Программа "Школа молодого учителя"
методическая разработка на тему

Кутьина Екатерина Владимировна

Программа "Школа молодого учителя" предназначена для руководителя и методиста образовательного учреждения, направлена на теоритическую и методическую подготовку молодых педагогв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mossh_shkola_mollodogo.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

ПРОГРАММА  

информационно-методического центра

« Школа молодого учителя »

2014-2016 год

Руководитель: Кутьина Е.В

Методист: Долба И.А

г.Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель – стажист, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОС 2-го поколения эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.  

         С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

   «Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

«Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.

   Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.

   Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.

Цель программы: обеспечить  постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.

Задачи программы:

  1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании
  2. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
  3. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
  4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

Планируемые результаты  Программы:

  • подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;
  • совершенствование системы методической работы  в школе;
  • повышение качества образования;
  • повышение уровня аналитической культуры всех обучающихся
  • умение планировать учебную деятельность,  как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;
  • овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;
  • умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;
  • умение проектировать воспитательную систему;
  • умение индивидуально работать с детьми;
  • овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
  • становление молодого учителя как учителя-профессионала;

                 повышение методической, интеллектуальной культуры учителя

План работы информационно-методического центра включает:

  • создание оптимальных условий для успешной работы;
  • проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;
  • оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
  • проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
  • проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.
  • организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы. Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.

Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

Работа по программе «Школа молодого учителя» – составная  часть методической службы

Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся.

Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.

Формы работы

  • круглый стол;
  • дискуссии;
  • обсуждения;
  • игра-тренинг;
  • семинар

Содержание  работы

Ожидаемые результаты

Форма проведения/ метод

Ответственные

Дата

Познакомить с требованиями к разработке рабочей программы, календарно-тематическому планированию, с документами строгой отчётности.

Игра «Знакомство»

Знать практические требования и содержание программы; уметь отбирать учебный материал; грамотно вести документацию, оформлять личные дела учащихся, классные журналы

Вводное анкетирование

Консультация, знакомство с инструкциями.

Сентябрь

1. Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Игра-тренинг

« Узнай меня по поведению»

Ставить цели, задачи, планировать этапы, соблюдать баланс времени, осуществлять отбор учебного материала, уметь соотносить существенную информацию с содержанием учебника.

каждый участник показывает свои варианты начала урока

Консультация, посещение и анализ уроков у учителей наставников; практикум.

Октябрь

Технология проведения урока; типы уроков ; целепологание

Дискуссия «Факторы, влияющие на качество преподавания»

Знать традиционные и нетрадиционные типы уроков, уметь их провести, оптимизировать процесс обучения

Самостоятельная работа по повышению уровня теоретической и практической подготовки.

Ноябрь

Самоанализ урока

 

Психологическая Игра «Трудные ситуации на уроке и ваш выход из нее».

Уметь проводить самоанализ урока, видеть сильные и слабые стороны урока, корректировать слабые стороны урока и улучшать их.

Игра

«Жизненные ситуации»

Декабрь

Контроль оценки знаний учащихся. Содержательная

оценка на уроке

Дискуссия «Домашнее задание: как, сколько, когда?» (виды домашнего задания)

Уметь объективно оценивать учащихся в соответствии с нормами оценивания.

Дискуссия

Круглый стол

Январь

Планирование работы классного руководителя.

(папка класс.руководителя)

Методика изучения уровня воспитанности

Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников».

Уметь найти контакт с родителями, привлечь их к работе в классе, установить деловые отношения с учащимися.

Чтение методической литературы, консультации психолога, изучения опыта общения с детьми у опытных учителей

Февраль

Круглый стол «Методы и приемы развития познавательной мотивации учащихся».

Организация проверки ЗУН учащихся.

Уметь отбирать контрольные тесты и упражнения для проверки усвоенных ЗУН на уроке

Обсуждение

Круглый стол

Март

Круглый стол «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития».

Уметь ставить перед собой определенные цели и делать все необходимое для их реализации

Использование различных источников в поиске нужной информации для развития личности учителя

Апрель

Диагностика затруднений в работе молодого учителя.

Уметь анализировать свой опыт, трудности, успехи.

Анкетирование, беседа.

Май

Второй год обучения

Тема: «Самостоятельный творческий поиск»

Тема занятия

Срок

Ответственный

1

-Самообразование как источник индивидуального роста педагога.

-Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности».

-Развитие творческих способностей учащихся.

Сентябрь

2

-Интеграция – один из путей развития познавательнго интереса учащихся.

-Дискуссия «Способы самообразования учащихся».

-Методические рекомендации по теме самообразования.

Октябрь

3

-Информационно-коммуникативные технологии в преподавании предмета.

-Практикум «Проектирование урока с применением компьютерных технологий».

-Методические рекомендации «Алгоритм построения мультимедийной презентации»

Ноябрь

4

- Основы теории развивающего обучения.

-Семинар «Сравнение традиционных и развивающих подходов к обучению»

-Инновационные педагогические технологии

Декабрь

5

-Индивидуальная программа повышения квалификация и мастерства

-Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.

Январь

6

-Индивидуализация и дифференциация обучения – основные направления современного образования.

-деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью.

-Практикум «Проектирование уроков».

Деятельностный подход у обучению

Февраль

7

-Методика организации коллективных способов обучения как одно из направлений гуманизации образования.

-Дискуссия «Работа с неуспевающими учащимися».

-методика проведения классного часа

Март

8

-Микроисследование «Проблемы молодых учителей».

-Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».

-Творческий отчет молодых учителей.

Апрель

9

-Подведение итогов работы Школы молодого педагога.

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа молодого учителя

"Кадры решают  все..."  В нашей школе возвращаются выпускники с дипломами учителя очень отрадно, но первые шаги они делают  вместе с нами со своими учителями......

Авторский проект "Школа молодого учителя "Наша надежда""

Статья написаная в соавторстве с зам. директора по УВР Анистратенко Л.И. о работе школы молодого учителя в нашем ОУ, в статье также приводится программа тренингового занятия с молодыми учителями....

План работы "Школы молодого учителя"

План работы "Школы молодого учителя"...

Методические рекомендации "Школа молодого учителя"

Методические рекомендации   по планированию и организации деятельности ШМО в условиях развития образовательного учреждения...

Школа молодого учителя. Разработки занятий

В материале представлены разработки занятий школы молодого учителя...

Школа молодого учителя

Система занятий...

Программа работы школы молодого учителя английского языка

Программа работы школы молодого учителя английского языка...