стратегии мотивационно-целевого этапа урока математики
статья по математике
Предварительный просмотр:
Стратегии и приемы мотивационно-целевого этапа урока математики в условиях реализации ФГОС
Петрова Елена Сергеевна, учитель математики гимназии № 278 им. Б.Б. Голицина Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Кто не знает, в какую гавань он плывет,
Для того нет попутного ветра.
Сенека
Во всех социальных кругах современного общества широко обсуждается вопрос, каким должно быть школьное образование. Мы живем в стремительно меняющемся информационном мире, пространстве быстрого технологического развития во всех областях. На смену принципа «образование для реальной жизни», декларируемого еще недавно, приходит принцип «образование на протяжении всей жизни».
В докладе Комиссии ЮНЕСКО «Учиться быть» определены задачи образования для информационного общества:
- Учить учиться и пользоваться знаниями, то есть получать образование в течение всей жизни, углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях;
- Учиться делать дело , не только пользуясь стандартными навыками, но шире, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде;
- Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости ( выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты, укрепляя взаимопонимание и мир);
- Учиться быть, то есть развивать в большей степени свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.
Поэтому одной из тенденций развития российского школьного образования сегодня становится отказ от усвоения учащимися академического знания в рамках отдельных учебных дисциплин в пользу связи с практикой и реальными жизненными проблемами формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться» в течение всей жизни.
Меняются цели образования, появляются новые методы, средства и технологии, но, как и прежде, основной формой обучения остается урок. Однако, в свете новых образовательных задач этот термин обретает новый смысл и содержание.
Современный урок-это урок, на котором ученик выступает не пассивный слушатель, а активный участник процесса. Основой такого урока должна стать самостоятельная деятельность на всех этапах, его осмысленный выбор и осознанная ответственность за этот выбор.
Мотивационно-целевой этап современного урока математики-первый этап в его структуре, и потому смыслообразующий. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и понимает ее как лично для нее значимую, его деятельность становится мотивируемой, целенаправленной, результативной. Именно на этом этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на деятельную позицию. Возникают побуждения: узнать. Понять, найти, доказать и т. д.
Вот почему так важно на первом этапе урока создать такие условия, когда ученик сам формулирует цели урока или присваивает цели, предложенные учителем, когда ученик принимает предлагаемые учителем ситуации обучения, побуждающие его к решению учебных задач в рамках учебного предмета «здесь и сейчас» с опорой на внутренние мотивы и смыслы. Крайне важно, используя различные внешние стимулы, создать на уроке математики условия для активного целеполагания каждым учеником.
На языке универсальных учебных действий целеполагание относится к регулятивным УУД означает постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Целеполагание включает такие структурные компоненты, как формулирование темы урока, его целей/задач, планирование деятельности по их достижению.
В контексте активного целеполагания учитель подводит учащихся к осознанию темы и целей урока, а учащиеся сами их формулируют, определив границы своего знания и незнания, сами определяют способы достижения намеченной цели.
Рассмотрим несколько примеров применительно к урокам математики.
Прием «Что лишнее?»Урок по теме «Цилиндр» в 6 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд фигур, среди которых есть цилиндр.
Учитель:
-Что общего у этих фигур?
Ученики:
-Все фигуры являются объемными.
Учитель:
-Какая фигура здесь лишняя?
Ученики:
-Фигура, боковая поверхность состоит не из плоских граней.
Учитель:
-А кто знает, как называется эта фигура?
Если дети не смогут сформулировать ответ, то учитель знакомит с названием объекта.
Учитель:
-Как вы думаете, какова тема урока?
Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока.
Прием «Проблемная ситуация».Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимостолкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспринимается как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.
Урок в 5 классе по теме «Основное свойство дроби». Учитель организует повторение, с включением проблемной задачи. Учащимся предлагают сравнить дроби:
2и4 2 и 2 2 и 4
5 5 3 7 3 5. Ученики выполняют задание, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и правило сравнения с одинаковыми числителями. При сравнении последней пары дробей возникает вопрос - как это сделать? Формулируется проблема и цели урока.
Другой пример. В качестве одной из домашних задач, учитель дает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением из-за недостаточности знаний.
Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию темы и цели урока.
Прием «Ассоциации».Учащимся предлагается просмотреть специальным образом подобранные изображения и назвать слова ассоциации, связанные с данными изображениями.
Например, при вхождении в тему «Подобие» (геометрия, 8 класс) учитель показывает учащимся изображения «похожих», «аналогичных», «сходных» объектов, подводя их осознанию «подобных фигур» в геометрии.
Прием «Работа над понятием».Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 6 классе «Модуль» Необходимо объяснить значение слова и отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяется цель и задачи урока.
Прием «Эпиграф». Учащимся предлагают осмыслить текст и фразу, подумать над тем, как она может быть связана с темой урока.
