Технология сотрудничества
учебно-методический материал на тему

Мордань Наталья Юрьевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu_2.03.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества

  1. Диалог («Что такое толерантность?»)

«Жить - значит участвовать в диалоге» (М.М.Бахтин). Диалог - универсальный инструмент понимания, так как «базисным объектом понимания является не вещь, а процесс». Настоящий диалог всегда сложен, несмотря на его повседневность. Сократ, стоящий у истоков критического мышления, включил диалог как естественную и всеобъемлющую форму коммуникации в процесс образования, полагая, что учитель и ученик в ходе диалога приходят к истинному знанию. Но, скорее всего, участники диалога приходят не к «истинному знанию», а к истинному пониманию друг друга.

  1. Диспут («Современный фашизм»)

Диспут позволяет воспитать у учащихся высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самостоятельность, самодисциплину, независимость суждений, сочетаемых с уважением мнения других людей; способность к ориентированию в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни; умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития…

  1. Работа в команде («Душа моя, Масленица»)

«Мозговой штурм» - решение проблемы посредством объединения «творческих мыслей учащихся, создание коллективного мозга»;

Разбивка на кластеры (блоки идей) – графическая организация материала, которая помогает понять, что можно сказать по проблеме; 

Пятиминутное эссе в форме «круглого стола» - лист передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по проблеме;

Синквейн – пятистрочие, отражающее понимание темы и отношение к ней

Форма представления выбирается самостоятельно:

«Спикер» - один представитель команды

«Снежинка» - каждый участник группы говорит о выполненном задании

«Снежный ком» - каждый участник команды по одному предложению

  1. Метод «пилы» («Великие люди планеты»)

Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

  1. Исследовательская работа в группах («Живи, Земля!»)
  2. Ситуационный классный час («Конкурс знатоков права»)
  3. Упражнение Джеффа («Кто такой патриот?»)
  4. Ролевая игра («Мы выбираем? Нас выбирают…»

Педагогика сотрудничества

Классификационные характеристики:
По уровню применения: общепедагогическая
По философской основе: гуманистическая
По основному фактору развития: комплексная: био-, социо и психогенная
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая
По типу управления: система малых групп
По организационным формам: индивидуальная + групповая, дифференцированная
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество)
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая
Целевые ориентации
Переход от педагогики требований к педагогике отношений. Гуманно-личностный подход к ребенку. Единство обучения и воспитания.
Концепция сотрудничества 

Отношения «учитель - ученик». Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим (содружество, соучастие, сопереживание, сотворчество, соуправление)
Гуманно-личностный подход 
Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья.
Гуманное отношение к детям включает:
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования;
- терпимость к детским недостаткам.

Новая трактовка индивидуального подхода включает:

- отказ от ориентировки на среднего ученика;
- поиск лучших качеств личности;
- применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, мышления);
- учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
- прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Концепция воспитания
-превращение школы Знания в школу Воспитания;
- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
- возрождение русских национальных и культурных традиций;
- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели.
Педагогизация окружающей среды
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи сотрудничества с родителями, общественными и государственными институтами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика асоциальных явлений. Технология сотрудничества «Дети-детям»

Данная презентация обобщает опыт работы классных руководителей по профилактике асоциальных явлений среди подростков, Презентация подготовлена к выступлению на областном учебно-методическом семинаре по...

Технология сотрудничества

Данный материал содержит презентацию и теорию по технологии сотрудничества(памятки для учителя и учеников, приемы работы и т.д.)...

Технология сотрудничества на уроках английского языка

Данная работа выполнена учениками 7 класса. В подготовке материала к презентации участвовали учащиеся  старшего класса, так как владеют большими навыками в области грамматики. Работа задумывалась...

Современные педагогические технологии. Технология сотрудничества.

"Технология сотрудничества" является успешной альтернативой традиционным методам обучения....

Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения

Мультимедийная методическая разработка по теме "Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения" раскрывает понятие технологии сотрудничества, основные вариа...

Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.

Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...