Тема самообразования "Системно-деятельностный подход –методологическая основа в реализации ФГОС в процессе обучения английскому языку"
статья по английскому языку (9 класс)

Ксенофонтова Надежда Викторовна

Введение ФГОС второго поколения в школе обуславливает новые подходы к организации процесса обучения. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, направленный на развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действии, что составляет цель и основной результат образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход –методологическая основа в реализации ФГОС в процессе обучения английскому языку

«Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность» Activities – the only way to knowledge Бернард Шоу

Wisdom – is knowing how little you know

(Oscar Wilde)

Введение ФГОС второго поколения в школе обуславливает новые подходы к организации процесса обучения. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, направленный на развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действии, что составляет цель и основной результат образования. В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта.

Системно-деятельностный подход определен, как приоритетный, в следующих нормативно-правовых документах:

  • Законе РФ «Об образовании»
  • Национальная Доктрина образования – 2000 г. – 2025 г.
  • Концепции модернизации Российского образования
  • ФГОС НОО и ООО

Прежде всего, остановимся на сущности системно - деятельностного подхода в обучении.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

-учёт интересов учащихся;

-учение через обучение мысли и действию;

-познание и знание-следствие преодоления трудностей;

-свободная творческая работа и сотрудничество.

В отечественной педагогике системно - деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Под системно – деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно -познавательной деятельности обучающихся, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решении проблем.

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Так, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.

Системно-деятельностный подход направлен на формирование базовых компетенций человека. Компетенция – это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Выделяются следующие виды компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная).

Коммуникативная компетенция складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и компенсаторной компетенций.

Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение английскому языку как средству общения.

Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, что для обучения англоязычному общению значимым является обучение видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письменной речи. Систематизация языкового материала предполагает использование фонетического, лексического и грамматического аспектов языка.

При систематизации умений можно выделить как минимум несколько направлений:

-предметные умения,

-общеучебные умения,

-интеллектуальные умения,

-коммуникативные умения,

-умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.

Общеучебные умения включают в себя умения читать, понимать, запоминать, делать краткие записи прочитанного, составлять структуру прочитанного, конспектировать речь выступающего, находить интересующую информацию и т.п. Учащийся за период обучения учится учиться.

Интеллектуальные умения могут в себя включать: анализ, классификацию, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез и т.п. Желательно также, чтобы у учащегося было сформировано критическое мышление и креативность.

Коммуникативные умения включают в себя: умение понятно излагать свои мысли, умение кратко излагать мысли, умение точно излагать свои мысли, умение вежливо излагать свои мысли, умение задавать вопросы, умение вежливо возражать, умение слушать и т.д.

Умения приспосабливаться к изменяющемся жизненным условиям предполагают большой выбор конкретных целенаправленных действий. Они более эффективно могут формироваться не через книги, научные знания, а через взаимоотношения между педагогами и учащимися, через взаимоотношения между учащимися.

От учителя требуется научить детей знаниям, сформировать умения и развить навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Системно-деятельностный подход начального и основного общего образования обеспечивает:

- формирование готовности личности к саморазвитию

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- формирование УДД:

Личностных: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания; ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

Регулятивных (обеспечивающих организацию учебных действий): целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

Познавательных: общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем;

Коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения системно - деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урокапримерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Принципы построения урока на основе системно-деятельностного подхода:

- принципа деятельности, который заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике;

- принцип непрерывности, который означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития личности;

- принцип целостности, который предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире;

- принцип минимакса, который заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне;

- принцип психологической комфортности, который предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалогических форм общения;

- принцип вариативности, который предполагает формирование учащимися способностей к выбору варианта;

- принцип творчества, который означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять. Какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся:

- цели урока необходимо задавать с тенденцией передачи функции от учителя к ученику;

- систематически обучать детей осуществлению рефлексивных действий (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.д.)

