Рефлективное размышления о диалогическом обучении
статья на тему
От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Всё это обеспечивает диалоговое обучение как основной способ введения нового знания, которая используется мною на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialogovoe_ob.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлективное размышление о диалогическом обучении
От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Всё это обеспечивает диалоговое обучение как основной способ введения нового знания, которая используется мною на уроках.
Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое Оцениванием для Обучения находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. По своему прошлому опыту многие учителья, ученики и их родители рассматривают оценивание как нечто, что происходит после преподавания и обучения. Утверждение о том, что оценивание является неотьемлемой частью преподавания и обучения требуют значительного изменения нашего сознания, но именно это и предполагает Оценивание для Обучения (руководство для учителя, с.173).
В целях реализации данных модулей в частности диалогового обучения и оценивания я провела урок казахской литературы в 7 классе на тему «Жизнь и творчество Махамбета Утемисова»
Изучая свои уроки в 7 классах я преследовала цель: отрефлексировать применение диалогового обучения и оценивание в классе. Наиболее распространенной формой общения является диалог. Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение.
Используемые мною на практике диалогические методы, такие как кумулятивная беседа, исследовательская беседа, показали, что дети более активно включились в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, высказывания своих идей принятие решений и формирование выводов, их обоснование, а кроме этого учились работать в группе, стремились достичь согласия. Если раньше для обсуждения в основном предлагались «тонкие вопросы», то теперь дети стали сами создавать «Толстые вопросы». Но не все вопросы помогают реализовать идеи диалогового подхода. Детям, да и нам учителям, более привычны, фактологические знания и вопросы, но знакомство с вопросами таксономии Блума позволили даже в начальном звене углубить беседы по темам занятий. Также я задавалась целью достичь доверительного отношения с учениками и отойти от авторитарного преподавания и развить коммуникабельные способности у учащихся. Результаты, которые я ожидала получить следующие:
- ученик сможет свободно выражать свою точку зрения;
- умение прислушиваться к мнению других членов группы;
- ученик сможет непринужденно общаться с учителем, со сверстниками.
В целом ожидаемые результаты оправдались. На самых первых уроках дети не могли правильно сформулировать и составлять вопросы. Не могли высказывать свою точку зрения, не прислушивались к мнению других членов группы. Мне удалось к концу практики создать благоприятный психологический климат, дети активно участвовали в обсуждении тем и вопросов, дети с удовольствием высказывали и отстаивали свою точку зрения. Усвоение материала стало более эффективным, осознанным. Уроками оставались довольны и я, и дети. Проводя уроки, я задалась вопросом: «Почему такая важная проблема, как диалоговый подход в обучении осталась в тени». После обучения на первом этапе курсов, а еще больше во время проведения практики я поняла важность диалогового обучения и необходимость его регулярного применения на уроках.
Я разрабатывала уроки, чтобы вовлечь детей в диалог, реализуя один из методов «Ассоциация» на тему «Махамбет - поэт буревестник». Я постаралась сформулировать урок, так чтобы каждый ученик мог выразить свое мнение. Кроме того, внимательно выслушивала детей, не перебивала, не оценивала выступающего, не выслушав до конца. Если дети неправильно отвечали, я с помощью вопросов старалась направить их в нужное русло.
Ученики в начале урока не могли сконцентрироваться, потом после повторного объяснения стали чувствовать комфортно и учащимся было очень интересно. В начале они индивидуально, а затем в парах обсуждали свое мнение и довольны были тем, что могли высказать свое мнение. Во время проведения метода «Ротации», ученики в парах потом в группах обсуждали и аргументировали данное задание. Далее отражение этого модуля в своем плане я увидела во время составления учащимися критериального оценивания для презентации слайдов. Здесь идет обсуждение какие критерии необходимые во время презентации слайдов, где они сами себе ставят суммативную оценку. При обмене мнениями, я предлагала предоставление слова конкретным участникам. Собирала максимум мнений, идей, предложений, для этого активизировала каждого ученика. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать ученикам, предлагая им временную роль ведущего. Проанализировать и оценить проведенную работу, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале урока цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны. Принять групповое решение совместно с учениками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов. Добиться чувства удовлетворения у большинства учеников, т.е. поблагодарить всех учеников за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы. Опираясь на методическое пособие «Руководство для учителя» (стр 155-158), где «Модуль обучения Выготского предполагает , что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог и роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика
Диалоговое обучение выявляет интерес и эмоции у детей, развивает любознательность. Я соглашусь с мнением Барнса (1971), что речь используется в классе и оказывает наибольшее влияние на учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей. А учителю помогает понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения (рук. для учителя стр.155). Так же хочется сказать, что во время урока использовала исследовательскую беседу, для достижения.
В дальнейшем я буду реализовывать в своей практике модуль диалоговое обучение, я понимаю, что в течение месяца невозможно получить всю информацию по модулю и реализовать его. Поэтому я буду изучать дополнительный материал, который будет мне помогать в моей педагогической деятельности.
В заключение своего рефлективного отчета о важности диалога в классе я хотела бы порекомендовать себе, более развернуто составлять планы уроков, включая в них разные ситуации, в том числе игровые моменты. Внедрение модуля диалогового обучения дает учащимся самим понимать цели урока и достичь ее в конце урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока английского языка по теме "Animals " по УМК М.З. Биболетовой "Happy English -II" с использованием технологии "проблемно- диалогическое обучение"
Конспект урока по английскому языку для 2 класса по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"...
Технология проблемно-диалогического обучения в обучении иностранным языкам.
В последние годы активно стали разрабатываться новые подходы к обучению школьников. Одним из таких подходов является технология проблемно-диалогического обучения....
Инновационный продукт «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности»
Инновационный продукт...
Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала ...
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...
Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный стандарт...