Шестые Всероссийские Шамовские педагогические чтения
статья на тему

Архиреева Людмила Вячеславовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ХОЧУ УЧИТЬСЯ!?

"Всё нужное для ребёнка, что может быть исполнено им самим и исполнение его соответствует его умению, должно быть предоставлено его самостоятельности."

Лесгафт

Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, и навыков. Это объясняется постоянным развитием различных областей знаний и в связи с этим быстрым их устареванием.

Кроме того, в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"  сказано, что образование вне образовательной организации может быть получено только в формах семейного образования или самообразования.

Поэтому деятельность общеобразовательной школы рассматривается, сегодня и с позиции подготовки обучающихся к непрерывному самообразованию. Но в процессе формирования и развития стремления и способностей к самостоятельной целенаправленной познавательной деятельности ключевую роль играет учитель. И здесь можно говорить о некотором противоречии между требованием к выпускникам школы: стремиться и уметь вести самостоятельную познавательную деятельность, и невысокой эффективностью используемых учителями на практике приемов развития данного качества личности.

Т.И.Шамова рассматривает познавательную самостоятельность как одно из основных интегративных качеств личности, связанное “с воспитанием положительных мотивов к учению, формированием системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретению новых, а также с напряжением волевых усилий».

Понятие “познавательная самостоятельность” соотносится с понятиями “самообразование” и “самостоятельная познавательная деятельность”.

Главную задачу при подготовке детей к самообразованию я вижу в обеспечение активной учебной деятельности, в единстве всех ее компонентов. Соглашаясь с тем, что «…учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью», я стараюсь организовать нужную им, интересную, отвечающую их потребностям и особенностям деятельность. И моя задача – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобрены и социально признаны.

Реализовать это только предоставлением все большей самостоятельности в учебной работе (или отведением большего времени на уроке на самостоятельную работу) не получается.  На мой взгляд, требуется:

1) последовательная отработка у школьников активных действий, способов учебной деятельности (а позднее самообразовательной деятельности), усложнение форм самоконтроля и самооценки;

2) формирование на этой основе внутренней потребности в совершенствовании способов учебной деятельности и далее — потребностей в самообразовании.

Поэтому мне необходимо уделять особое внимание созданию и развитию мотивации у школьников  к своей деятельности.  На уроках и внеурочных занятиях я стараюсь добиваться, чтобы ученик умел вычленять в своей учебной работе ее компоненты. Сама учебная деятельность становится в этом случае особым предметом усвоения ученика. Этому способствуют многочисленные упражнения и вопросы на анализ учебной деятельности.  Например: «Скажи, что будет результатом твоей работы?», «Какие ты можешь предложить способы для его достижения?»,  «Соотнеси эти способы между собой и выбери  оптимальный для себя», «Определи для себя задачу учебной работы, выбери способ действия, соответствующий ей, измени задачу и посмотри, как изменится способ». Особого внимания учителя требуют задания: «Определи этапы своей работы, выполни сам последовательно эти этапы», «Спланируй свою учебную работу. Для этого определи: первоочередную задачу, назови первое, второе, третье действие (или третье, второе, первое) необходимое для ее решения, решая, проверяй себя на каждом этапе работы» и т. д.

Я считаю, что учитель-предметник имеет все возможности для формирования УУД, ибо он учит школьников находить способы деятельности, адекватные изучаемому предмету.

А увеличение доли самостоятельного познания дает возможность использовать разнообразные формы организации процесса формирования УУД: семинары, практикумы, диспуты, микроисследования, групповые и индивидуальные формы самостоятельной работы, различные формы самоконтроля, проекты, уроки-панорама и другие.

 Практика моей работы показывает, что развитие познавательной самостоятельности старшеклассников может быть успешно осуществлено при условии, если:

  • будет реализован комплексный подход к проблеме, учитывающий психологический, дидактический и социальный аспекты развития познавательной самостоятельности;
  • будет  использован  комплекс дидактических средств, позволяющий оказывать воздействие на все компоненты познавательной самостоятельности личности;
  •  учителем указан вектор самостоятельной работы учащегося  над личностно-значимым  материалом в референтной группе одноклассников;
  • уровень предоставляемой учащемуся самостоятельности на каждом этапе работы будет определяться учителем, исходя из индивидуальных особенностей школьника и учитывать его “зону ближайшего развития».

Определив для себя три уровня познавательной самостоятельности: репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский [Т.И.Шамова], мне стало необходимым собрать банк упражнений и практических работ, выводящих учащихся на нужный уровень, которые я часто использую уроках. Например: «Сечения многогранников» (учащиеся пытаются выяснить, какие могут получаться многоугольники в сечении куба и тетраэдра с использованием фигур из сыра, картофеля и других подручных материалов); «Объем пирамиды и конуса» (используя стаканчики в форме призмы и пирамиды (цилиндра и конуса) одинаковой высоты и с одинаковым основанием, с помощью сыпучих продуктов сравниваются объемы этих тел, делается предположение о соотношении их объемов, выбирается подходящий математический аппарат для доказательства гипотезы); «Преобразование графиков функций» (учащиеся строят графики элементарных функций с помощью любых доступных им средств на компьютере, затем меняя последовательно различные параметры, делают выводы об изменении графика функции в зависимости от значения каждого параметра).