- использовать разнообразные формы, методы и примы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе;

- владения техникой ведения диалога, обучать учащихся ставить и адресовать вопросы; эффективно ( адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески;

- на уроке ставить задачи и задавать четкие критерии самоконтроля и самооценки (таким образом происходит формирование специальное контрольно-оценочной деятельности у обучающихся), добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;

- стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи;

- специально планировать коммуникативные задачи урока;

- принимать и поощрять, выражаемую учениками собственную позицию, иное мнение, обучать корректным формам их выражения;

- оценивать уровень владения иноязычным материалом и степень сформированности речевых навыков в ходе тестирования.

- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Типы уроков

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока 

Урок — это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста. Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. 

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

1.     Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы языковых понятий.

Структура урока «открытия» нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

2.     Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий –языковых понятий, алгоритмов и т.д.

Структура урока рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

3.     Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   языковых понятий и  алгоритмов. Структура урока развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

4.     Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса предмета английский язык и построение обобщённых норм  учебной деятельности.

На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.

Этапы урока «открытия» нового знания на основе системно-деятельностного подхода

Название и цели каждого этапа в структуре урока

1  Организационный момент - Самоопределение к деятельности 1-2 мин.

На данном этапе организуется включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, а именно:

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

-устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы  работыучитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;  девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.

Я рада видеть вас снова на своем уроке. Ребята, какие уроки у вас сегодня еще есть?

(Физкультура, чтение, математика) А хотите, мы сегодня математику будем изучать в
знакомой нам Лесной школе вместе с нашими давними друзьями? Тогда, мы отправляемся в лесную школу. Там скоро начинается урок математики, а чтобы не заблудиться в этом
лесу, нам надо найти правильную тропинку.

2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Данный этап предполагает подготовку и мотивацию детей к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

- Организовать актуализацию изученных способов действий (знаний, умений, навыков) - повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”

- Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

- Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, достаточных для проблемного изложения нового знания (для построения нового способа действий).

- Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. Затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируется ими самими.

Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий  диалоги; мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

3 Постановка учебной задачи– 4-5 минут 

- Зафиксировать  место и причину затруднения.

- Сформулировать и согласовать цели урока.

- Организовать уточнение и согласование темы урока.

Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания.

Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

Для этого учащиеся должнывосстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Проблемное объяснение нового знания

Построение проекта выхода из затруднений («открытие» нового знания) 7-8 минут

- Организовать коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий или побуждающий диалог) по проблемному объяснению нового знания.

- Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, и пр.

- Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 

- Организовать фиксацию преодоления затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5 Первичное закрепление во внешней речи 4-5 минут

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

- Организовать письменное выполнение небольшой по объёму самостоятельной работы (2-3 типовые задания). (при проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы).

- Организовать самопроверку самостоятельной работы.

- По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

- По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

7  Включение нового знания в систему знаний и повторение 7-8 минут

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

8 Итог урока Рефлексия 2-3 минуты

- Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

- Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.

- Организовать проведение самооценки учениками деятельности на уроке.

- По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.

- Организовать обсуждение и запись домашнего задания, которое дается с элементами выбора, творчества.

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать? и другие.

Структурные элементы учебного занятия

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Формы и методы обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

  1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
  2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
  3. парная -
  4. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
  3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к обучению

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

- словесные методы

- наглядные методы

- аудиовизуальные методы

- практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

- лекция, рассказ, беседа и др.

- методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

- сочетание словесных и наглядных методов

 методы упражнений, выполнение заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)

репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.)

Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др.

3

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля и др.

Методы самоконтроля.

Требования к уроку

- практическая направленность учебного процесса;

- включение в содержание урока упражнений творческого характера;

- знание разных технологий развивающего и проблемного обучения;

- преобладание парной, групповой и индивидуальной работы, уже не фронтальной;

- осуществление дифференцированного подхода к учащимся;

- работа по повышению мотивации к учебной деятельности;

- создание условий для проявления самостоятельности учащихся;
- дифференциация домашних заданий;

- знание и применение здоровьесберегающих технологий;

- опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний;

- объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества), метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться), предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Для корабля, который не знает куда плыть, нет попутного ветра» (Сенека)

Системно - деятельностный подход наиболее полно соответствует современным приоритетам модернизации образования. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно – ориентированный, дифференцированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно - деятельностным подходом.