« Читал я где-то
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,-
И гордый холм возвысился,
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли». (А.С.Пушкин «Скупой рыцарь»)
Используя в качестве эпиграфа строки из произведения А.С.Пушкина и предлагая на основе данного сюжета решить геометрические задачи (найти примерную высоту «гордого холма», определить дальность горизонта и др.), учитель подводит учащихся к изучению новой для них темы «Конус».
Прием «Отсроченная догадка ». Учащимся предлагается интересный эпизод, содержащий интригу. Например , на доске в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения" учитель показывает учащимся математический фокус: быстро возводит в квадрат названное учащимися двузначное число, оканчивающееся на 5. после вычислений на доске учитель озвучивает результат решения и предлагает детям подумать. в чем, собственно, фокус и какова тема урока и его цели.
В 9 классе при изучении темы "Свойства функций" учащимся предлагается определить, чем отличаются с точки зрения математики русские пословицы:
" Чем дальше в лес, тем больше дров"
"Каши маслом не испортишь"
В первой пословице количество дров нарастает по мере продвижения в глубь леса: от опушек, где все давным - давно собрано, до чащоб, куда не ступала нога человека. В этой пословице функция количества дров монотонно возрастает. согласно второй пословице качество каши не ухудшается с добавлением масла. Оно, возможно станет лучше, но может остаться на прежнем уровне. Функция качества каши от количества масла монотонно не убывает.
Прием « Практическая значимость теории».Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам. Например, при изучении темы " Построение параллельных прямых" в 6 класс учитель может предложить следующую практическую задачу: сделать разметку над окном так, чтобы можно было повесить карниз.
Учитель:
-Возможно ли выполнение этого задания на уроке? Если считать карниз моделью прямой, то , как можно сформулировать данную задачу? По готовому тексту задачи сформулируйте тему урока.
Ученики:
-Построение параллельных прямых.
Учитель:
-В таком случае, какая цель стоит перед нами?
Учащиеся предлагают формулировки цели урока:
-Узнать правило построения...
-Найти правило или алгоритм построения...
Урок математики в 5 классе, тема урока "Проценты".Учитель предлагает решить задачу "На распродаже в универмаге набор елочных игрушек стоит 300 рублей. на него действует предновогодняя скидка 10%. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у нее 280 рублей?" Ученики высказывают различные мнения и, столкнувшись с недостаточностью знаний для ответа на вопрос, осознают необходимость изучения темы "Проценты".
Прием «Удивляй". Всем хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такое задание или угол зрения, при котором даже очевидные вещи становятся удивительными ил абсурдными. Так, перед вхождением в новую тему можно предложить учащимся "разгадать софизм", содержащий преднамеренное Выводы:
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа пр Выводы:
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Источники информации
- http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
- http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
- http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения
- http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
- http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы
- http://www.school2100.ru/ Формирование умения целеполагания у младших школьников
Использованная литература
- Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
- Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Выводы:
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Источники информации
- http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
- http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
- http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения
- http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
- http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы
- http://www.school2100.ru/ Формирование умения целеполагания у младших школьников
Использованная литература
- Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
- Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Выводы:
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Источники информации
- http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
- http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
- http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения
- http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
http://menobr.ru Модульная технология планиров Выводы:
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
- Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
иводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Источники информации
- http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
- http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
- http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения
- http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
- http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы
- http://www.school2100.ru/ Формирование умения целеполагания у младших школьников
Использованная литература
- Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. – 127с.
- Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. – 178с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики».
Выступление на ГМО по теме «Использование игровых моментов на различных этапах уроков математики»....
Статья "Самостоятельная работа на разных этапах урока математики"
Современный урок должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать школьников на самостоятел...
Конструктор Тиуновой О.Н.(ГБОУ СОШ №251) Примеры 4 основных этапов урока математики в рамках ФГОС.
Конструктор содержит по три примера на каждый из четырёх основных этапов урока математики в рамках ФГОС.1. Приёмы активного целеполагания - организация начала урока и подготовка к активному усвоению н...
Использование элементов игровых технологий на разных этапах урока математики
Основная цель работы-активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и интереса к предмету. В этой статье показано использование игровых технолог...
Мотивационно-целевой этап урока математики в условиях реализации ФГОС
Методическая статья "Мотивационно-целевой этап урока математики в условиях реализации ФГОС"...
Формирование критического мышления обучающихся через решение творческих заданий на разных этапах урока математики в 5-6 классах
В статье рассматриваются способы формирования критического мышления, через включение творческих заданий в различные этапы современного урока математики в 5, 6 классах. Приведены примеры творческих зад...
Методическая разработка в номинации «Электронный образовательный ресурс» «Применение триггеров для различных этапов урока математики»
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. Широко применимы компьютерные технологи...