Системно-деятельностный подход как основа ФГОС
учебно-методический материал на тему
В наши дни особенно актуально говорить о системно-деятельностном подходе, лежащем в основе разработки стандартов нового поколения, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования УУД, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyatelnostnyy_podhod.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»
Бернард Шоу
Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности как необходимости в чем-либо.
Основные характеристики деятельности человека – предметность (на что направлена деятельность), субъективность, мотивированность. Выделяются внутренние и внешние мотивы, входящие в саму структуру деятельности.
Деятельностный подход к образованию сформировался на базе психолого-педагогических положений теории деятельности, разработанной исследователями. Он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Организация образования на основе деятельностного подхода означает, что все компоненты обучения и воспитания – целеполагание, содержание, способы, методы, приемы должны стимулировать личностную, интеллектуальную, речевую активность обучающегося, поддерживать и направлять его познавательную деятельность.
Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный. В нем следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)
В наши дни особенно актуально говорить о системно-деятельностном подходе, лежащем в основе разработки стандартов нового поколения, позволяющий выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования УУД, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий:
- личностные (самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания);
- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
- познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность);
- коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках).
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Системно-деятельностный подход обеспечивает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
- развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
- признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Концепция системно-деятельностного подхода базируется на основах развивающего обучения, в котором у учащегося – субъекта универсальных учебных действий – в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- Использование активных и интерактивных методик;
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
- Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи
Деятельность обучающихся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла);
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
При реализации системно-деятельностного подхода в образовании нужно помнить о следующем:
- деятельностный подход в обучении;
- задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД;
- организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе;
- ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС
Сообщение "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС...
«Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»
реферат на тему «Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»...
Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Данный материал раскрывает сущность системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС второго поколения....
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.
Что такое современный урок?Современный урок – это урок, соответствующий времени. Под временем мы понимаем состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также со...
Эссе "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС"
Эссе по теме "Системно-деятельностный подход как основа ФГОС"...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.С позиций компете...
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.
Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....