Наибольшими возможностями для реализации системно-деятельностного подхода обладают:

- проектные технологии,

- технологии портфолио,

- технология совместного обучения,

- технология проблемного обучения

- технология развития критического обучения,

-технология личностно-ориентированного обучения,

- технология дифференцированного обучения

- технология деятельностного обучения

- технология модульного обучения и т.д.

Часть 2 Практические приемы и методы реализации системно-деятельностного подхода из опыта работы

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь!» Китайская мудрость

Оргмомент: Высказываю добрые пожелания,  предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); предлагаю подумать, что пригодится для успешной работы, придумать  девиз, эпиграф

На этапе сообщения темы: Не объявляю тему, прошу посмотреть на картинку, продумать ее содержание, сказать, что она отражает и подвести самих детей к объявлению темы урока. Чтобы определить задачи урока прошу их просмотреть характер упражнений или подумать, что надо сделать, чтобы изучить ее

На этапе актуализации знаний: Побуждающий, подводящий  диалоги; мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказка, легенда, случай, шутка, предлагаю исполнить песни вместе с героями, прочитать стихи на изученные структуры, выполнить мини-викторину, разыграть диалог, вставить пропущенные буквы, соотнести слова и образовать фразы или продолжить мою фразу и т.д.

На этапе проблемного объяснения: Предлагаю задания, где перед учениками ставиться выбор: например, there is или there are , do или does, have или has и т.д. Почему? Как узнать правильный ответ ? Где найти помощь? Действия с моделями, схемами, алгоритмами

Закрепление: Фронтальная работа, работа в парах. Составление опорного сигнала. Задания типа: найди ошибки, придумай похожие случаи, разыграй диалоги ( работа в парах )

Контроль: Письменное выполнение небольшой по объёму самостоятельной работы (2-3 типовые задания). (при проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы), организую самопроверку самостоятельной работы, по результатам выполнения самостоятельной работы организую выявление и исправление допущенных ошибок. по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Повторение: Сначала предлагают задания, которые содержат только новый материал. Затем предлагают задания, в которых новый материал используется  вместе с изученным ранее.

Рефлексия:

Коммуникативный системно-деятельностный подход позволяет использовать потенциал как хорошо известных традиционных так и новых методов обучения. “Системный характер сочетания различных методов и приемов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения и для определенных целей обучения. Основной метод реализации системно-деятельностного подхода – деятельностный метод.

Задача учителя в ходе реализации системно-деятельностного подхода состоит в том, чтобы не только изложить учебный материал, но и создать ситуации, которые мотивируют ученика к деятельности, исследованию, поиску самостоятельных творческих решений. Обучение английскому языку осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

В рамках деятельностного подхода приемы работы могут быть разнообразны:

Работаю по учебникам Spotlight 2-11кл., которые включают в себя большое количество разнообразных материалов и заданий, не только побуждающих ученика к общению на английском языке, но и способствующих его развитию.

Согласно требованиям ФГОС на уроках, английского языка, должна преобладать парная и групповая работа. В качестве примеров предлагаю несколько методик парной работы:

1. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения грамматического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

2. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.


Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются 2 группы учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди рассказывать и учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

Игровые формы деятельности.

Элементы игры при изучении грамматического материала помогают детям облегчить процесс усвоения трудных грамматических явлений и при этом являются увлекательным занятием. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости - все это благотворно сказывается на результате обучения.

Игровые формы деятельности можно использовать при введении и закреплении новой лексики, грамматических правил. Использую игрушки, особенно при изучении тем «My toys». Игровые формы работы способствуют снижению нагрузки, помогают избежать однообразия на уроках.

Для усвоения лексики и грамматического материала использую разнообразные лексико-грамматические игры: настольные - board games, игры с мячом - ball- games, лото, имитационные и двигательные игры, «Театр мимики и жеста» - miming games, «Цепочки» - Chain games, игры на догадку - guessing games

Например, игра «Я - учитель». Методика проведения: учащимся даётся начало рассказа. My favourite toy is _ . It has got_ It is _Они должны написать его продолжение. Закончив работу, ученики обмениваются своими тетрадями и проверяют сочинение одноклассника. Ошибки подчеркиваются, но не исправляются. Ученики вновь обмениваются тетрадями и исправляют подчёркнутые ошибки. Планируемый результат: развитие навыка письменной речи, проверяя работу одноклассника, ученик «примеряет» на себя роль учителя, применяет свои грамматические, лексические навыки для проверки работы.