Не следует забывать, что развитию склонности к самообразованию школьников способствуют многочисленные формы внеурочной деятельности, создающие общую внутреннюю готовность, установку, мотивацию к самообразованию. УМК, позволяющих готовить учащихся к самообразованию не много.  В своей педагогической практике я использую курс «Азбука логичного мышления». В рамках курса учащиеся осваивают инструменты учения, овладевают эффективными способами рационального, последовательного, непротиворечивого мышления, «…что в свою очередь позволит им эффективно учиться сейчас и стать конкурентоспособной личностью в будущем». Конкурентоспособность личности во многом определяет уровень знаний, показанный на ЕГЭ.

Наверняка, у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к ЕГЭ. Но для каждой из них характерна активная работа с компьютером, которая позволяет формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

Готовые и созданные мной и моими учениками ЭОР, позволяют организовать самостоятельную учебную работу ребёнка в интерактивной среде обучения не только на занятии, но и при обучении в таких формах как семейное образования или самообразование. Но мечтой учителя (моей) остается  Онлайн- класс.

Мероприятия  по общекультурному развитию школьников — посещение театров, лекториев, выставок (конечно никто из учителей математики Москвы не упустил возможность посетить с учащимися выставку М.Эшера), знакомство с программами телевидения, образовательными ресурсами Интернета, стимулирующие развитие личности ребенка в целом и делающие его открытым для самовоспитания во многом  способствуют  развитию мотивационной готовности учащихся к самообразовательной деятельности. Здесь появляется возможность не только для общего самообразования, но и для гражданского, эстетического самообразования, а кроме того, возникают условия для осуществления не только индивидуальных, но и коллективных форм самообразовательной деятельности. Мои ученики объединяются в различные временные группы в социальных сетях для работы над различными проектами.

Т.И.Шамова указывала на следующие группы условий повышения познавательной активности и развития самостоятельности в зависимости от доминирования целей деятельности:

1) цель – формирование мотива деятельности: формирование познавательной потребности в конкретной деятельности, воспитание устойчивых познавательных интересов, сочетание эмоционального и рационального в обучении;

2) цель – формирование системы знаний на основе самоуправления процессом учения: формирование интеллектуальных умений, связанных с переработкой усваиваемой информации, формирование умений осуществлять планирование, самоорганизацию и самоконтроль в процессе учения;

3) цель – включение каждого школьника в процесс активного учения: осуществление индивидуального подхода в условиях коллективной работы, осуществление контроля за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся.

Каждый учитель, должен четко разделять эти цели, чтобы успешно работать в «Новой школе».  Новая школа!?  Что это?

И опять я соглашусь с тем, что  «…это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новые формы сотрудничества учителя и ученика: тьюторство и менторство». Новая школа – это совместный путь ученика и учителя, в конце которого – самостоятельность первого и новое начало пути для второго.

Итак, мы видим, самостоятельность – одно из системообразующих качеств личности, и если я буду её развивать, мой ученик с уверенностью скажет: «ХОЧУ УЧИТЬСЯ!»

Используемая литература:

  1. Воровщиков С.Г. Азбука логичного мышления: Учебное пособие для

учащихся старших классов. – М.: Центральное издательство, 2005. – 275 с.

  1. Маркова А. К. Самообразование школьников. Электронный ресурс

http://voppsy.ru/issues/1980/803/803149.htm

  1. Седова Н. Е. Как стать образованным человеком. – Петропавловск-

Камчатский, 1991 г.

  1. Крец Светлана Владимировна, Проект "ЕГЭ – без проблем!"

http://festival.1september.ru/articles/598259/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения Всероссийского открытого урока чтения в 6 классе

Данная разработка поможет учителю организовать изучение романа В.Крапивина "Журавленок и молнии", исследовать в произведении образ учителя....

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Шестая Всероссийская неделя Высоких технологий и технопредпринимательства

Наша школа является школой-партнером Школьной Лиги РОСНАНО. Ежегодно мы принимаем участие в Неделе высоких технологий....

Моя публикация №2 Всероссийский научно-педагогический журнал "Академия педагогических знаний" №13

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15306545","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15306541","...

Педагогические чтения «Современные педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках реализации, актуализированных ФГОС СПО»

Педагогические чтения «Современные  педагогические технологии и инновационная деятельность участников образовательного процесса в рамках  реализации,  актуализированных ФГОС СПО&r...

Приказ № 1343-0 Об участие обучающихся и сотрудников образовательной организации в Шестом Всероссийском правовом (юридическом) диктанте

Приказ № 1343-0 Об участие  обучающихся и сотрудников  образовательной организации  в Шестом Всероссийском  правовом  (юридическом) диктанте...