Веб-квесты
методическая разработка (8 класс) на тему
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа», декларирует что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Учащиеся должны научиться «изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования.
Система образования из транслятора знаний должна превратиться в механизм развития способностей растущего человека. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения.
Организовать учебный процесс таким образом можно, если использовать в своей работе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет. Что касается Интерента, то, к сожалению, учащиеся часто используют информационные интернет-ресурсы лишь в «корыстных целях», например, бездумно копируя готовые рефераты. Такая деятельность, естественно, не становится реальной базой для развития компетентности личности. Пассивное восприятие любой информации может привести, к потребительскому отношению к информации, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге - к стереотипному мышлению и искажённому мировоззрению. Интернет чаще всего воспринимается как инструмент для поиска информации. Конечно, умение найти, оценить и интерпретировать соответствующую информацию необходимо для успешной деятельности как в школьной жизни, так и в реальной. Тем не менее, эффективное использование Интернета выходит далеко за рамки поиска информации. Развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся.
Наиболее эффективным я считаю метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Особое место в этой деятельности выделяю сервисам Веб. Одним из вариантов технологии проектирования, и одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов (Web Quest).
Что же такое веб-квест?
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Им определены следующие виды занятий для веб-квестов:
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам:
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы/
Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.
Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Этапы работы над квестом:
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
О критериях оценки веб-квеста
Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Bernie Dodge (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
- исследовательской и творческой работы,
- качества аргументации, оригинальности работы,
- навыков работы в микрогруппе,
- устного выступления,
- мультимедийной презентации,
- письменного текста и т.п.
Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).
В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:
Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:
1. использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
2. самообучение и самоорганизация;
3. работа в команде;
4. умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.
Некоторые дополнения:
Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников.
Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними: например, если преподаватель предложил роль секретаря Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль президента России, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта.
Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Веб-технология "Список ссылок" | 33.5 КБ |
Сценарий веб-квеста «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Веб-технология «Hotlist» (список ссылок).
Биография А.С. Пушкина, повесть «Капитанская дочка», образ Пугачева.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F8%EA%E8%ED,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0 _%D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7 – биография А.С. Пушкина, родословное древо, портреты членов семьи, произведения А.С. Пушкина
- http://pushkinpoetry.ru/biography.htm - биография и произведения А.С. Пушкина, портреты поэта разных лет
- http://www.kostyor.ru/biography/?n=37 – биография и портрет А.С. Пушкина, критические статьи
- http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00071801184773068698 - биография А.С. Пушкина, произведения А.С. Пушкина (полное и краткое содержание), характеристики героев, критические статьи
- http://pushkin.ellink.ru/2.asp - биография и произведения А.С. Пушкина, письма, информация о родовых имениях
- http://prozaik.org/prose_/prose_classic/aleksandr-pushkin-kapitanskaya-dochka.html - аудиокнига «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
- ru.wikipedia.org›wiki/Служебная:Search/Пугачевщин – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: предпосылки, начало войны, ход и итоги войны, исследования и сборники архивных документов, иллюстрации
- http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/pughachievskoie-vosstaniie - Пугачевское восстание: манифест «амператора», самозванцы, яицкие казаки. Начало Пугачевщины. Пугачев в Поволжье. А.С. Пушкин «История Пугачева». Расправы и казни. Восстание Пугачева в художественной литературе
- http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/kapitanskaya-dochka.html - повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», художественные образы
- http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/18/prezentatsiya-obraz-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka - презентация «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
- http://festival.1september.ru/articles/556371/ - презентация «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
- http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2&stype=image&lr=46&noreask=1&family=yes&source=wiz – иллюстрации на тему «Пугачев. Пугачевское восстание»
- https://yadi.sk/d/fXna5msJcCt7o - фрагмент фильма «Капитанская дочка»
- https://yadi.sk/d/oNUJpc2DcCt8N - фрагменты фильма «Русский бунт»
Предварительный просмотр:
Сценарий веб-квеста.