Следующий пример - игра «Обезглавленный текст». Методика проведения: заранее на доске выписывается текст или отрывок текста, в котором пропущены начальные буквы каждого слова. Можно подготовить это задание на карточках и раздать индивидуально каждому ученику. Планируемый результат: данное задание уместно проводить для контроля чтения или аудирования. Задание не представляет большой сложности, но, тем не менее, позволяет быстро проконтролировать знание учащимися текста.

_his is _y _oom. _here ‘s a _lue _ed and a _ellow _hair. On the _able, _here’s a _reen _amp. _here are _ed _lowers in the _ase. _ook at the _eddy _nder my _ed. It’s _ink. My _edroom is _ice.

Могу также предложить игру «Простуженный диктант». Методика проведения: объясните ученикам, что у вас сегодня - простуда (можно покашлять, для наглядности). Скажите. что вы будете писать диктант, но если вы закашляетесь, и ученики не услышат слова, то они должны будут, написать любое слово, которое на их взгляд, подходит к данному контексту. Например, вы диктуете: «I have got some (кашель) for breakfast. I have got some (кашель) for dinner ». Ученики могут написать предложения со словами eggs, соrnflаkеs, или cereal вместо кашля

Сказка

В качестве основного мотивирующего приема привлечь к деятельности использую сказку. Чтобы вызвать больший интерес у детей к изучаемому материалу, с самого первого занятия дети вовлекаются в сюжет сказки об удивительной стране Грамматики английского языка, о необычном путешествии с посещением островов Хвастунов (Can –Могу), Неумеек (Cannot – Не могу), Богачей (глагол have (has) got), Командиров (жители острова всегда приказывают), Остров Спортсменов (учат выполнять физические упражнения – физкульминутка) острова Вежливости (где изучаются фразы этикетного характера) и т. д. По мере развития сюжета сказки учащиеся узнают о жителях этих островов. Многие из них ворчат и жалуются, но есть и очень дружелюбные и гостеприимные, которые учат вежливым словам, приветствиям, любят отдохнуть и поиграть с детьми в игры.

А Король грамматики – глагол To Be, который на начальном этапе чаще других глаголов употребляется в языке и является самым главным, предстает перед детьми в своем парадном костюме: на голове корона с тремя личными формами времени Present Simple, на плечах красуются эполеты из форм времени Past Simple.Третья форма глагола прикреплена к мундиру в виде медали. Это все для того, чтобы дети лучше ориентировались в его разнообразных формах и знали, что он очень сердится, когда его игнорируют и пропускают в речи. А если он очень злится, то издает свой королевский указ о снижении оценки.

Сказка помогает сделать обучение более интересным, помогает привлечь детей к решению коммуникативных задач героев сказок. Таким образом, сказка выступает не только в качестве мотивирующего приема, она также является источником знания, т. к. через сказку дети знакомятся с определенными грамматическими структурами, пополняют свой лексический запас.

Для объяснения и усвоения сложных абстрактных грамматических понятий отношений использую легенду, которая представляет собой не объяснительный рассказ учителя, а что-то невероятное, выдумку различных персонажей, которые помогают изучать английский язык. Например, добрая Nanny Shine или строгий Mr. Rule появляются на уроках и знакомит детей с правилами, новыми грамматическими структурами.

