Модели и технологии
презентация к уроку (5 класс) на тему
Модели и технологии работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modeli_i_tekhnologii_raboty_s_odarennymi_detmi.rar | 1.03 МБ |
Подписи к слайдам:
Одаренными и талантливыми детьми называют тех, кто в силу выдающихся способностей демонстрирует высокие достижения.Их характеризует высокий уровень каких-либо способностей человекаОдаренность бывает художественной, психомоторной, академической, интеллектуальной, творческой
Наша новая школа
В ближайшие годы будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей
Наша новая школа
Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Опора на богатейший опыт российской и советской школы, сохранение лучших традиций отечественного естественно-математического образования является важным условием для повышения качества общего математического образования
П.С. Александров, М.И. Башмаков, Б.Н. Делоне, Л.И. Капица, А.Н. Колмогоров, М.А. Лаврентьев, Л.А. Люстерник, И.С. Петраков, С.Л. Соболев, В.А. Тартаковский, Г.М. Фихтенгольц, И.Ф. Шарыгин, С.И. Шварцбурд и др. По их инициативе были открыты первые специализированные школы, работали летние математические школы, проводились олимпиады на территории нашей страны и т.п.
Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО). www.mccme.ruставит целью сохранение и развитие традиций математического образования в России, поддержку различных форм внеклассной работы со школьниками,методическую помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержку программ в области преподавания математики в высшей школе и аспирантам, в научной работе в преподавании.
Появились разнообразные формы проведения олимпиад. Каждый из конкурсов уникален, богат разнообразными подходами как в организации, так и в содержании. Средства ИКТ позволяют проводить олимпиады, не выезжая за пределы своей территории Существенно снизился возраст участников олимпиадЗадания, предлагаемые на олимпиадах, несколько усложнились. Так, появились задания по новой олимпиадной тематике. Учителя ощущают острую нехватку учебно-методической литературы по подготовке учащихся к олимпиадам, особенно для массовых школ.В массовой школе недостаточно хорошо проводится внеклассная работа с учащимися, снижается интерес к традиционным олимпиадам.Назрела необходимость совершенствования подготовки к математическим олимпиадам учащихся 5-6 классов в целях развития познавательного интереса и способностей к предмету.Исходя из вышесказанного, можно констатировать необходимость совершенствования методики подготовки к математическим олимпиадам учащихся 5-6 классов массовых школ с целью развития тех возможностей, которые может дать внеклассная работа по математике как для учителя, так и для ученика.
По определению Г.И. Щукиной познавательный интерес – избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями Познавательный интерес – основной мотив учебной деятельности, без которого невозможно активное обучение.Внутренние и внешние признаки наличия интереса к учению в разных сферах поведения ученика
Три важнейших источника формирования познавательного интереса: содержание учебного материала, организация познавательной деятельности учащихся, отношения, которые складываются в учебном процессе между учителями и учащимися и между учениками
Развитие интересов играет существенную роль в становлении интеллекта20 % интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни, 50 % – к четырем годам, 80 % – к восьми годам, 92 % закладывается до 13 лет. Это доказывает, что уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость будущих достижений человека, той почвы, на которой вырастают его индивидуальные особенности.
По данным специального исследования А.И. Савенкова большинство педагогов довольно точно видят в своей работе учеников, склонных к изучению предмета.
Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи.
Для того чтобы воспринять конкретную задачу или понять ее нужно видеть, что в ней является искомым, как связаны друг с другом различные элементы задачи, как неизвестное связано с данными. задачи с неполными, избыточными данными, несформулированным вопросом, задачи с взаимопроникающими элементами.
«Два автомобилиста едут из Москвы и Санкт-Петербурга навстречу друг другу. Первый едет со скоростью 60 км в час, а второй 75 км в час. Кто из них ближе будет к Санкт-Петербургу в момент встречи?», «Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм железа?». Первая задача–с излишними данными, во второй нужно более внимательно вслушаться в условие задачи и осмыслить ее.
Способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий.
умение переносить решение одной задачи на решение другой задачи, усматривать разницу в типах задачи, внешне сходных, но математически различных. Как было выявлено В.А. Крутецким и И.В. Дубровиной, способные ученики быстро переносят решение одной задачи на другие задачи того же типа.
3. Способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий.
В процессе решения задачи ученик сокращает промежуточные звенья в рассуждениях. Эта способность может формироваться на основе решения многократного решения однотипных задач.
4. Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности
умении переключаться на новый способ решения задачи. учитель может попросить найти другое решение, задав вопрос: «Как вы думаете, как еще можно решить задачу». Приведем пример: «Найти сумму чисел от 1 до 9».
Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли.
Как показали исследования И.В. Дубровиной, для учащихся 3-5 классов трудны задачи, направленные на развитие этой способности. использование обратных задач
6. Стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.
Данная способность в нашей возрастной категории учащихся проявляется не настолько убедительно. Учащиеся осуществляют поиск только одного способа решения и при этом не обязательно изящного. Приведем пример: у фермера имеются куры и кролики. Всего у этих кур и кроликов 5 голов и 14 ног. Сколько кур и сколько кроликов имеет фермер?
Математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).
Это способность запоминать математические отношения, схемы, при участии детей в олимпиадах.
Сформировать основные компоненты математических способностей на более или менее удовлетворительном уровне можно и у малоспособных детей, но только в результате упорного, настойчивого, систематического труда.
В.А. Крутецкий выделяет два типа математического ума: быстрый и замедленный.
Необходимо знакомить с историей возникновения нестандартных задач.
Интерес к нестандартным задачам – явление историческое, именно нестандартные задачи положены в основу олимпиадных задач. задача о «магических квадратах», которая берет свое начало в Древнем Китае (2200 г. до н. э.)задачи Пифагора
Необходимо знакомить с историей возникновения нестандартных задач.
Старинная задача о перевозе через реку волка, козы и капусты. Итальянский математик Алкуин, жившем в VIII веке, автор манускрипта «Предложения для изощрения ума юношества». Поэтому мы считаем, что детей и учителей
Задачу из сохранившейся рукописи ХVI в. «Летела стая гусей, навстречу им один гусь и рече: «Бог в помочь летети сту гусям». И гуси ему сказали: «Не сто нас гусей всей стаей летит: нас летит стая и как бы и нам еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, и то было б сто гусей» - классическая олимпиадная задача.
С.А. Рачинский, Л.Ф. Магницкий, М.В. Ломоносов и др., использовали в своей работе занимательные, нестандартные задачи Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», написанная в 1895 г. и находящаяся в настоящее время в Третьяковской галерее. В образе учителя – сам Сергей Александрович Рачинский (1836-1902 гг.), который в своей учительской работе уделял большое внимание решению нестандартных задач и устному счету.
Исследования психологов и методистов (Ю.М. Колягин , И.Ф. Шарыгин и др. показали, что интерес и способности к математике особенно активно развиваются при решении творческих, нестандартных задач.
Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов
Нестандартные задачи бывают разных видов. внешне выглядят очень необычно, и поэтому сначала совершенно не ясно, как к ним подступиться. с виду, это обычное уравнение, но стандартными способами оно не решается. для решения третьих необходимо очень тонкое и четкое логическое мышление.
1. Первоначально у учащихся должен быть создан мотив для того, чтобы изучать преподносимый материал. Этот этап назовем мотивационным .Выделяют три типа мотивации. Первый тип – теоретический, опирающийся на выявление внутренних закономерностей курса математики. Второй тип основан на практической потребности.Третий тип мотивации сводится к увлекательной подаче материала.
2. Первое знакомство с нестандартными задачами вызывает, как правило, у учащихся 3-5 классов большие затруднения. Важно не только объяснить школьникам, как надо решать такие задачи, а показать полностью сам процесс их решения, выделить идею решения задачи. При объяснении учителю важно создать определенную ориентировку. Второй этап в обучении назовем ориентировочным.
3. После ориентировки учащегося в решении какой-либо задачи, на наш взгляд, нужно дать возможность учащемуся закрепить изученное. В нашем случае – повторить ход действий учителя самостоятельно. Это может быть решение такой задачи, в которой применяется та же идея и тот же метод решения. Этот этап назовем исполнительным.
4. После закрепления изученного необходим контроль, который можно осуществить через решение других задач. Это могут быть задания с измененными условиями и методами решения. Главное – здесь должна применяться та же идея решения. По мнению И.Ф. Шарыгина важно обучать учащихся видеть идею в решении задач. Этот этап позволяет увидеть «зону ближайшего развития учащегося». Этот этап мы назовем контрольным.
Занятия должны проводиться систематично, регулярно и на добровольной основе, необходим постоянный мотив со стороны учащихся.
