Презентация "Методический семинар"
материал на тему

Салчак Саяна Александровна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_proekta.rar894.93 КБ

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2» с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Республики ТываМетодический семинарИспользование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества знаний учащихсяСалчак Саяна АлександровнаУчитель русского языка и литературы
Объяснительная записка
Мой небольшой педагогический опыт работы посвящен технологии проблемного обучения , которая позволяет заменить уроки объяснения нового материала уроками открытия знаний. С помощью данной технологии учащиеся научатся эффективно открывать знания, учителя освоят технологию проблемного обучения. Для технологии проблемного обучения ключевым является понятие «творчество». Творчество есть создание нового и значимого продукта. Основа школьного обучения – научное творчество. Технология проблемного обучения обеспечивает творческое усвоение знаний и реализуется на уроке изучения нового материала на любом предмете.Данная технология обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что на уроке изучения нового материала ученики проходят четыре звена научного творчества: постановку и решения проблемы – на этапе введения знаний;
создание и представление продукта – на этапе воспроизведения ( проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученики ставят учебную проблему ( формулируют вопрос или тему урока), открывают субъективно новое знание ( формулируют вывод), создают простой продукт ( выражают знание символом, схемой и т.п.).Результаты данной технологии.Предметные - понимаемые и воспроизводимые знания. На их достижение работает каждый компонент технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию; методы поиска решения – подлинное понимание материала; продуктивные задания – воспроизведение и запоминание знаний. Метапредметные результаты – универсальные учебные действия или общеучебные умения. Каждый компонент технологии развивает свое: побуждающий диалог – творческие умения осознавать
Противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы; подводящий диалог - логические умения сравнивать, анализировать, обобщать; продуктивные задания – знаковые и оценочные умения. Кроме того, все компоненты технологии эффективно развивают речь, а при реализации в групповой форме – еще и коммуникативные умения. Личностные результаты – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя, воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя, усиливает бескорыстную познавательную мотивацию учения, формирует ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения, выращивают доброжелательность и уважение к людям.
Анализ результатов проблемного обучения позволяет сделать вывод о значении этой технологии в современном образовании.Технология проблемного обучения является эффективным средством реализации стандартов второго поколения, поскольку обеспечивает достижение установленных предметных, метапредметных и личностных результатов.Урок русского языка включает несколько этапов, начиная с языковой разминки и заканчивая подведением итогов. Проблемная ситуация создается практическим заданием на новый материал: например, вставить пропущенную букву в слова с приставками. Спровоцированный заданием разброс мнений учащихся наглядно зафиксирован учителем на доске, а школьники при этом испытывают удивление. Учитель побуждал детей к осознанию противоречия и формулированию проблемы репликами: «Как выполнено одно и то же задание?», «Какая будет тема урока?».
Проблемной ситуацией с разбросом мнений можно начинать изучение как орфограмм, так и понятий. Учебники русского языка образовательной системы «школа 2100» предлагают готовые проблемно – технологические уроки. От учителя требуется правильно понять и воплотить авторский замысел, что значительно упрощает подготовку урока и позволяет осваивать технологию проблемного обучения постепенно. В то же время опытный педагог не лишается возможности разработать собственный вариант урока открытия знаний и т.д.
Целью данного педагогического семинара является изучение и раскрытие теоретических аспектов проблемного обучения в школе для его практического внедрения в образовательный процесс
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта.С помощью технологии проблемного обучения формировать творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательную мотивацию учащихся.   Создавать  условия для приобретения учащимися средств познания и исследования, повышать познавательную активность в процессе овладения знаниями.Разработать уроки с элементами проблемного обучения Составить подборку проблемных заданий для трансляции педагогического опыта
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе:
необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных  способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных  знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
Основоположники и разработчики технологии проблемного обучения
В основе проблемного обучения – идеи Дж. Дьюи (1859—1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа) __________________________________________
В России в разработке концепции проблемного обучения активное участие принимали Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
Теоретическое обоснование проектаПроблемное обучение - это
тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Этапы проблемной ситуации:Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы
Решение проблемы:возникновение проблемной ситуацииосознание сущности затруднения и постановка проблемынахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы доказательство гипотезыпроверка правильности решения проблем.
Приемы создания проблемных ситуаций :учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными
Специфика проектирования проблемного урока
Цель урока
Этапы урока
Творческие звенья деятельности учащихся
ЗНАНИЕ
Введение
Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока
Поиск решения – открытие субъективно нового знания
Воспроиз-ведение
Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме
Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
Приемы создания проблемной ситуации Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, фр антрополог
Приемы создания проблемной ситуации
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Побуждения к осознанию противоречия
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Прием 2. Сколько в нашем классе мнений?Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее?Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос?Какова будет тема урока?
Звенья научного творчества
название
содержание
результат
Постановка проблемы
Возникновение проблемной ситуации,Осознание противоречия,Формулировка проблемы
Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения
Поиск решения
Выдвижение гипотезПроверка гипотез
Решение – понимание нового знания
Выражение решения
Выражение нового знания научным языком в принятой форме
Продукт – рукопись статьи, доклада…
Реализация продукта
Предоставление продукта через публикацию, выступление
Реализованный продукт реферат, статья, доклад, книга
Проблемное обучение
Традицион-ное обучение
1. Методы постановки проблемы, определения темы (развитие познаватель-ного интереса)
СЛОЖНЫЕ
ПРОСТЫЕ
Сообщение темы, целей и задач урока
Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления «учитель» (малопродуктивно) «ученик» (редко, продуктивно),Побуждающий диалог
Имитация творческой работы Подводящий диалог (к теме) Мотивирующий прием
2. Методы поиска решения, открытия знания
Побуждающий к гипотезам диалог
Подводящий диалог от проблемы или без проблемы
Сообщение знания – репродуктив-ные методы
Проверка гипотез (поиск решения):
выдвигают
ученики
учитель
решают
учитель
ученики
Сравнительная характеристика диалогов
Побуждающий
Подводящий
Струк-тура
Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.
Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли
Призна-ки
Мысль ученика делает скачок к неизвестному, Переживание учеником чувства риска, Возможны неожиданные ответы учеников,Прекращается с появлением нужной мысли ученика.
Пошаговое жесткое ведение мысли ученика,Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога,Почти невозможны неожиданные ответы учеников,Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.
Резуль-тат
Развитие творческих способностей
Развитие логического мышления
Этапы и звенья урока
Проблемный урокПроблемные методы
Традиционный урокМетоды
Введение знаний
Постановка учебной проблемы
побуждающий от проблемной ситуации диалог
Подводящий к теме диалог
сообщение темы с мотивирующим приемом
Сообщение темы
Поиск решения
Побуждающий к гипотезам диалог
подводящий от проблемы диалог
подводящий без проблемы диалог
сообщение знания
Продуктивные заданияЗадания
Воспроиз ведение знаний
Выражение решения
формулирование темы, вопросов
составление опорного сигнала
Художественные задания
повторивыучиперескажи
Реализация продукта
Диагностика №1
Поведение ученика в проблемной ситуации на основе наблюдений
Диагностика №2
Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся
Диагностика №3
Отношение учащихся к учению.    
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Нормативно- правовое обеспечение: 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089). 2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002  №2783). 
Ресурсное обеспечение реализации проекта
Методическое обеспечение:УМК под ред Учебник Е.А.Быстрова, О.М.Александрова, Е.Е.Семенова и др.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.учебник написан в соответствии ФГОС) 5 класс,7клКомплект рабочих  тетрадей по русскому языку для самостоятельных и проверочных работ;Компьютерные обучающие программы  ( КМ-школа «Уроки литературы», «Уроки русского языка») 
Материально-техническое обеспечение: кабинет русского языка и литературы компьютер Pentium-2, монитор 15 дюймов «philips», принтер цветной «HP-960», сканер Acer Sean 620 P-1, ксерокс Nashuatec-3612S-1, проектор EPSON EMP - 30. Телевизор с видеомагнитофономИнтерактивная Smart-доска  
Список литературы
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970. ru.wikipedia.org Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.ru.wikipedia.orgКудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999  
Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Городской семинар учителей русского языка и литературы

Тема семинара: "Формирование базовых компетенций учащихся на уроках  русского языка и литературы" Представлена теоретическая основа семинара и памятка по компетенциям....

Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"

Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.

 «Создание воспитательной модели   на основе внедрения комплекса  технологий деятельностного типа  в условиях реализации ФГОС»...