Прием овеществления грамматического и лексического материала

Деятельностный подход в раннем обучении грамматике и лексике предполагает использование приема «овеществления» грамматического материала, т. к. ребенку не достаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки. Например, для введения грамматических структур использую квадратики с речевыми образцами, которые легко переставлять и тем самым усвоить вопросительные и отрицательные формы предложений. Квадратики помогут усвоить фиксированный порядок слов в предложении. В начальной школе учащиеся могут сами рисовать, вырезают из бумаги грамматические символы, конструируют их. Таким образом, формируются знаково-символические умения, как одному из видов ______

Показ карточек Present Continuous,

- Показ наборов мебели (для тренировки мебели и предлогов места)

Песни. Рифмовки. Стихи. Договорки. Скороговоки

Часто использую песни, рифмовки, позволяющие закрепить речевые образцы. Когда в арсенале учащихся накапится достаточное количество выученных тем, песен, рифмовок и стихов, то можно организовать смотр-знаний или провести конкурс стихов и песен.

Детям легко запомнить то, что им интересно, поэтому стараюсь подобрать интересный материал для фонетической зарядки: стихи, цитаты, афоризмы, загадки (о животных, одежде, мебели, цифрах и т.д.)

Изучение песен на английском языке помогает привить интерес к изучаемому предмету, пополняет лексический запас, помогает отследить различные грамматические явления на материале песен. Песни беру на уроке и на фонетическую зарядку и на минутку отдыха, когда спокойная, красивая мелодия помогает расслабиться, отдохнуть.

Отдохнуть можно и в движении, сопровождая различные движения стихами, песнями.

Разнообразный дидактический и раздаточный материал


Ролевые игры , различные формы драматизации важны при обучении диалогической речи

При создании условий имитационного общения (ролевых игр) необходимо создавать такие условия, чтобы учащиеся могли «пропустить ситуацию через себя», придавая ей личностный характер, так как только эмоционально окрашенные знания становятся активным интеллектуальным достоянием ученика. Одним из эффективным приемов обучения говорению, например, являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры. Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации.

Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).


Создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

В ходе обучения английскому языку в средней и старшей школе использую приемы технологии совместного обучения, и ТРКМ тех которая основана на использовании различных методических приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе ( в парах, в малых группах) с целью совместных решений коммуникативных задач.

Например: работа над грамматическим материалом при изучении временных групп.

Класс делится на группы, каждая группа выполняет свою функцию. Получив карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, группы выявляют закономерность и заполняют одну графу таблицы. Например, 5 класс Present Simple

1-3группа: схемы (образование утвердительной, вопросительной и отрицательной форм)

4 группа: указатели времени.

+

-

?

Слова-указатели (сигналы)

I, you, we, they___

He, she, it ___s

I, you, we, they don’t___

He, she, it doesn’t ___

Do I, you, we, they__?

Does he, she, it doesn’t ___

Always

Often

Usually

Sometimes

never

5группа: случаи употребления.

Такую форму работы можно использовать при введении всех временных форм.

Потом группы обмениваются информацией, заполняют таблицу.

При работе над новой лексикой класс делится на пары (группы по 4 человека).

Сначала лексика вводится фронтально, затем начинается работа в группах.

Учащиеся получают карточки с заданием – перевести словосочетания.

В карточке дается ключ для проверки. Сначала работают парами. (один дает задание и проверяет по ключу, потом меняются ролями)

Затем парам дается упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе. Это задание выполняется по цепочке в группе.

Например: 7 класс. Учебник Spotlight . Тема “ «Save the Earth»

Лексика вводится фронтально: power stations, breathe, waste, pollute, polluted pollution, burn, coal, petrol, emit, toxic, fumes, reduce, dump, harm, wipe out, plants species, poison, cause, damage, land, government, acid rains, use, solar power, heat, be harmful to, environment, some industries, be environmentally friendly, be in danger of, die out, lose, natural habitat, use new technologies

Карточка №1: Работа в парах.

power stations burn coal, emit toxic fumes - электростанции сжигают уголь и выделяют токсичные пары

the air we breathe becomes polluted – воздух, которым мы дышим становится загрязненным

factory waste is dumped into the rivers – промышленные отходы выбрасываются в реки

pollution is gathered in the atmosphere – загрязнение собирается в атмосфере

the atmosphere becomes polluted – атмосфера становится загрязненной

water, air and soil pollution harms, kills and wipes out fish and plants species- загрязнение воды, воздуха, почвы вредит, убивает и уничтожает рыб и растения

acid rains land on buildings, trees, clothes - кислотные дожди оседают на здания, деревья, одежду

acid rains are harmful to the environment - кислотные дожди вредные для окружающей среды

pollution poisons plants, causes serious damage – загрязнение отравляет растения, вызывает серьезный вред

plant species lose natural habitat – виды растений теряют среду обитания

animal species are in danger of dying out –виды животных находятся в опасности

governments try to reduce pollution – правительство пытается сократить загрязнение

some industries use new technologies – некоторые отрасли промышлкнности используют новые технологии

use solar power to heat our homes – использовать солнечную энергию

solar power is environmentally friendly – солнечная энергия безопасна для окружающей среды

Контрольные задания группе:

Тell about environment and ways to reduce it. Use the key words.

Power stations, _burn_, emit_

The air we _ becomes_

_is dumped into_

Pollution is gathered in the_

Water, air and soil pollution harms, kills and wipes out_

Pollution poisons_ and cause _

Factory waste is dumped into_

Acid rains land on_

Acid rains are harmful to_

Plant species lose_

Governments try to reduce_ and make_

We must use solar power_

Solar power is _

We must turn off light when _

_, cars burn_, emit_

The air we _ becomes_

Factory waste is dumped into_

_ is gathered in the_

Water, air and _ pollution harms, kills and wipes out_

_ poisons_ and cause _

Factory _ is dumped into_

_rains land on_

_ are harmful to_

Plant species lose_

_try to reduce_ and make_

We must use solar power_

Solar power is _

We should turn off light when _


Менее заинтересованные в изучении языка учащиеся получают задания, которые им по силам. Это может быть составление высказывания по образцу, с подстановкой и т. д. Как пример использования дифференцированного обучения

Метод проектов

Одним из эффективных методов деятельностного подхода, который может быть широко использован на уроках английского языка является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа. Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, практико-ориентированные, ролево-игровые, информационные. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Учащиеся изучают общую тему всем классом. Затем учащиеся могут работать индивидуально, в группах, в парах. Они ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы. Класс выслушивает проект, задает вопросы по проекту, высказывает свои отзывы по проекту. В конце урока проводится выставка или смотр - конкурс проектов, где выбирается лучший проект, в конце года выбирается проект года. Показать фото проектов

Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) урока и самостоятельно открыть новые знания. Метод проектов хорош тем, что он предполагает совместное целеполагание учеников и учителя, предоставляет ребятам право выбора, развивает мышление и рефлексию. Учащиеся являются становятся активными участниками, а педагог направляет их деятельность и помогает. им.

В программу 2 класса включено 10 различных по сложности и форме выполнения проектов. Проекты носят тематическую направленность.

Вы заметили, что авторы учебника ввели в структуру учебника задания с элементами ручного труда. Такие задания оказывает существенное влияние на процесс овладения детьми иностранным языком, т.к. существует мнение о том,  что включение элементов ручного труда в процесс обучения иностранному языку младших школьников является одним из основных принципов деятельностного подхода.   Процесс изготовления поделок и их последующее использование в играх, диалогах создает на уроке подлинно коммуникативные ситуации, необходимые для обучения учащихся говорению. Задания с использованием ручного труда  помимо повышения мотивации детей способствуют развитию их речевых навыков, позволяют наиболее эффективно обучаться детям, у которых ведущий канал восприятия информации – кинестетический, то есть через действие и движение. В соответствии с УМК предлагаю   задания по созданию поздравительной открытки,  

Обучение чтению  и  алфавиту на начальном этапе всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. Учитывая психологические особенности младших школьников, авторы учебника  для 2 класса предлагают разнообразные упражнения на развитие навыков чтения с использованием картинок и карточек со словами (метод обучения чтению слогами, целыми словами).  

Проблема здоровья школьников является причиной беспокойства нашего общества, т.к. здоровых детей становится все меньше. И здоровьесберегающая технология является очень важной в настоящее время, поэтому учителю английского языка нужно думать о том, как привить интерес к своему предмету и стараться поддерживать его на протяжении всех лет обучения, чтобы процесс овладения языком не был утомительным. Каждый урок строю так, чтобы дети с интересом относились к предмету, сохраняли внимание и не переутомлялись для этого сменяются виды деятельности: аудирование, чтение, письмо, говорение, драматизация диалога, творческое задание, работа с песней или рифмовкой, работа с новой лексикой,  чтение по транскрипции, работа с «ноутбуком». Материал каждого урока закрепляю в упражнениях в рабочей тетради. На уроках использую элементы соревнования, которые помогают максимально повысить активность детей на уроке.

