«Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов»
статья на тему
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Современные педагогические технологии как средство подготовки компетентных специалистов»
Польне Ольга Юрьевна,
ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.и.Ползунова»
Постановка проблемы. Современная педагогическая технология представляет собой синтез педагогических достижений, сочетание традиционных, совершенных форм и методов с современными эффективными образовательными инновациями. Педагогическая технология основывается на достижениях психологической, педагогической и общественных наук, передовом педагогическом опыте. Внедрение современных педагогических технологий в профессиональную подготовку специалистов требует дальнейших теоретических и экспериментальных педагогических исследований.
Ключевая проблема. В современных условиях очевидными становятся противоречия между необходимостью модернизации в первую очередь системы технического и профессионального образования, которая невозможна без готовности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда, постоянно «доводить» свой профессиональный уровень до качества, необходимого при решении новых профессиональных задач; а во вторых успешная профессиональная и социальная карьера специалиста – выпускника требует получения традиционной базовой формы образования.
Для преодоления этих противоречий необходим новый подход, способствующий формированию специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решению жизненных и профессиональных проблем. Для этого используются современные педагогические технологии - информационная, тренинговая, проблемного обучения, личностно-ориентированная технология и другие.
Цель: направление педагогической технологии на формирование компетентного специалиста на основе удачного сочетания форм, методов и средств обучения с профессиональной компетентностью и педагогическим мастерством преподавателей.
При выборе педагогической технологии важно учесть способности студентов, особенности конкретных видов профессиональной деятельности будущих специалистов. Педагогические технологии как основа профессиональной подготовки специалистов с целью формирования профессиональных компетенций и качеств предусматривают разработку и внедрение современных методов научной организации педагогического процесса, контроль его качества и диагностику уровня образовательно-профессиональной подготовки.
Внедрение современных образовательных технологий вызывает существенные динамические изменения в преподавательской деятельности, увеличивается роль педагогической культуры преподавателя как субъекта управления в учебном процессе. Эти изменения носят дискретный, циклический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения и зависят от действия психологических факторов.
Основными факторами для эффективного внедрения современных образовательных технологий являются:
- готовность студентов к восприятию современных образовательных технологий;
- положительная мотивация учебной деятельности;
- готовность преподавателей и студентов к творческой, инновационной деятельности;
- оптимальный психологический микроклимат образовательного процесса;
- педагогическое мастерство преподавателей;
- учет особенностей управления высшим учебным заведением.
Практические занятия направлены на формирование компетенций и качеств, закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков через индивидуальное исполнение задач в соответствии с целями.
На практических занятиях студенты овладевают методикой научного исследования, самостоятельного выполнения поставленных задач, решения конкретных производственных ситуаций и др.
Важнейшей задачей практических занятий является формирование практической подготовленности будущих специалистов, которая содержит следующие компоненты: умения и навыки познавательной деятельности; умения и навыки профессиональной деятельности; умения и навыки работы в группе, коммуникативные умения и др.
Среди современных педагогических технологий особое место занимают тренинговые. Тренинг позволяет за короткое время сформировать компетентности, умения, навыки и личностные качества будущего специалиста, которые невозможно сформировать, применяя традиционные формы обучения. Игровой момент занятий, акценты на выполнение практических заданий способствуют мобилизации возможностей и способностей всех участников тренинга.
Внедрение профессиональных тренингов как формы активного обучения, которая предназначенная для формирования комплексных умений и навыков конкретного вида поведения, является эффективным для профессиональной деятельности и профессионального общения будущих специалистов. Это достигается в ходе имитационного моделирования и решения непрерывно усложняющихся профессионально ориентированных ситуаций при педагогической целесообразности индивидуальной и групповой деятельности студентов.
Во время тренинга эффективно формируются коммуникативные компетентности, умения и навыки; отрабатываются различные формы поведения; формируется активная жизненная позиция; снимаются барьеры, которые препятствуют общению.
