Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Данный материал раскрывает сущность системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdp.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Приоритетным направлением общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. В настоящее время существует три различные версии теории деятельности: психологическая (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), социологическая (Г.П. Щедровицкий) и методологическая (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие.
Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Перспектива», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Общий подход к формированию УУД.
«Прежде, чем делать что-то, необходимо сначала научиться.
Но научиться можно, только начав делать»
Аристотель.
В общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС на основе образовательной системы «Школа 2100...» указывается, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности (Л.С. Выготский) и проходит через следующие этапы:
1 этап – приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация;
2 этап – формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами;
3 этап – тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция;
4 этап – контроль.
Этот же путь обучающиеся должны пройти и при формировании универсальных учебных умений и способностей, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Следовательно, для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;
4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Соответственно осуществляется системно – деятельностный подход. Каким образом используется данный подход в образовании?
Инвариантная часть включает в себя поэтапное формирование УУД на уроках. Во внеурочной деятельности отрабатываются и применяются УУД в различных комбинация, в разных сочетаниях, в разных ситуациях, в разных целях.
Перенос из учебных предметов и образовательных областей предметных знаний и умений, универсальных учебных действий в реальные жизненные ситуации.
Развитие и закрепление их.
Применение их в новых комбинациях, в новых условиях - школьной и внешкольной среды, в реальных жизненных ситуациях.
Формирование личного опыта использования предметных знаний, умений и универсальных учебных действий в новых ситуациях.
Подход в зависимости от направления изучаемого курса.
Основа системности отвечает на вопросы: зачем учиться, что изучать, как изучать. Зачем учиться? Стать хорошим работником, образованным, культурным человеком, уметь учить себя. Что изучать? Ремёсла, науку, культуру материальных и духовных ценностей, изучать культуру как процесс разных видов деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Как изучать? Какие способы использовать? Больше запоминать, больше работать руками, освоить научные способы познания мира, освоить способы овладения разными видами деятельности.
На что опирается системность? На связь предметных, метапредметных, личностных результатов, которые позволяют системное и глубокое усвоение предметных знаний и умений, а также развитие личности ребёнка.
Центральным звеном системности являются метапредметные результаты, а именно формирование УУД посредством системно – деятельностного подхода.
Реализовать данную модель можно, применяя в образовательном процессе такое педагогическое средство, как дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2100…», современные образовательные технологии и надпредметные программы.
Каждое образовательное учреждение составляет программу личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования.
Наша школа в программе формирования УУД опирается на связь личностных и метапредметных результатов; на типовые задания, нацеленные на развитие личностных результатов; познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; на роль образовательных технологий в формировании личностных и метапредметных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС
Сообщение "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС...
«Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»
реферат на тему «Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»...
"Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов второго поколения" + презентация
Выступление " Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения" в рамках тематического педсовета "Организация образовательного процесса на ...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.
Что такое современный урок?Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под временем мы понимаем состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также со...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС
В наши дни особенно актуально говорить о системно-деятельностном подходе, лежащем в основе разработки стандартов нового поколения, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания и созд...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....
Тема самообразования "Системно-деятельностный подход –методологическая основа в реализации ФГОС в процессе обучения английскому языку"
Введение ФГОС второго поколения в школе обуславливает новые подходы к организации процесса обучения. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, направленный на развитие лич...