Применение современных образовательных технологий для формирования правовой компетентности специалиста водного транспорта
учебно-методический материал на тему

Петрова Алёна Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий для формирования правовой компетентности специалиста водного транспорта

Правовая компетентность сегодня становится необходимым компонентом профессиональной деятельности специалиста любой сферы, в том числе сферы водного транспорта, позволяющим эффективно решать профессиональные задачи в соответствии с законом.

Низкий уровень правовой компетентности может поставить выпускника в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности, а также привести к участившимся в последние годы авариям, транспортным происшествиям, связанным с нарушениями требований обеспечения безопасности судоходства и правил эксплуатации внутреннего водного транспорта.

В связи с этим формирование правовой компетентности следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса становления профессиональной компетентности специалиста внутреннего водного транспорта.

Эффективность процесса формирования правовой компетентности обучающихся на занятиях по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» обеспечивается применением современных педагогических технологий и методов обучения.

Правовая компетентность предполагает наличие критического мышления, т.е. способности понимать, перерабатывать, анализировать информацию, формировать к ней собственное отношение и принимать обоснованные решения в профессиональных и социальных условиях.

Технология развития критического мышления направлена на достижение следующих образовательных результатов:

-        работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;

-        пользоваться различными способами интегрирования информации;

-        задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

-        решать проблемы;

-        вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

-        выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

-        аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

-        самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

-        брать на себя ответственность;

-        участвовать в совместном принятии решения;

-        выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

-        сотрудничать и работать в группе и др.

Применение базовой модели технологии критического мышления («вызов-реализация-рефлексия») позволяет обеспечить развитие у обучающихся критического правового мышления, основанного на понимании правовых явлений, знании законодательства, развитии логики и творческого подхода.

При изучении дисциплины эффективным является кейс-метод, который предполагает: наличие кейса (в печатном виде, мультимедиа-кейс, видео-ситуация); самостоятельное изучение и обсуждение кейса обучающимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя. На занятиях обучающимся предлагается осмыслить ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы с применением нормативно-правовых актов, регулирующих сферу внутреннего водного транспорта.

Использование кейс-метода в процессе преподавания правовых дисциплин, обусловлено тем, что каждый отдельный правовой случай требует многомерного рассмотрения. Кроме того, в сфере права необходимы развёрнутая аргументация, использование особых речевых оборотов, выстраивание сложных логических «цепочек».

Ценность кейс-метода заключается в том, что он является практикоориентированным, даёт возможность применять полученные правовые знания в конкретных жизненных ситуациях, в профессиональной деятельности. Кейс-метод позволяет научить студентов нестандартно мыслить, быстро ориентироваться в сложившихся ситуациях и своевременно принимать необходимые решения.

В целях реализации компетентностного подхода необходимо использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: дискуссия, дебаты, моделирование ситуаций, работа в малых группах и др.  Различные игры (имитационные, сюжетно-ролевые, деловые и др.) могут быть как элементом урока (игровые ситуации), так и его формой (урок-игра). Методика «мозгового штурма» используется в том случае, когда нужно получить как можно больше вариантов решения проблемы, из которых затем отбираются наиболее удачные.

Технологией, обеспечивающей системно–деятельностный подход к обучению является метод проектов. Индивидуальные или групповые проекты предполагают решение обучающимися проблемы (производственной ситуации) в результате самостоятельной деятельности с последующей презентацией результатов в виде конкретного «продукта». В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Практические задания-проекты постепенно усложняются и предполагают развитие профессиональных компетенций обучающихся.

Проектная деятельность обучающихся осуществляется в двух направлениях: учебная исследовательская работа студентов, предусмотренная учебными планами, и внеучебная исследовательская работа и позволяет повысить уровень подготовленности будущих специалистов среднего звена к профессиональной деятельности.

Организация процесса формирования правовой компетентности обучающихся с  использованием современных педагогические технологий и методов обучения, позволяет интенсифицировать компетентностное обучение на занятиях по дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» и формировать мотивационно-ценностное отношение обучающихся к праву как необходимому регулятору их профессиональной деятельности.

Литература

  1. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий

Тезисы к выступлению на тему: «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»...

Презентация «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»

Презентация на тему «Применение современных педагогических технологий для формирования образовательных результатов в формате универсальных учебных действий»...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ФОРМАТЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащи...

Практическое применение современных образовательных технологий для формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Примеры применения современных образовательных технологий на уроках математики и физики в коррекционной школе....

Применение и результативность применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ

Применение и результативность применения современных образовательных технологий, в том числе ИКТ...