Тренинги в профессиональной подготовке будущих специалистов предоставляют возможности: овладения новыми умениями, навыками и отработки уже ранее приобретенных; открытия в себе и в других людях качеств работать в команде, принимать решения и нести ответственность за них; активизации умственно-познавательной деятельности; формирования навыков межличностного общения.
Использование информационных технологий в учебном процессе существенно меняет роль и место преподавателя и студента в системе «преподаватель - информационная технология обучения - студент». Изменение средств и методов обучения способствует изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении.
Особенность информационных технологий заключается в том, что мультимедийные и интернет-технологии позволяют использовать их как средство обучения, воспитания, интеграции в мировое сообщество, воздействуя на личность, ее профессиональное самоопределение и становление. Информационные технологии повышают мотивацию обучения и стимулируют познавательный интерес, растет эффективность самостоятельной работы.
Важное место в подготовке будущих специалистов занимают технологии проблемного обучения. Технологии проблемного обучения предусматривают такой характер взаимодействия преподавателя и студентов, при котором во время передачи и усвоения учебной информации раскрываются противоречия, создаются проблемные ситуации, результатом которых и будет решение познавательной задачи.
Отметим, что целью технологии личностно - ориентированного обучения является гармоничное формирование и всестороннее развитие личности студента, полное раскрытие его творческих сил, обретения собственного «Я», неповторимой индивидуальности. Он должен стать субъектом жизнедеятельности, профессиональной деятельности, а не овладеть только определенной совокупностью общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков.
Внедрение технологии личностно ориентированного обучения предполагает изменение форм коммуникации в учебно-воспитательном процессе, приемов и средств коммуникативной деятельности, направленной на формирование у будущих специалистов профессиональных и коммуникативных компетенций.
Дистанционные технологии обучения можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной системы образования от доски с мелом к электронной доске и компьютерным обучающим системам, от книжной библиотеки к электронной, обычной аудитории к виртуальной.
Эффективность дистанционного обучения основана на том, что студенты сами чувствуют необходимость дальнейшего обучения, а не подвергаются внешнему давлению. Они имеют возможность работы с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит непосредственно им. Эффект в значительной степени зависит и от того, насколько регулярно занимается студент. Последовательное выполнение контрольно-диагностических задач, а также поддержка во всех вопросах преподавателя-координатора обеспечивает планомерное усвоение знаний.
Результат компетентностей и качеств предусматривают разработку и внедрение современных методов научной организации педагогического процесса, контроль его качества и диагностику уровня образовательно-профессиональной подготовки. Подготовка специалистов носит опережающий характер: знания, умения и навыки студентов формируются, исходя не из требований настоящего, а с перспективой на будущее, поскольку, даже совершенные рекомендации и предложения по практической деятельности значительно теряют свою значимость не только на время адаптации молодого специалиста к условиям практической деятельности, но и к моменту его выпуска из учебного заведения.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Внедрение педагогических технологий, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению главной цели - подготовке квалифицированного специалиста, который является конкурентоспособным, способным эффективно работать на уровне мировых и европейских стандартов, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Компетенттсний тдхщ у сучаснш освт: св^овий досвщ та украшсьш перспек-тиви: Бiблiотека з ocBiTHboï полiтики / Шд заг. ред. О. В. Овчарук. К.: «К.1.С», 2014. С. 3-21.
2. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2014. № 3. C. 20-22.
Современные подходы к формированию конкурентоспособного специалиста
Польне Ольга Юрьевна,
преподаватель математики,
ГБПОУ СО «УГК им. И,И.Ползунова»
Динамика социально-экономических изменений, происходящих в стране, привела к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь, системы технического и среднего профессионального образования (далее - СПО). Сегодня, успешная профессиональная и социальная карьера специалиста – выпускника СПО невозможна без готовности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда, постоянно «доводить» свой профессиональный уровень до качества, необходимого при решении новых профессиональных задач.
