Проектирование урока математики в условиях перехода на ФГОС ООО
статья

Караулова Марина Сергеевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 4 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

(Школа-интернат № 4 ОАО «РЖД»)

Российская Федерация, Липецкая область, 399773, город Елец, ул. Вермишева, д. 1,

ОГРН 1044800112664/ ИНН 4821015999 /КПП 482101001; телефон/факс: (47467) 7-25-24

E-mail: internat4-shkola@mail.ru

ДОКЛАД

на тему:

«Проектирование урока математики в условиях перехода на ФГОС ООО»

        Учитель математики:

Караулова М.С.

2018г.

Сегодня ученик оказывается главным  «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать  деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для  себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю,  как я это сделал.

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока.

Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Основополагающие принципы проектирования современного урока

1.Изменение  парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Сравним деятельность учителя, внедряющего ФГОС ООО, при конструировании  современного урока с учителем, конструирующим традиционный урок.   

Позиции

Традиционная деятельность

Деятельность учителя,

работающего по ФГОС ООО

Подготовка к

уроку

Жестко структурированный конспект урока, 0% свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник

Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации и учебник, Интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен   конспектами

Основные этапы урока

Основное время отводится этапу

объяснения и закрепления (80% - говорение учителя)

Объяснение занимает 20-30% урока, закрепление 5- 10%; большая часть времени на самостоятельную деятельность

Главная цель

учителя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на  урок

Организовать деятельность детей по

-поиску, обработке информации;

-обобщению способов деятельности;

-постановке учебной задачи

Деятельность учащихся

Определяется через

Формулирование  заданий

Реши, спеши, сравни, найди, выпиши, выполни. 93% - репродуктивные задания

7% - исследуй  (чаще для сильных

учащихся)

Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод),  выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените,  измените, придумайте.

 

Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в  образовательном процессе  выделялись уроки: изучения (объяснения) нового материала, закрепления знаний и формирования умений и навыков,  повторительно-обобщающего характера, коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный,  контроля знаний, умений и навыков, то, с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки: «открытия» нового знания, рефлексии,  общеметодологической направленности, развивающего контроля.

Вновь обратимся к анализу и сравним этапы урока в традиционной системе и деятельностном подходе.

Структура урока изучения нового

материала

Структура урока «открытия» новых

знаний

1. Организационный этап

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2.Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости)

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Актуализация знаний

4. Этап построения выхода из затруднения

5. Введение новых знаний

 5. Этап реализации построенного проекта

6. Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

7. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

8. Обобщение и систематизация знаний.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

10. Определение и разъяснения домашнего задания

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика.

С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе

Что делает учитель?

Что делает ученик?

Спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует, помогает.

Записывает, слушает, читает, решает,

исследует, делает выводы

Так преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития

учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Актуальными становятся слова К.Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились      самостоятельно, а учитель руководил этим  самостоятельным   процессом и давал    для него материал».

Кроме этого,  способность к импровизации на уроке становится важной составляющей   профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и  коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной  формой проектирования современного урока является технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты.

Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.

 Критерии результативности урока

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы

5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески

6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)

10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Как готовиться к уроку по ФГОС ООО?

Шаг 1. Целеполагание:

- поставить цели урока с учетом формирования УУД

- выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученики

Шаг 2. Проектирование урока по технологической карте:

- выявить понятия минимума и максимума в учебном материале

- продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока, набор

важнейших вопросов для диалога с учениками, задания продуктивного типа

- включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке

- продумать форму рефлексии для учащихся на уроке

Шаг 3. Рефлексия учителя:

- соотнести планируемые результаты урока с поставленными целями

- оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке

Как поставить цели урока с  учетом УУД?

1. Определить тип урока

2. Определить предметные цели

3. Соотнести тип урока, предметные цели и УУД

Работая в школе, я прихожу к выводу, что слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Поэтому главное для себя как учителя математики вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых учениками на уроках математики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам.

При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические (лабораторные работы, конструирование, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. На уроке не обойтись без репродуктивных методов обучения, служащих для формирования ЗУН, но все же всегда, когда это уместно, я стараюсь применять проблемно – поисковые методы, которые, с моей точки зрения, как раз и служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Для поддержания интереса к предмету часто на различных этапах урока провожу дидактические игры. Большую роль на уроке я уделяю глубине понимания детьми изучаемой темы, научности подачи материала, не допускаю небрежности в употреблении математических терминов и понятий, требуя этого и от учеников. И, конечно, самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики я отвожу решению задач. При этом стараюсь подобрать для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это - задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Придерживаюсь принципа: на каждый урок – интересную задачу («заморочки из бочки»).

Для меня очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя нетрадиционный урок, я учитываю специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. Например, конкурсы, викторины, КВН, уроки-сказки в 5-6 классах – «Путешествие в страну дроби» 5 класс; в 7-9 классах – урок-информация «Квадратные уравнения» 8 класс, урок «Брейн - ринг» по теме «Тригонометрические выражения и их преобразования» 9 класс; в 10-11классах, где мною используется лекционно-семинарская система занятий, нередки уроки-практикумы, уроки-диспуты «Что такое красивая задача…»10 класс.

Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях
системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проектирования учебного процесса в условиях перехода на ФГОС

В рамках данной статьи я считаю необходимым остановиться  на некоторых теоретических концептах компетентностного подхода, выделить отличия компетентностного подхода от традиционного,  вывест...

Статья на тему:Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Данная статья поможет учителям математики подготовиться к выступлению на секции учителей естественно - математических наук  по теме:" Формирование ключевых компетенций учщихся на уроках мате...

план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»

Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...

Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты.

Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты...

Особенности проектирования уроков географии в условиях перехода на ФГОС ООО в 5 кл

В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт,который предъявляет новые требования к деятельности учителяСодержание школьного географического образования не стоит на месте. Наступивший век ...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рекомендованы этапы проектирования урока математики в условиях ФГОС в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга....

«Реализация деятельностного подхода на уроках математики в условиях перехода на ФГОС через применение мобильных приложений»

Ссылки для уроков, создание условий для повышения   интереса учащихся к предмету математики через использование мобильных приложений....