Тема: «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Общая проблема: историческая правда и художественный вымысел в образе Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Роли:
- Биографы: найти сведения о жизни и творчестве поэта, его семье.
Отчет в форме сообщения с сопровождением презентацией PowerPoint.
Ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F8%EA%E8%ED,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0 _%D1%E5%F0%E3%E5%E5%E2%E8%F7 – биография А.С. Пушкина, родословное древо, портреты членов семьи, произведения А.С. Пушкина
- http://pushkinpoetry.ru/biography.htm - биография и произведения А.С. Пушкина, портреты поэта разных лет
- http://www.kostyor.ru/biography/?n=37 – биография и портрет А.С. Пушкина, критические статьи
- http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00071801184773068698 - биография А.С. Пушкина, произведения А.С. Пушкина (полное и краткое содержание), характеристики героев, критические статьи
- http://pushkin.ellink.ru/2.asp - биография и произведения А.С. Пушкина, письма, информация о родовых имениях
- Литературоведы: характеристика образа Е. Пугачева по Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Отчет в виде письменной характеристики с использованием цитат отправить группе «Аналитики».
Ресурсы:
- http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00071801184773068698 - биография А.С. Пушкина, произведения А.С. Пушкина (полное и краткое содержание), характеристики героев, критические статьи
- http://prozaik.org/prose_/prose_classic/aleksandr-pushkin-kapitanskaya-dochka.html - аудиокнига «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
- http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/kapitanskaya-dochka.html - повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», художественные образы
- http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/18/prezentatsiya-obraz-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka - презентация «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
- http://festival.1september.ru/articles/556371/ - презентация «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
- https://yadi.sk/d/fXna5msJcCt7o - фрагмент фильма «Капитанская дочка»
- Историки: найти исторические сведения о Пугачевском восстании, личности Е. Пугачева.
Отчет в виде сообщения с сопровождением презентацией PowerPoint отправить группе «Аналитики».
Ресурсы:
- ru.wikipedia.org›wiki/Служебная:Search/Пугачевщин – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: предпосылки, начало войны, ход и итоги войны, исследования и сборники архивных документов, иллюстрации
- http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/pughachievskoie-vosstaniie - Пугачевское восстание: манифест «амператора», самозванцы, яицкие казаки. Начало Пугачевщины. Пугачев в Поволжье. А.С. Пушкин «История Пугачева». Расправы и казни. Восстание Пугачева в художественной литературе
- Аналитики: выявить историческую правду и художественный вымысел в образе Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Отчет в виде сравнительной таблицы в формате слайдов PowerPoint (можно подготовить таблицы в печатном виде для раздачи учащимся).
- Иллюстраторы: найти иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», иллюстрации на тему «Пугачевское восстание», исторические портреты Пугачева.
Отчет в виде коллажа.
Ресурсы:
- http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/18/prezentatsiya-obraz-pugacheva-v-povesti-kapitanskaya-dochka - презентация «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
- http://festival.1september.ru/articles/556371/ - презентация «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
- http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2&stype=image&lr=46&noreask=1&family=yes&source=wiz – иллюстрации на тему «Пугачев. Пугачевское восстание»
- https://yadi.sk/d/fXna5msJcCt7o - фрагмент фильма «Капитанская дочка»
- https://yadi.sk/d/oNUJpc2DcCt8N - фрагменты фильма «Русский бунт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Веб квест "Ломоносов-великий сын России"
Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...
Квест "Колесо истории"
Интеллектуальная игра по станциям КОЛЕСО ИСТОРИИ (для учащихся 7-ых классов)Кроссворды по истории Древнего мира и истории Средних веков брали из рабочих тетрадей 6 и 7 класса соответственн...
Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)
Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...
Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"
В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...
«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»
В работе представлен сценарий квест-игры, которая проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...
Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)
интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...