В современных условиях очевидными становятся противоречия между уровнем общего и профессионального образования и возможностью трудоустройства молодёжи в обществе с развивающейся рыночной структурой; свободой обучающихся в выборе содержания и форм обучения и обеспечением государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.
Для преодоления этих противоречий необходим новый подход, способствующий формированию специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решению жизненных и профессиональных проблем.
В своём учебном заведении мы ставим задачу - актуализировать у учащихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов через компетентностный подход. Компетентностный подход означает постепенный переход с трансляции знаний и формирования навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, включающих потенциал и способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально - политического, рыночно - экономического, информационно и коммуникационно - насыщенного пространства.
Результатом компетентностного подхода является выпускник, владеющий компетенциями, то есть тем, что он может делать, к чему он готов.
Разные авторы выделяют различные ключевые компетенции, на основе предложенных ими классификаций создана обобщающая классификация, включающая в себя компетенции, охватывающие наиболее важные сферы жизнедеятельности будущего специалиста СПО:
1.профессиональная компетенция;
2.ценностно-смысловая компетенция;
3.общекультурная компетенция;
4.учебно-познавательная компетенция;
5.информационная компетенция;
6.коммуникативная компетенция;
7.социально-трудовая компетенция;
8.компетенция личностного самосовершенствования.
Все перечисленные компетенции важны, но самую большую роль в становлении специалиста играет профессиональная компетенция. Профессиональная компетенция является основной составляющей современного специалиста и включает в себя: профессиональные интересы, профессиональную направленность, профессиональную мотивацию и готовность к профессиональной деятельности.
В нашем колледже постоянно проводится работа по созданию условий для овладения наибольшим количеством компетенций и их компонентов. Для этого деятельность преподавателей ориентирована на повышение уровня учебной мотивации, познавательных и профессиональных мотивов; стимулирование профессиональных интересов; формирование профессиональной направленности. При повышении уровня перечисленных компонентов, повышается уровень профессиональной компетентности, следовательно, и общей компетентности учащихся.
Таким образом, введение компетентностного подхода в систему работы колледжа не только актуально, но и обосновано, так как именно при помощи компетентностного подхода возможна подготовка конкурентоспособного и высококвалифицированного специалиста.
Современные технологии в образовании рассматриваются нами как средство, с помощью которого может быть реализован компетентностный подход.
Поиски ответа на вопрос "как учить результативно?" привели нас к попытке к попытке превратить обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
В последнее время часто можно услышать термин современные педагогические технологии. Какие из технологий можно считать современными?
Если подходить к вопросу с общепринятых позиций, то современным считается то, что создано при жизни действующего зрелого поколения. С другой стороны, есть технологии, созданные раньше, но осваиваемые по-настоящему только сейчас. Например, это интегральная технология, модульная технология. Примеры: "Шаг за шагом", "Направляемое проектное обучение". и другие.
Преподаватели экспериментируют в выборе педагогических технологий, а ученые, отвечая на вопрос, какие технологии следует считать современными, говорят следующее: «Если педагогическая технология позволяет сформировать у учащихся такие социально адекватные ценности, как потребность в получении знаний, умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний, выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач, планирование своей образовательной деятельности, позитивная самооценка – такая технология будет считаться современной».
Выбрав подходы и средства их реализации, мы приступили к работе. На основе анализа сформированности базовых ценностей современного образования, имеющихся потребностей общества и проблем в деятельности колледжа, с одной стороны, и наличия возможностей и ресурсов - с другой, была разработана концепция и программа развития колледжа. Определены такие приоритетные направления деятельности, как: «Создание условий для формирования профессиональной компетентности и всестороннего развития личности специалиста экономического профиля»; стратегическая цель – «Педагогическому коллективу овладеть способами применения педагогических технологий в образовательном процессе и создать потенциал для использования их в колледже»; методическая проблема – «Формирование конкурентоспособного специалиста посредством использования педагогических технологий ».
