год);
- Создание программно-методического обеспечения (подбор, разработка и апробация совместных программ, проектов) (…)
Этап социализации обучающихся включает:
• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;
• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;
• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
• поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);
• активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума;
• регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернет;
• осознание мотивов своей социальной деятельности;
• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;
• владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
В МБУ школе № 40 данный этап реализуется через :
- Реализация плана совместной деятельности;
- Работа органа самоуправления;
- Реализация социальных проектов, акций, практик, инициатив обучающихся
Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
- Экологическая безопасность и здоровьесберегающая инфраструктура Образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Организация горячего питания в МБУ школе № 40 призвана решить следующие задачи: обеспечение обучающихся полноценным, сбалансированным, горячим калорийным и сбалансированным питанием; формирование у учащихся правильно пищевого поведения, основанного на положениях здорового образа жизни.
Решением указанных выше задач занимаются, прежде всего, работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и приготовленной в соответствии со всеми технологиями пищи. Кроме того, в обязанности работников столовой входит выполнения всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм.
Для контроля над работой столовой создана бракеражная комиссия. В её обязанности входит контроль за поступающей сырой и готовой продукцией, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам. Среди членов комиссий кроме администрации школы, учителей есть члены общешкольного родительского комитета. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.
Для обучающихся организовано одноразовое питание, посещающих ГПД - двухразовое. Отпуск питания организован по классам в соответствии с графиком, утверждённым директором школы. Учащиеся 1-11 классов получают горячее питание после 2-го, 3-го и 4-го уроков. Для проведения полноценных завтраков и обедов в школе созданы 15-20-минутные перемены, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока. Для большего удобства учащихся 8-11 классов введена талонная система получения обедов. Организация питания в таком виде даёт возможность выбора первых и третьих блюд, а также гарнира и салатов. Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Учитывается возраст и особенности нагрузки школьников. Медицинский работник ежедневно проверяет и просчитывает меню, внося корректировки в ассортиментный перечень блюд.
Для того чтобы организация питания была четкой и адресной учет наличного состава учащихся проводится ежедневно и заказ на питание проводится с учетом и каждодневных изменений.
В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. В МБУ школе № 40 проводятся разнообразные виды физкультурных занятий (сюжетные, на спортивных тренажерах, тренировочные, игровые), физкультминуток с использованием коррекционных упражнений, корригирующих гимнастик. Целью таких занятий является развитие интереса к физической культуре и здоровому образу жизни. Они направлены на активизацию двигательной деятельности детей, проявлению инициативы, волевых качеств, способствуют развитию интереса к физическим упражнениям и снижению заболеваемости детей.
Созданы условия для физического и психического комфорта ребенка, осуществляется профилактика различных заболеваний. Педагоги включают комплексы корригирующих гимнастик на занятиях и в режимные моменты. Индивидуальная и дифференцированная работа с детьми используется педагогами для коррекции физического и двигательного развития.
Медицинскими работниками ежегодно проводится анализ состояния здоровья учащихся. На основании этих данных всем педагогам даются рекомендации по работе с детьми, у которых отмечены те или иные отклонения в физическом развитии, разработаны и применяются на уроках комплексы для профилактики нарушений зрения, осанки.
В школе работает медицинский кабинет.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов.
- Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся достигается через создание оптимального расписания учебных и внеучебных предметов, каникулярной занятости, организацией двигательных перемен. Эффективная организация физкультурной работы.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система в МБУ школе № 40 включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками (начальная школа);
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования (карате);
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (совместные с родителями дни здоровья, легкоатлетический кросс, спортивные праздники спортивные соревнования).
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
План физкультурно- массовых мероприятий.
Цели и задачи.
1. Пропаганда физической культуры и спорта как основного средства укрепления здоровья и физического развития.
2. Формирование здорового образа жизни, профилактика наркомании и алкоголизма.
3. Развитие массовой физической культуры и спорта.
4. Формирование сборных команд школы по различным видам.
