Статья "Возможности и ограничения дистанционной психологической помощи"
статья по теме
В материале рассмотрены основные разновидности дистанционного психологического консультирования, проанализированны их возможности и ограничения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_i_ogranicheniya_distantsionnoy_psihologicheskoy_pomoshchi.docx | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
к. псх. наук, педагог психолог Приморского ПМС- центра
Муханова Н. А.,
ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Дистанционные технологии в последние 20 лет прочно занимают место в системе образования, оказания психологической и медицинской помощи. Разумное и оправданное использование новых технологий создает широкие возможности для обучения, оказания помощи и развития человека. Рассмотрим один из ее видов - психологическую помощь – с точки зрения обоснованности и уместности использования дистанционных технологий, в контексте психологического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Выбор формы и способа взаимодействия с клиентом не только профессиональный выбор специалиста, но требование времени и условий проживания и местонахождения клиента.
Дистанционное консультирование создает новые возможности для оказания помощи и налагает ряд ограничений на возможности специалиста, может влиять на качество оказания помощи.
Несомненно, выбор в пользу дистанционного консультирования уместно делать тогда когда:
- клиент не может добраться до специалиста в силу ограниченных возможностей передвижения, удаленности проживания, необходимости ухаживать за родственником-инвалидом (например, родители детей-инвалидов);
- осуществляется посттерапевтическое, посткоррекционное сопровождение;
- консультация носит информационно-справочный характер;
- в процессе психотерапии или психокоррекции клиент вынужден покинуть город (выезд на лечение, в командировку и т.п.).
Психологическая помощь (е-консультирование), с использованием дистанционных технологий, с точки зрения формы организации процесса делится на 3 вида (рис. 1):
Рис. 1.Виды психологической помощи с использованием дистанционных технологий
Каждый из них имеет свои преимущества и ограничения.
1. Консультирование с использованием электронной почты.
Ограничения:
- часто невозможность идентифицировать клиента по полу и возрасту,
- сложность, часто невозможность создания ориентации на ситуацию «здесь и сейчас»,
- сложности или даже невозможность использования процессуального подхода, отсутствие спонтанности, непосредственности реагирования обоих участников процесса,
- невозможность в полной мере оценить эмоциональные и поведенческие реакции клиента,
- невозможность использования целого ряда методик диагностики, которые требуют непосредственного присутствия и участия специалиста,
- отсутствие непосредственного контакта с клиентом чрезвычайно затрудняет психологическую диагностику на основании наблюдения. Специалист может получить искаженное представление о характере и глубине проблем клиента. Часто своевременная консультация смежных специалистов позволяет избежать серьезных последствий и сохранить качество жизни клиента.
2. Консультирование посредством средств быстрого обмена сообщениями (чат, ACQ).
Ограничения те же, что и в предыдущем случае.
При использовании этой формы работы создается больше возможностей для управления ходом и гибкого изменения течения консультации, когда это необходимо, появляется возможность давать больше спонтанных реакций с обеих сторон, работать с ориентацией на ситуацию «здесь и сейчас».
3. Консультирование с использованием интернет-телефонии (SKYPE, в случае, если используется видеокамера).
Ограничения такие же, как и в предыдущих случаях. К ним может добавляться возможность внедрения клиента в личное пространство специалиста, если он проводит консультации дома, а не из рабочего кабинета.
В качестве возможностей появляется ограниченная возможность видеть эмоциональные, мимико-пантомимические реакции клиента (благодаря использованию видеозвонка). Однако и она остается ограниченной, т.к. по правилам дистанционного консультирования с использованием видеокамеры в поле ее видимости должна попадать только голова и плечи, как специалиста, так и клиента. Кроме того, скорость подключения к сети Интернет может препятствовать не только адекватной передаче картинки, но и звука.
В качестве преимуществ этой формы консультирования можно отметить, что использование видеокамеры позволяет идентифицировать клиента по полу и возрасту, не превращая работу в консультирование человека-фантома.
Одной из наиболее серьезных и обсуждаемых в профессиональном сообществе тем остается проблема соблюдения конфиденциальности и оперирования персональными данными клиента и специалиста. Ни один из доступных интернет-каналов связи не является защищенным, следовательно, конфиденциальная информация потенциально может стать доступной третьим лицам. В настоящее время эта проблема отчасти решается получением информированного согласия клиента на получение такого вида помощи. Еще одной проблемой является работа с детьми до 14 лет, для которой необходимо согласие его родителей (законных представителей).
Рассматривая работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста следует отметить, что в силу незавершенного процесса психического развития, а также особенностей этого развития (возможны задержки или искажения развития) игра часто становится единственно возможной формой выражения своего состояния ребенком и построения диалога с ним, в отличие от взрослых клиентов, которым доступны вербальные средства. В этом случае (клиент-ребенок) игра остается не только методом установления контакта, но и методом коррекционного воздействия, что невозможно при дистанционном консультировании. При игровой коррекции необходимо создать физическое, специально организованное игровое пространство, которое позволяет включать разнообразные каналы восприятия и средства выражения, в т.ч. тактильный и кинестетический, помимо зрительного и слухового.
ДИСТАНЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ предполагает осознанное принятие основных его принципов, а именно:
- Знать запрос (о теме следует договориться заранее).
- Консультирование предваряет 10 минут репетиции (установление контакта, проверка качества связи до начала сессии).
- Гарантия успеха предполагает передачу части ответственности (речь идет о конфиденциальности и о равной ответственности психолога и клиента за разглашение информации, полученной в процессе консультирования, как и в традиционном формате работы).
- Выбор оптимального времени (удобного для обеих сторон).
- Использование части договора о прекращении консультации (обыкновенные правила заключения контракта, например, договор прекращается в случае грубого неоднократного нарушения границ и т.п.)
- Оговариваются допустимые формы поведения (речь идет о сопутствующих действиях, которые часто совершаются при пользовании компьютером: отлучки, параллельная игра или беседа в других сетях, по телефону и т.п.)
- Уместность переписки в соцсетях после консультации (обсуждается вопрос возможности распространения и обсуждения содержания консультации с другими людьми. Это неприемлемо).
В заключение следует отметить, что использование современных технологий и средств связи, несомненно, создает возможности, которых большая часть населения была лишена ранее, однако использовать эти возможности нужно разумно и обоснованно.
Наиболее предпочтительными ситуациями использования дистанционного консультирования являются следующие:
- удаленность проживания клиента, недоступность других форм психологической помощи;
- ограниченность передвижения в связи с болезнью или уходом за больным;
- сопровождение после окончания активной консультационной или коррекционной работы;
- информационно-справочный характер запроса клиента;
- вынужденный отъезд клиента при незавершенной коррекции или терапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая помощь учащимся и родителям.
Советы родителям о том, как можно психологически помочь ребенку, сдающему экзамены....
Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам
В этой статье даются советы,как вести работу с педагогами и родителями выпусных классов. Даются рекомендации для учителей и родителей....
Презентация : "психологическая помощь при сдаче ГИА и ЕГЭ."
Данная презентация направлена на то, чтобы помочь ребятам успешно сдать экзамены и преодолеть страхи связанные с экзаменами ....
Психологическая помощь при переживании горя
Данная презентация необходима в работе школьного психолога. Описаны этапы переживания горя. Психологические приёмы при переживания горя подростком....
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.
Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....
Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"
Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...
Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.
Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...