Для освоения этих приоритетных направлений разработана программа работы над методической проблемой (далее – программа), основными этапами которой стали: изучение научно-теоретических основ современных педагогических технологий; теоретико-практическое осмысление современных педагогических технологий; апробирование современных педагогических технологий; освоение и практическая реализация современных педагогических технологий; анализ результативности освоения современных педагогических технологий.
Процесс реализации программы организован индивидуально и в творческих группах. Преподаватели осваивают технологии личностно-ориентированного обучения, технологии на основе информационно-коммуникативных средств, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся и здоровьесберегающие технологии.
Подведение итогов и осмысление результатов этой работы проведено в форме круглого стола преподавателей «Современные педагогические технологии как средство формирования конкурентоспособного специалиста».
Постоянный мониторинг результативности реализации программы свидетельствует о следующем:
- освоение методической проблемы (индивидуально и в творческих группах)
осуществляется на основании программы, теоретико-практическое осмысление и апробация современных педагогических технологий;
- изучение научно-теоретических основ современных педагогических технологий
(далее – технологий) осуществлено посредством самообразования (100% преподавателей), работы в творческих группах (95%), обучения на курсах повышения квалификации (92%);
- 55% преподавателей используют технологии на каждом уроке, 43 % – не так
часто, как хотелось бы им, причем в качестве причины этого отмечается низкая школьная подготовка обучающихся;
- причины использования в учебном процессе технологий – желание
соответствовать современным тенденциям профессионального образования, реализация методической проблемы колледжа, повышение качества образования, формирование конкурентоспособного специалиста, активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, формирование интереса к учебным дисциплинам, повышение эффективности и результативности урока и многие другие;
- использование современных педагогических технологий происходит, в большей
степени (т.е. в 4 раза выше), под влиянием стимулирующих факторов (обучение на курсах – у 100 % преподавателей, пример и влияние коллег – у 80%, новизна деятельности и возможность экспериментирования – у 40 %, интерес к работе – у 37 %, возрастающая ответственность – у 32 %, доверие – у 24 %); к препятствующим факторам преподаватели относят – недостаток времени (80 %), собственная инерция (40%), состояние здоровья (20 %);
- современные педагогические технологии позволяют преподавателям повысить
качество знаний, в среднем, на 19 %, решить такие проблемы, как: низкий уровень знаний учащихся по школьным дисциплинам, отсутствие интереса к учебной дисциплине, отсутствие осознанной мотивации обучения. Повышается познавательная активность учащихся, на уроках с применением этих технологий 75 % обучающихся становятся более активными, у 47 % – усиливается познавательная самостоятельность и повышается уровень познавательного интереса. Растёт активность учащихся в направлении исследовательской деятельности, участия в конкурсах и олимпиадах колледжа, городского и областного уровней.
Таким образом, педагогический коллектив признаёт значимость и мотивацию технологизации обучения, как средства реализации компетентностного подхода, в колледже, в основном, сформирована среда для использования в образовательном процессе современных педагогических технологий, имеется учебно-методическое обеспечение, отслеживается результативность, улучшаются показатели деятельности.
Литература:
1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Ин-т проф. обр. РАО, 2015.
2.Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания. Кн. 2. М, 2014.
5.Смирнов С.Д. Технологии в образовании // Высшее образование в России. – 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса
Презентация и сценарий заседания МО по теме "Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса"...
Современные педагогические технологии как средство решения математических задач
Современные педагогические технологии как средство решения математических задач Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной часть...
Презентация "Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования"
Материал готовился для педсовета. В нем содержится обзор четырех ведущих технологий....
Современные педагогические технологии как средство решения матема-тических задач и познания мира
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой раз...
Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики
В сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...
Методический доклад "Современные педагогические технологии как средство развитие персональной компетентности студентов"
В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществл...