Оценка сформированности правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Оценка сформированности правовой компетентности обучающихся по специальности 26.02.03 Судовождение
Социальная значимость правового образования определяется задачами построения гражданского общества и правового государства. Начиная с 90-х годов XX века в России произошла существенная переоценка значимости права в общественной жизни. Об этом свидетельствуют повышение престижа юридических специальностей, возрастание интереса к значимой правовой информации. В научной литературе доминирует подход к праву как важнейшему социальному феномену. Правовая компетентность становится необходимым компонентом профессиональной деятельности специалиста любой сферы, в том числе сферы водного транспорта, позволяющим эффективно решать профессиональные задачи в соответствии с законом.
К числу обязательных требований к работнику речного флота относится знание законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, нормативных правовых актов, определяющих условия соблюдения дисциплины работниками водного транспорта, обеспечивающих безопасность плавания, сохранность имущества, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.
Следует отметить, что недооценка значимости правовых знаний в профессиональной подготовке специалиста внутреннего водного транспорта способна повлечь негативные последствия. Низкий уровень правовой компетентности может не только поставить выпускника в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности, но и привести к участившимся в последние годы авариям, транспортным происшествиям, связанным с нарушениями требований обеспечения безопасности судоходства и правил эксплуатации внутреннего водного транспорта.
В связи с этим формирование правовой компетентности следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса становления профессиональной компетентности специалиста внутреннего водного транспорта.
Правовая компетентность представляет собой совокупность качеств, отражающих уровень правовых знаний, умений, готовности и способностей, необходимых для решения правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности.
Для оценки сформированности правовой компетентности можно выделить три уровня и соответственно определить признаки достижения этих уровней:
- Низкий уровень. Характеризуется несформированностью ценностно-мотивационного компонента правовой компетенции, поверхностными правовыми знаниями, то есть минимальным или недостаточным пониманием правовой информации, юридической терминологии, отсутствием умения анализировать правовую информацию. У обучающихся отсутствует положительная мотивация и стремление к правовому обучению.
- Средний уровень. Характеризуется частичной сформированностью компонентов правовой компетенции, при этом обучающиеся проявляют интерес лишь к обязательной правовой информации, правовые знания поверхностные, недостаточно четкие, в основном приближающиеся к предусмотренным учебниками. Правовой словарь ограничен, обучающиеся употребляют минимальное количество юридических терминов. Данный уровень характеризуется сформированностью некоторых правовых умений, которые не всегда достаточны для решения ситуаций правового характера.
- Высокий уровень. Характеризуется сформированностью всех компонентов правовой компетенции. Обучающиеся проявляют многосторонний устойчивый интерес к правовой информации. Объем правовых знаний значительно выходит за пределы программы, знания глубоки и базируются на законах и иных нормативно-правовых актах. Данный уровень характеризуется потребностью в повышении правовых знаний и умений. Правовой словарь достаточно богат. Обучающиеся грамотно решают правовые задачи, оценивают проблемную ситуацию с позиции законодательства.
Показателями сформированности правовой компетентности обучающихся на каждом уровне будут:
- на низком уровне - признание значимости правовых ценностей в обществе, выраженность учебных, профессиональных и познавательных мотивов к получению правовых знаний и их применению в будущей профессиональной деятельности, потребность повышать уровень правовой компетенции;
- на среднем уровне – знание основ теории государства и права, Конституции РФ, основных нормативно-правовых актов РФ, знание нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность.
- на высоком уровне - умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ и применение правовой информации, умение применять правовые знания для определения необходимого порядка действий в конкретных ситуациях, умение применять правомерные решения в конкретных ситуациях, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности.
Эффективность процесса формирования правовой компетентности специалиста достигается созданием комплекса педагогических условий, включающих элементы:
- создание информационно-образовательной среды предметной области, в которую студент погружен на протяжении всего периода профессиональной подготовки;
качественное методическое обеспечение дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности», как ресурсной базы формирования правовой компетентности обучающихся;
- применение педагогических технологий и методов обучения, позволяющих интенсифицировать компетентностное обучение;
- комплексный подход к формированию правовой компетентности обучающихся в рамках учебной деятельности, деятельности в период практики и исследовательской и социально-культурной деятельности.
Организация образовательного процесса с учётом этих условий позволит сформировать мотивационно-ценностное отношение обучающихся к праву как необходимому регулятору их профессиональной деятельности и обеспечит достижение достаточного уровня правовой компетентности специалиста в целом.
Литература:
Высоцкий Л. А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа на основе интегративно-модульных технологий обучения // Человек и образование. - 2011. - № 4(29). - С. 105-109.
- Матвеев Р.Ф. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учеб. пособие для ССУЗ / Р.Ф. Матвеев – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД «Форум»-Инфра-М., 2013. -212 с.
Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики [Текст] / И. Ф. Рябко. – М.: НОРМА-ИНФРА 2001. – 157 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Портфолио как система оценки сформированности социальной и личностно-ориентированной компетентностей учащегося»
Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду истинных индивидуализированных оценок и ориентир...
Критерии оценки сформированности ключевых образовательных компетентностей.
Критерии оценки сформированности ключевых образовательных компетентностей...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины ОУД.07 «ИНФОРМАТИКА» по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10453187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 130px; height: 100px;"}}]]Комплект контрольно-оценочных средствдля оценки резу...
Инструментарий для оценки сформированности УУД у обучающихся. Формирование УУД.
Данная таблица представляет собой примеры заданий по географии для формирования и оценки УУД...
Электронный обучающий курс по учебной дисциплине ЕН.02. Информатика для специальности 26.02.03. Судовождение (заочная форма обучения)
Электронный обучающий курс по дисциплине ЕН.02. Информатика разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 26.02....
Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)
Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...
Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности ИКТ-компетентности обучающихся .
Задание для учащихся 8 класса «Старое, доброе кино»...