В заключение мы можем сделать следующие выводы.

Представленные методы и приемы обучения направлены на реализацию системно-деятельностного подхода. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать, а организовать исследовательскую работу учеников, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения этого мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП

Критерии и показатели оценки деятельности  учителя на уроке

Оценка

в

баллах

Уровень

работы

учителя

                                       1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную  цель урока

(формирование  системы  ценностей по данному предмету)

1-2

низкий

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

3-4

средний

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик  на данном уроке и как он это делает сам

5-6

Выше 

среднего

Формулирует как содержательную, развивающую, так  и деятельностную цель урока  (формирование умений  новых способов действий )

7-8

Хороший

Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока (формирование умений новых способов действий). При  необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

9-10

Высокий

                                         2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий  быстро и качественно  включить  учащихся в освоение нового знания.

1-2

Низкий

В течение всего урока  применяет формы, методы,  приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность  учащихся  

3-4

Средний

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает  на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

5-6

Выше среднего

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

7-8

Хороший

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

9-10

Высокий

3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)

 

 

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

1-2

Низкий

Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей  целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран  с учетом работы с мотивацией

3-4

Средний

 

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно

5-6

Выше

среднего

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

7-8

Хороший

Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется,  обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного  результата

9-10

Высокий

4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Работает с классом  фронтально на всех этапах урока

1-2

Низкий

Использует парную или  групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

3-4

Средний

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную  деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

5-6

Выше

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

7-8

Хороший

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану.  Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню  знаний

9-10

Высокий

                                      5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и  наглядные методы обучения

1-2

Низкий

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)

3-4

Средний

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

5-6

Выше

среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное  обучение, внутрипредметную  и  межпредметную интеграцию

7-8

Хороший

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии  формирования критического мышления

9-10

Высокий

                                                 6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся,  комментируя  оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся

1-3

Низкий

Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

3-4

Средний

Организует  экспресс-диагностику  результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать

5-6

Выше

среднего

Учит детей осуществлять контроль и самооценку  своей деятельности  в соответствии с выработанными  критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям)

7-8

Хороший

Создает  условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения  предмета.

Домашнее  задание носит дифференцированный  хар-р  в зависимости  от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии   уч-ся их деятельности   на уроке

9-10

Высокий

Схема  анализа урока в рамках деятельностного подхода

     1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем  она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

     2.  Какими  средствами  пользовался   учитель  для  создания   учебной  ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

  • использование известных знаний, способов работы детей;
  • формы организации учебной работы учащихся;
  • создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;
  • позиция учителя и его роль на данном этапе;
  • использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)    для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

     3. Возникла ли в результате  разворота логики учителя нужная задача  у детей или нет?

            Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса  (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

     4. Уровень  владения детьми  способностью вести  учебную дискуссию как на уровне  группы, так  и на  уровне класса:  умение детей аргументировано говорить,  ставить  вопросы  на понимание,  выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

     5.  Соответствовали  ли  формы  организации коллективно-распределенной деятельности  поставленным  целям  урока? 

            Какой уровень владения методикой организации  коллективной  работы  учащихся  на  уроке  у  учителя?

            Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Презентация на тему: "Роль коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку."

В презентации представлена проблема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи  и методы исследования. А также рассмотрены 3 этапа эксперимента....

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Обобщение опыта работы по теме "Реализация принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку"

Данная работа представляет собой теоретические и практические рекомендации для учителя по применению принципа метапредметности  при обучении иностранному языку....

"Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС в процессе обучения на уроках физики"

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творчес...

Реализация ценностного подхода в процессе обучения английскому языку на уроках и во внеклассной деятельности.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой св...