Индивидуализация воспитательной работы мастера производственного обучения и преподавателя с учащимися
методическая разработка на тему

Ворожищева Елена Егоровна

Методические рекомендации по обучению профессии "повар-кондитер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_mo_tsentr_dlya_interneta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ МО Центр «Ариадна»

Тема:

«Индивидуализация воспитательной работы мастера

производственного обучения и преподавателя с учащимися»

                                                                                               

       Преподаватель  всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает рядом свойственных только ей индивидуальных особенностей. Этим и объясняется то, что воспитательные меры, с успехом применяемые к одному учащемуся, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие воспитательные мероприятия должны дополняться индивидуальным подходом.

    Задача индивидуального подхода заключается в том, чтобы максимально использовать возможности каждого ученика, его индивидуальные особенности в целях наилучшей профессиональной подготовки и всестороннего гармоничного развития. Индивидуальный подход, осуществляемый в коллективе и с помощью коллектива, предлагает чуткость  и такт преподавателя по отношению к учащимся, умение предвидеть последствия своих воздействий, выбора и осуществления таких мероприятий, которые наиболее соответствовали бы особенностями личности и состоянию, в котором он в данное время находится. Только эти мероприятия будут давать максимальный эффект.

    Индивидуальный подход в воспитательной работе с учащимися в большинстве случаев связан с необходимость преодоления у них отрицательных качеств и проявлений, недостатков в поведении, направлении на добрые дела.

   Один из самых распространенных в подростковом возрасте недостатков поведения является упрямство, непослушание, проявляющиеся в стремлении действовать вопреки всем разумным доводам и соображениям, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям мастера. Часто это вызвано перевозбуждением нервной системы сильными впечатлениями, переутомлением, тяжелыми переживаниями.

   Основное, что должно быть противопоставлено упрямству и непослушанию – это прежде всего педагогический такт мастера, умение его разобраться в причинах, понять их, суметь разъяснить учащемуся неправильность его поведения, педагогическое терпение. Другой путь - это внимание к потребностям и интересам ученика при одновременной требовательности к нему, активное включение в коллективные формы деятельности.

      К другим распространенным недостаткам поведения учащихся относятся грубость, резкость, дерзость, неуважительное отношение к старшим, к преподавателю. Чаще всего это вызвано отсутствием уважительного отношения взрослых к подростку, подавлением его естественного стремления к самостоятельности, принижением формирующегося в этом возрасте чувства собственного достоинства, назойливым контролем, придирчивостью и мелочной опекой. Грубость учащихся нередко объясняется  и тем, что многие из них считают это качество признаком взрослости, мужественности, стыдятся проявлять чуткость, душевную теплоту, которые расценивают как признаки мягкости.

    Работа с такими учащимися предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение их достоинства, прав на определенную самостоятельность, но нельзя допускать поблажки или   снижать требовательность.

    Нередко проявляется и такой недостаток поведения учащихся как лживость, сознательное уклонение от истины в неблаговидных целях. Наиболее частой причиной лжи является боязнь, страх наказания. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания товарищества, средства «выгородить» друга, проявить солидарность. Необходима кропотливая работа преподавателя, чтобы:

 во-первых, выяснить истинные причины лжи;

 во-вторых, создать обстановку правдивости, доверия, взаимного уважения и требовательности, тактично показывая всю неблаговидности лжи, ее взаимосвязь с трусостью, лицемерием.

    Особую группу составляют учащиеся, поведение которых характеризуется отсутствием желания и привычки к трудовому усилению – ленью. С ленью нужно бороться беспощадно. Лучше всего и прежде всего это осуществляется в коллективной трудовой деятельности – в бригадах, в звеньях. Здесь воспитывается личная ответственность и ответственность за своих товарищей и их дело, дисциплинированность, прилежание, подчинение коллективу. Вместе с тем мастеру производственному обучению и преподавателю важно подмечать и поощрять проявляющиеся стремления к улучшению, побуждать в ленивом учащемся потребность трудиться, развивать его интерес, приучать находить радость и удовлетворение в достигнутом. Но главное – это сплоченный и работоспособный, дружный коллектив группы. В таком коллективе, как правило, ленивых нет, для них просто нет «питательной среды».

   Процесс формирования привычных форм поведения, черт личности отличается некоторым своеобразием в зависимости от типа нервной системы учащегося. Для мастера производственного обучения и  преподавателя далеко не безразлично, имеет ли он дело с учеником, относящимся к возбудимому, спокойному или слабому типу нервной системы. Психология условно выделяет четыре основных типа нервной системы:

- безудержный (которому соответствует холерический темперамент);

- живой (сангвический темперамент);

-спокойный (флегматик);

- слабый (меланхолический темперамент).

    Принадлежность учащегося к одному из этих типов определяет специфику воспитательных воздействий.

   Для импульсивного, вспыльчивого, неусидчивого учащегося,  необходима сдержанная, спокойная, но твердая требовательность.

  Представитель слабого типа нервной системы – робкий, застенчивый, неуверенный в себе и легко травмируемый ученик  – требует поддержки, подбадривания. В отношениях этих учащихся не следует прибегать к сильным мерам воздействия, суровым наказаниям, резким оценкам. Не следует, как правило, резко эмоционально и сурово разговаривать с учащимися, склонными к быстрому возбуждению, или очень заторможенными: у первых это может вызвать перевозбуждение, озлобление, «взрыв»; у вторых, наоборот, полную заторможенность, состояние угнетения и подавленности. Мастеру производственного обучения и преподавателю следует помнить, что оптимальный тон в отношении и тех, и других - спокойно-доброжелательный.

     В целом индивидуальный подход предполагает внимательное, доброжелательное отношение к каждому учащемуся, доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям. В любых ситуациях и проявлениях перед учащимися никогда не следует закрывать пути к исправлению, совершенствованию, улучшению. Развивая имеющиеся положительные черты, ориентируя на них поведение учащегося, поощряя положительные поступки, преподаватель легче может добиться своей цели.

 В работе с подростками недопустимы злоупотребление частыми индивидуальными беседами и излишними морализированием. Разные формы и методы разъяснения и убеждения необходимы, но это не основные средства перевоспитания. Главное- организация образа жизни учащегося, приобщение к общественно полезной деятельности, формирование активного отношения к жизни, к труду, к людям. Поощрения, хорошие отметки, просто доброе слово, стимулирование положительных дел и поступков всегда более эффективны в обучении и воспитании учащихся Центра. В работе с запущенными подростками необходима постепенность. Нельзя рассчитывать на «молниеносное» их исправление. В программе работы с каждым учащимся нужно наметить главные ее линии и этапы, по принципу перехода от более простого к более сложному. Поэтому свою

работу с подростками я начинаю с отдельных маленьких поручений, успешное выполнения которых вызывает удовлетворение у ребят, зарождает веру в свои возможности, способствует формированию необходимых для общественно полезной работы умений и навыков. Постепенно наращиваю сложность и ответственность поручений, представляя возможность проявить инициативу, умело помогая, подбадривая, втягиваю в общественную ответственность – так шаг за шагом, я оказываю воспитательное влияние на учащихся. Мастеру производственного обучения нельзя забывать, что при отсутствии необходимой индивидуальной работы познавательные интересы не формируются, не обеспечивается умственное развитие в процессе обучения, ребенок не овладевает соответствующими мыслительными операциями, не учится и не умеет учиться. Успеваемость длительное время остается низкой или плохой, падают стимулы к учению, теряется вера в свои способности и возможности.

    Если  к производственному обучению многие  ребята относятся с интересом, то к теоретическим предметам профессионального цикла интерес у них значительно ниже. Исправить положение может только активизация учащихся на всех занятиях, обучение приемами умственной деятельности, воспитание умений логически мыслить, постоянное развитие познавательной самостоятельности. Мастеру и преподавателю нужно умело использовать повышенной интерес  учащихся к производственному обучению, показывая важность теоретических познаний, требуя применения на практике знаний, полученных на уроках теории, сталкивая учащихся с необходимостью глубокого теоретического обоснования выполняемых трудовых действий.

    Вовлечение всех учащихся группы в активное коллективное обсуждение учебных и производственных вопросов, в обсуждение итогов конкурса на лучшее изделие и т.п.- все это тоже формы и способы индивидуальной воспитательной работы, так как здесь каждый учащийся проявляется по-своему, индивидуально, что требует соответствующего индивидуального отношения к нему преподавателя.

  Главное во всех индивидуальных контактах мастера производственного обучения и  преподавателя с учащимися – постоянное развитие их положительных нравственных качеств, стимулирование и углубление стремления к совершенствованию, формирование мировоззрения учащихся, их активной жизненной позиции.

                                                                                            Мастер производственного обучения

                                                           Ворожищева Е.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы мастера производственного обучения при подготовке к новому учебному году

В статье даются методические рекомендации, как мастеру подготовиться к новому учебному году....

Особенности работы мастера производственного обучения

Особенности работы мастера производственного обучения Саркисян Л.Г., мастер производственногообучения ГБОУ НПО ПЛЖТ, Санкт – Петербург.Воспитательная работа  - это часть учебно-воспита...

Содержание работы мастера производственного обучения

Техникум  на практике реализуют принцип неразрывной связи профессионального и общего образования молодежи и сочетания обучения с производственным трудом учащихся. Это определяет особенности...

Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося

Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося...

Взаимодействие мастера производственного обучения с преподавателями

Доклад Взаимодействие мастера производственного обучения с преподавателями. Доклад с электронной презентацией на Педагогических чтениях ,2010г....

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения

В данной статье описывается методика использования проблемного обучения для студентов колледжа, обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в период их производственной практики....

Особенности работы мастера производственного обучения с подростками.

Данная статья напрвлена на воспитание подростков в условиях учебного заведения, выхода из конфликтной ситуации....