СЕМИНАР классных руководителей "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ"
материал

Данный материал можно использовать для выступления на методических объединениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Семинар классных руководителей

Тема: «Экологическое образование и воспитание в школе».

Составила:

учитель биологии

Ермекова Е.В.

г.Саратов-63

2022 г.

Концепция: учим детей и учимся сами понимать экологические проблемы и возможные пути их решения.

Цель: способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие экологическая культура и устойчивое развитие как новая социоприродная форма развития общества.
  2. Познакомить с эффективными формами и методами формирования экологической культуры учащихся.
  3. Повысить экологическую направленность содержания экологических знаний и вести постоянную работу по экологическому образованию и воспитанию учащихся в школе.

Методы: лекция, беседа.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация.

Все прекрасное на земле – от солнца и все хорошее – от человека. М.Пришвин

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. Общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившиеся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры.                                                                                 Экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.                                                 Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания.

В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро была принята Концепция Устойчивого развития , она стала одной из наиболее влиятельных стратегий развития человечества. Она принята 179 странами мира. Важное место в реализации стратегии устойчивого развития отводится образованию для устойчивого развития.                                                                        Сущность устойчивого развития заключается в сохранении человечества и биосферы Земли благодаря значительному уменьшению антропогенного давления на нее. Устойчивое развитие как новая социоприродная форма развития ориентировано на формирование ноосферного будущего, она изменит все сферы деятельности людей, в том числе и образование.        

 Постановлением правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».                                                                         В ФГОС основного общего образования заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности.

        Вместе с социально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.                                                                 И.Д. Зверев, Б.Г. Йоганзен, В.М. Минаева, Н.Н. Моисеев считают, что экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования. Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад — школа — вуз (колледж, техникум, училище) — послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено — школа. Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по биологии и экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе.        

Экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность и поведение.                Стратегическая цель экологического образования в  школе, как отмечают специалисты, предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

  1. обучение – формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
  2. воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
  3. развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;
  4.  волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.                

Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания И.В. Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры.                                                                        Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца и т.д.).        Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо – плохо; с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности; пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды.        Ребенок сознательно соблюдает нормы и правила поведения в окружающей среде, которые вошли в привычку, ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении.

    Таким образом, обобщая все выше сказанное, можно сказать, что экологическая культура личности включает в себя следующие компоненты: наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе. Это можно представить в виде схем:

Схема 1. Компоненты экологической культуры

1.3 Эффективные формы и методы становления экологической культуры учащихся

  1. Беседа – это диалог учителя с учащимися, который опирается на чувственный опыт детей и применяется для активизации познавательной деятельности.
  2. Игровые методы обучения.
  3. Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
  4. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Целесообразно сочетать разные типы уроков, например, уроки-путешествия, уроки-КВНы.
  5. Экологические акции и экскурсии.

Таким образом, можно сделать вывод, что все выше перечисленные методы и формы организации при их сочетании способствуют становлению у школьников экологической культуры. Все они направлены на формирование практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение детей к окружающей среде и природному пространству.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт стандарт основного общего образования по биологии //Вестник образования России, № 6, 2011, 51 с.
  2. Моисеев, Н.Н. Экология и образование/ Н.Н. Моисеев. М.:ООО «Юнисам», 1996. 190 с.
  3. Экология: Учеб. Программы для непрерывного экологического образования (детский сад – школа - вуз) /Сост. А.Н. Фомичев, Т.И. Тарасова, О.Я. Полякова.  Борисоглебск: БГПИ, 1995. 301 с.
  4. Тарасова, Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа - ВУЗ): Учебное пособие. Борисоглебск, 1996. 257 с.
  5. Урсул, А.Д. Образование для устойчивого развития.// Экологическое образование. 2002, №1, с.3.
  6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Российская газета – Федеральный выпуск №2874.
  7. Цветкова, И.В Экологическое воспитание школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветков.  М.: Просвещение, 2000.  260 с.
  8. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II./под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой.  Калуга: Из-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005, 32 с.
  9. Дерюгина, А.Н. Проектная деятельность – путь к экологической культуре школьников / А.Н. Дерюгина // Экологическое образование, 2004. №4. с. 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школеАдминистрация, педагогический, ученический и родительский  коллектив нашей школы считает, что будущее нации – эт...

Поликультурное образование и воспитание в школе.

Из опыта работы ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга...

Доклад и презентация на заседание МО классных руководителей "Духовно-нравственное воспитание в школе"

Доклад и презентация на тему "Духовно-нравственное воспитаниее в школе" содержат принципы духовно-нравственного воспитания школьников. Материал презентации составлен из фотографий, сделанных...

Выступление на семинаре классных руководителей "Духовно-нравственное воспитание"

Выступление на семинаре классных руководителей "Духовно-нравственное воспитание"...