Выбирая форму и метод обучения, следует помнить, что «учащиеся удерживают в памяти»: 10 % того, что читают; 26 % того, что слышат; 30 % того, что видят; 50 % того, что видят и слышат; 70 % того, что обсуждают с другими; 80 % того, что основано на личном опыте; 90 % того, что проговаривают в то время, как делают; 95 % того, чему обучают сами
Примерная схема проведения занятия математического кружка:
1.Исторические сведения.Интересные математические факты2.Разбирается опорная задача3.Решается аналогичная задача4. Решаются 2-3 развивающие задачи5.Решение занимательных задач, задач-шуток, задач-загадок. Организуют сами дети.6.Задание на дом – заочная олимпиада
1.Мотивационный этап
Исторические задачи и исторические сведения, знакомство с биографиями ученых-математиков.Основными условиями отбора такого материала являются:доступность материала для учащихся;содержательность (стараться совмещать исторические факты и отрывки из биографий, занимательные сюжеты с предлагаемыми на занятии задачами);увлекательность и занимательность материала.
2. Ориентировочный этап
Опорная задача– проста для объяснения и понимания;– должна быть интересна и занимательна;– идея решения данной задачи позволяет решить серию других задач.– задача познавательна;– задача должна иметь четкое и ясное описание решения;– задача должна сопровождаться пояснением с привлечением исторического или занимательного материала, объяснением, показом решения.
3. Исполнительный этап
Аналогичная задача–должна решаться тем же самым способом, что и опорная;– условие задачи должно быть практически аналогичным; задача составляется для проверки усвоения способа решения данной конкретной задачи;– учитель может, в зависимости от усвоения, дать для закрепления еще 1-2 аналогичные задачи.
1+2+3+4+5+6+7+8+9+10Переложите одну спичку так, чтобы домик повернулся другой стороной:
Опорная задача 1. Найти сумму 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 +10. Аналогичные2. 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6.3. 1 + 2 + 3 + 4 +…+ 18 + 19 + 20. 4. Найти сумму чисел от 1 до 14. Развивающие5. Найти сумму чисел от 1 до 9.6. Летит стая птиц. Впереди одна птица (вожак), за ней две, потом три, четыре и т.д. Сколько птиц в стае, если в последнем ряду их 20?7. Найти сумму чисел от 1 до 100 (Задача Гаусса). 8. Имеется 9 гирь весом 1г, 2 г, 3 г, 4 г, 5 г, 6 г, 7 г, 8 г, 9 г. Можно ли разложить на три кучки равным весом? 9. Можете ли вы разделить циферблат часов прямой линией на 2 равные половины так, чтобы суммы чисел на каждой половине были равны?10. Проведите на циферблате часов две прямые линии, чтобы в каждой части сумма чисел была одинакова.11. Как рассадить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы во всех клетках было разное количество кроликов?
4. Контрольный этап
Развивающая задача– она должна отличаться по формулировке и способу решения от опорной и аналогичной задачи;– идея решения ее должна быть той же самой;– из решений учащихся учитель должен увидеть, усвоена ли учащимися идея решения задач данной темы;– в зависимости от трудности задач, учитель предлагает 1-2 развивающие задачи.
1+2+3+4+5+6+7+8+9
5. Мотивационный этап
С Е О МАТЕМАТИКА И Е Р Н М Е Тройка лошадей проскакала 5 км, сколько проскакала каждая лошадь? Что в России на первом месте, а во Франции на втором
1.
Исторические сведенияИнтересные математические факты
2.
Разбирается опорная задача
3.
Решается аналогичная задача
4.
Решаются 2-3 развивающие задачи
5.
Решение занимательных задач, задач-шуток, задач-загадок. Организуют сами дети.
6.
Задание на дом – заочная олимпиада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Разработка модели внедрения технологии здоровьесбережения школьников в практику учебного учреждения"
Анализ здоровьесберегающих технологий. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке технологии. Применяетс яна уроках 5 - 9 классов....
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Экологическое образование школьников – одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук – биологии, географии, химии, физики и т.д. Интеграция экологическо...
Модель образовательной технологии "СЧС - смыслы через символы"
Символ - предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления, сосредоточение множества переносных разнообразных смыслов, содержащихся в тексте, объединенных емким и метким образом; результа...
Модель урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продо...
Выступление по теме "Актуальные модели и технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями".
Общий алгоритм деятельности педагогов и специалистов сопровождения в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. 1. Администрация школы определяет в какой класс и к каком...