№ | Вид спорта | Сроки проведения | Место проведения | Ответственный |
1 | Туристический слет (4-11классы) | 10-12 сентября | 125 км. | Оргкомитет, учителя физической культуры |
2 | Легкоатлетический кросс (2-8кл); (9-10 классы) | 29 сентября; 20 сентября | Спортивная площадка | Учителя физической культуры |
3 | Стритбол 5-10 классы
| 21-25 сентября | Спортивная площадка | Учителя физической культуры |
4 | Гандбол (8-10 классы) девушки юноши | 22 октября 27 октября | Спортивный зал | Учителя физической культуры |
5 | Пионербол 4 классы, | 28 октября | Спортивный зал | Учителя физической культуры |
6 | Троеборье 3-4 классы | 18 ноября (каникулы) | Спортивный зал | Учителя физической культуры |
7 | Волейбол (8-10 классы)- юноши, девушки | 25 ноября 27 ноября | Спортивный зал | Учителя физической культуры |
8 | Веселые старты, команда 5х5, (1- 4 классы) | 9 декабря | Спортивный зал | Учителя физической культуры, классные руководители 1-4 кл. |
9 | Перестрелка 5-6 классы. 7-8 классы, (команда 5х5) | 20 января 22 января | Спортивный зал | Учителя физической культуры, физорги классов |
10 | Дартс (1-10 классы) | 22 февраля (каникулы) | Рекреация 1 этаж | Учителя физической культуры, Совет КФК |
11 | Зимний праздник (1-10 классы.) | Спортивная площадка | Оргкомитет | |
12 | Баскетбол 5-6 классы, 7-8 классы, 8- 10 классы | 10 марта, 11 марта, 12 марта | Спортивный зал | Учителя физической культуры |
13 | Армрестлинг (1-10 классы) | 5 апреля (каникулы) | Рекреация 1 этаж | Учителя физической культуры, совет КФК |
14 | Футбол (5-10 классы) | 19-24 апреля | Футбольное поле | Учителя физической культуры |
15 | Легкоатлетическая эстафета, посвященная дню рождения школы (1-10 классы) | 12 мая | Спортивная площадка | Учителя физкультуры |
- Просветительская работа с родителями.
В МБУ школе № 40 имеется сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
В течение учебного года учителями физкультуры, классными руководителями, медиками с родителями проводятся выступления на темы: «Распорядок дня ребенка», «Особенности психофизического развития ребенка», «Пропаганда здорового образа жизни в семье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика стрессов» и другие. Два раза в год проводится информирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды ЗОЖ с использованием листовок, буклетов, школьных информационных стендов. Проводятся индивидуальные консультации для родителей по вопросам здоровья школьников. Администрацией школы, учителями физкультуры, медиками проводятся круглые столы «Здоровое питание и распорядок дня современного школьника», «Пропаганда ЗОЖ в школе и дома».
Родительский всеобуч «Режим дня- залог здоровья ребенка» (5-9 классы). «Увеличение двигательной активности в условиях семейной жизни» (5-9 классы). «Атмосфера в семье как детерминанта психоэмоционального состояния ребенка» (5-9 классы). «Питаемся дома правильно» (5-9 класс). «Причины употребления ПАВ детьми школьного возраста» (5-9 классы).
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.
- Реализация модульных образовательных программа.
МОДУЛЬ 1. «Режим дня, нагрузки, снятия перенапряжения»
- комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
• умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;
• знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
№ | Содержание деятельности | Классы | Сроки | Ответственный |
Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы). | 5-9 классы | В течение года | Учителя - предметники | |
Конкурс статей в школьную газету «Сорока» «Здоровыми быть здорово» | 5-9 классы | В течение года | Педагог- организатор, учителя русского языка. | |
Классный час «Режим дня- условие плодотворной жизнедеятельности». Классный час «Режим дня. Режим работы и отдыха». Классный час «Учимся оптимально распределять учебную нагрузку и отдых». Классный час «Режим дня- залог позитивного психо- эмоционального состояния». Классный час «Профилактика переутомления». | 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | Октябрь | Классные руководители | |
4. | Работа кабинета эмоциональной разгрузки . | 5-9 классы | В течение года | Педагоги- психологи |
5. | Психологические тренинги. | 8-9 класс | Ноябрь | Педагоги- психологи |
6. | Практикум «Составление оптимального индивидуального режима дня учащегося» | 5-9 классы | Сентябрь | Кл. руководители |
7. | Лекция медработника о необходимости соблюдения режима дня. | 5-9 классы | Декабрь | Медик |
8. | Круглый стол со специалистами центра профилактики. | 5-9 классы | Январь | Специалисты центра профилактики |
МОДУЛЬ 2 «Двигательная активность»
— комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
• представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
• потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
• умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.
Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
№ | Содержание деятельности | Классы | Сроки | Ответственный |
Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы). ОБЖ. | 5-9 классы | В течение года | Учителя – физ.культуры | |
Классный час «Спорт в жизни человека». Классный час «Занятие спортом – залог здоровья». Классный час «Спортивное будущее России». Классный час «Великие спортсмены современности». | 5-6 классы 7 классы 8 классы 9 классы | Ноябрь | Классные руководители | |
Соревнования «Мама, пап, я – дружная семья». | 5-9 классы | Январь | Учителя физкультуры, кл.рук. | |
4. | Работа клубов по интересам «Спортивные игры», ОФП, футбол, туризм, спортивное ориентирование. | 5-9 классы | В течение года | Педагоги доп.образования,учителя физкультуры |
5. | Посещение стадиона Торпедо. Секции, соревнования. | 5-9 классы | В течение года | Педагоги доп.образования,учителя физкультуры |
6. | Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». | 8.9 классы | Ноябрь | Классные руководители |
7. | Цикл бесед о спорте. | 5-9 классы | В течение года | Классные руководители |
8. | Дискуссия «Спорт : за и против» | 7-8 классы | Декабрь | Классные руководители |
9. | Зарядка перед уроками | 5-9 классы | В течение года | Учителя – физ.культуры |
10. | Спортивные мероприятии ( по плану физкультурно- массовой работы) | 5-9 классы | В течение года | Учителя – физ.культуры |
11. | Соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | 5-9 классы | Апрель | Учителя – физ.культуры |
12. | Спортивная эстафета в честь дня рождения школы. | 5-9 классы | Май | Учителя – физ.культуры |
13. | Дни здоровья | 5-9 классы | В течение года | Учителя – физ.культуры |
МОДУЛЬ 3 «Самооценка здоровья, саморегуляция, самоконтроль»
— комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
• навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
• владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
• навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
• представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;
• навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;
• навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
№ | Содержание деятельности | Классы | Сроки | Ответственный |
Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы). | 5-9 классы | В течение года | Учителя - предметники | |
Классный час «Учимся управлять своим состоянием». Классный час «Решаем конфликты конструктивным путем». Классный час «Стресс в жизни человека». Классный час «Самоконтроль и саморегуляция в жизни человека». Классный час «Учимся справляться со стрессом». | 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс | Декабрь | Классные руководители | |
Психологические тренинги «Учимся регулировать психоэмоциональное состояние». | 8-9 классы | Январь | Педагоги- психологи | |
4. | Составление памяток здоровья. | 5-9 классы | Декабрь | Классные руководители |
5. | Танцевальный флеш мопп. | 5-9 классы | Январь | Классные руководители |
6. | Работа кабинета эмоциональной разгрузки. | 5-9 классы | В течение года | Педагоги- психологи |
7. | Индивидуальные психологические консультации. | 5-9 классы | В течение года | Педагоги- психологи |
8. | Компьютеризированное скриниг- обследование учащихся. | 5-9 классы | В течение года | Специалисты центра профилактики |
МОДУЛЬ 4 «Рациональное питание».
- комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
• знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
• интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
№ | Содержание деятельности | Классы | Сроки | Ответственный |
Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы), технологии. | 5-9 классы | В течение года | Учителя - предметники | |
Классный час «Правильное питание – залог здоровья» (5 класс). Классный час «Продукты разные нужны, блюда разные важны» (6 класс). Классный час «Рациональное питание» (7 класс). Классный час «Фастфуды: за и против» | 5 классы 6 классы 7 классы 8-9 класс. | Февраль | Классные руководители | |
Конкурс листовок «Правильное питание» . . | 8-9 классы | Февраль | Классные руководители | |
4. | Конкурс кулинарного искусства «Поварешка». | 8-9 классы | Март | Классные руководители |
5. | Лекция о правильном питании (специалисты МБУЗ №3). | 5-9 классы | Март | Специалисты МБУЗ № 3 |
6. | Осенний вернисаж «Ярмарка кулинарных шедевров». | 5-9 классы | Октябрь | Классные руководители |
7. | Конкурс в школьной столовой «Любимое блюдо моей семьи» | 5-9 классы | Март | Классные руководители, работники столовой |
8. | Дегустация блюд в школьной столовой «Вот так вкусно мы питаемся» для детей и жителей микрорайона. | |||
9. | Конкурс проектов «Меню для школьников» | 8-9 классы | Январь | Классные руководители |
10. | Диспут «Анорексия беда 21 века» | 8-9 класс 9(девочки) | Январь | Специалиста центра профилактики. |
11. | Изготовление памяток о правильном питании. | 5-9 классы | Февраль | Классные руководители |
12. | Диспут «Питание в школе- залог здоровья» | 7-8 классы | Сентябрь | Классные руководители |
МОДУЛЬ 5 «Профилактическая работа».
— комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:
• развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
• включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
• ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;
• развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
№ | Содержание деятельности | Классы | Сроки | Ответственный |
Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы), технологии. | 5-9 классы | В течение года | Учителя - предметники | |
Акция «Красная лента». | 5-9 классы | Декабрь | Классные руководители | |
«День борьбы с курением». | 5-9 классы | Ноябрь | Классные руководители | |
4. | Информационное обозрение по материалам прессы в школьной библиотеке «Даже не думай». | 5-9 классы | Октябрь | Библиотекарь |
5. | Интернет- урок антинаркотической направленности. | 9 классы | Ноябрь | Учитель информатики |
6. | Флеш- моп «Мы против наркотиков». | 5-9 классы | Ноябрь | Классные руководители |
7. | Кинолекторий «Точка невозврата». | 8-9 классы | Декабрь | Классные руководители |
8. | Раздача литовок, призывающих к здоровому образу жизни. | 8-9 классы | Декабрь | Классные руководители |
9. | Агитбригады «Мы против наркотиков» | 7-9 классы | Январь | Классные руководители |
10. | Конкурс проектов «Компьютер в моей жизни» | 7-9 классы | Март | Классные руководители |
11. | Круглый стол со специалистами профилактики (врач – нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних, психологи) «Наркотики и дети» | 6-9 классы | Март | Классные руководители |
12. | Фестиваль социальной рекламы | 8-9 классы | Апрель | Классные руководители. |
13. | Ролевая игра «Суд над сигаретой» | 6-7 классы | Апрель | Классные руководители. |
МОДУЛЬ 6 «Позитивное общение»
- комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:
• развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;
• развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
• формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
№ | Содержание деятельности | Классы | Сроки | Ответственный |
Воспитательный потенциал уроков физической культуры (5-9 классы), литературы (5-9 классы), биологии (6-9 классы), химии (8-9 классы), технологии. | 5-9 классы | В течение года | Учителя - предметники | |
Тренинги коммуникативного общения . | 5-9 классы | В течение года | Педагоги- психологи | |
Участие в общешкольных мероприятиях. | 5-9 классы | В течение года | Учителя - предметники | |
4. | Акция «За жизнь без барьеров» | 5-9 классы | Ноябрь | Учителя - предметники |
5. | Круглый стол «Учимся выходить из конфликтов» | 8-9 классы | Март | Классные руководители |
6. | Классные часы по самофутурированию. Классные часы «Урок самопознания и откровенности», «Внутренняя сущность», «Я и другие», «Общение . функции общения», «Учимся слушать и слышать», «В царстве доброты», «Понять другого». (6 класс). - Классные часы серии «Я учусь понимать себя»: «Я учусь понимать себя», «мы понимаем других людей, как у нас это получается», «Внутренний мир и его обитатели» (7 класс). | 6-7 классы | В течение года | Классные руководители |
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
• знание национальных героев и важнейших событий истории России;
• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
• умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
• ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.
• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
• знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
• умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
• умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
• умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• понимание нравственных основ образования;
• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
• самоопределение в области своих познавательных интересов;
• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• начальный опыт участия в общественно значимых делах;
• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
• знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
• сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
• общие представления о трудовом законодательстве.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):
• ценностное отношение к прекрасному;
• понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• представление об искусстве народов России;
• опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
- Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
Методики | Класс |
| С 5 класса |
| С 6 класса |
| С 6 класса |
- Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
Методики | Класс |
С обучающимися | |
| С 5 класса |
| С 5 класса |
| С 5 класса |
С учителями | |
| |
С родителями | |
|
- Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
- Диагностика разработанная Региональной лабораторией социопсихологического центра.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.
Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"
Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»
Рабочая программа внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...
Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"
Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...
Программа воспитания и социализации учащихся ФГОС
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...
План работы по воспитанию и социализации учащихся 2 класса
Представлен план работы с обучающимися с интеллектуальным недоразвитием...
Программа воспитания и социализации учащихся (новые стандарты)
Программа воспитания и социализации учащихся (5-9 класс)Пояснительная запискаЦель и задачи воспитания и социализации обучающихсяЗадачи воспитания Принципы и особенности организации содержани...
Стратегия воспитания и социализации на ступени основного общего образования в условиях ФГОС
Повестка: I. 1.Доклад: «Стратегия воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в условиях ФГОС»зам. директора по воспитательной работе Печалёва Е.Б....
Комментарии
Программа воспитания и социализации учащихся на ступени ообщего
Приведена примерная программа по воспитательной работе в 5-6 классах. Если Вы классный руководитель, то возможно этот материал пригодиться. Программа составлена с учётом норм ФГОС второго покаления.