Повышение качества образования
материал на тему
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Филиал Санкт-Петербургского государственного бюджетного
Образовательного учреждения среднего профессионального образования
«Промышленно-экономический колледж» в г. Сургуте
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(ФИЛИАЛ СПбГБОУ СПО «ПЭК» )
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «Повышение качества образования»
Подготовил: преподаватель Ревенко Г.М.
г Сургут
Неграмотным человеком завтрашнего
Дня будет не тот, кто не умеет читать,
А тот, кто не научился учиться
А. Тоффлер.
Благоприятное влияние на повышение качества образования оказывают содержание и манера преподавания, обеспечивающая эмоциональный тонус. При этом важно поддерживать проявление искренности, откровенности на занятиях.
Для создания благоприятного климата, поддерживания творческой и доброжелательной атмосферы необходимо:
- Проявлять уважительное отношение к студентам;
- Персонифицировать поощрения за хорошую работу, участие в диалоге;
- Оказывать своевременную и дифференцированную помощь;
- Демонстрировать доверие к студентам;
- Стимулировать интерес студентов;
- Оказывать помощь в выработке у них позитивной самооценки.
Направленность на успех – основа процесса обучения. Участвуя в этом процессе, студент постоянно находится в ситуации саморазвития и самоусовершенствования способствующей формированию творческой, гармонической личности.
Опыт изучения реальных учебных возможностей некоторых студентов колледжа показывает необходимость дополнения анкет и вопросников для учащихся опросами мнения их родителей об отношении студентов к учению. Такие опросы позволят педагогам более глубоко изучить личность студента, собрать дополнительную информацию о его особенностях, о выполнении им домашних работ, об особенностях учебной позиции. Сведения о студентах, полученные от родителей, позволят кураторам и преподавателям лучше организовать контроль выполнения самостоятельных заданий, принять меры по предупреждению неуспеваемости.
Сведения могут быть использованы при планировании учебно-воспитательной работы группы, в организации системы занятий со студентами по обучению их рациональным приемам самостоятельной работы. Особо ценными эти данные будут при разработке индивидуальных и групповых планов саморазвития учащихся, определении личных обязательств и т.п.
Для полного представления об отношении студентов к отдельным предметам можно использовать, например, типовой опросник, пригодный как для анкетирования, так и для беседы типа интервью.
Программа беседы со студентами об отношении к изучению экономики
- Нравится ли тебе экономика? (Да, нет.)
- Как ты считаешь:
а) для чего необходимо изучать экономику?
б) где она может пригодиться?
3. Какую дополнительную литературу по экономике ты прочел?
4. Какие радио- и телепередачи, связанные с экономикой тебе запомнились? (Напиши) __________________________________________
5. В каких кружках ты принимаешь участие?
6. В каких конкурсах, олимпиадах:
а) ты участвовал _________________________________________________
б) хотел бы участвовать ___________________________________________
7. При изучении экономики тебе приходится выполнять различные виды работ. Просмотри все перечисленные ниже работы и поставь знак (+) против тех видов заданий, которые тебе нравится выполнять, и знак (-) против заданий, которые тебе не нравится выполнять:
а) разбираться в теоретическом материале (выводить формулы, законы, правила и т.п.);
б) решать сложные задачи, требующие размышления;
в) решать задачи практического, жизненного характера;
г) выполнять упражнения (решать задачи, тесты и т.д.);
д) строить графики, диаграммы, чертить схемы;
е) выполнять лабораторные (практические) работы;
ж) выполнять контрольные работы;
з) выполнять домашние задания;
и) работать у доски.
8. Что тебе помогает лучше учиться? (Подчеркни):
а) прочные знания и навыки по предмету;
б) нравится преподаватель, его сердечное отношение к учащимся;
в) вера преподавателя в мои способности;
г) конкретные советы преподавателя (куратора) о том, как лучше работать;
д) хорошие наглядные пособия (плакаты, схемы);
е) интересно проводятся уроки;
ж) что еще? (Напиши.)
9. Что тебе мешает лучше работать на уроках экономики? (Подчеркни):
а) ничто не мешает;
б) плохо вижу записи на доске;
в) не понимаю объяснения педагога;
г) нет интереса к предмету, скучно на уроках;
д) шум на уроках мешает слушать преподавателя и выполнять задания;
е) большие задания на дом не позволяют хорошо его выполнять;
ж) стесняюсь, не решаюсь обратиться за помощью к преподавателю;
з) нуждаюсь в конкретных советах при решении задач и выполнении упражнения;
и) предлагаются слишком сложные задания;
к) не успеваю выполнять задания со всей группой;
л) другие обстоятельства (какие именно, напиши).
10. Если тебе что-то непонятно, к кому ты в первую очередь обращаешься за помощью? (Подчеркни):
а) к товарищам по учебной группе;
б) к преподавателю, куратору;
в) к старшим товарищам;
г) к родителям.
11. К какому делу, каким занятиям ты считаешь себя наиболее способным? (Напиши) ____________________________________________
12. Учишься ли ты по экономике в меру своих возможностей, в полную силу? (Да, нет.)
13. Что тебе мешает учиться по экономике в полную силу? (Подчеркни):
а) ничто не мешает, учусь в полную силу;
б) у меня нет способностей к этому предмету;
в) трудно запоминаются правила, выводы, формулы и т.д.;
г) нет усидчивости, силы воли для занятий экономикой;
д) имею большие пробелы в знаниях, и мне трудно догнать товарищей;
е) другие причины (напиши, какие именно).
14. Хотел бы ты получить помощь по экономике? (Да, нет.)
15. Если да, то какую именно? (Подчеркни):
а) конкретные советы, как лучше учиться;
б) советы, как развивать свое мышление, память, внимание;
в) заниматься дополнительно с преподавателем, товарищем;
г) учусь хорошо, поэтому в помощи не нуждаюсь.
16. С какого предмета ты начинаешь выполнение домашнего задания? (Напиши) _______________________________________________________
17. Почему? _____________________________________________________
Сообщи о себе следующие сведения:
Фамилия, имя _________________________________________________
Группа _______________________________________________
Успеваемость по экономике:
_______________________________________________
Следует отметить необходимость разработки таких методик по другим дисциплинам, как общеопрофессионального цикла, так и спецдисциплинам (разумеется, с корректировкой вопросов, отражающей специфику изучаемых предметов).
Вопросники, посвященные отношению студентов к отдельным дисциплинам, позволяют учитывать специфические особенности и сложности отдельных предметов, разрабатывать более дифференцированные меры корректировки преподавания дисциплины преподавателями и учебной деятельности студентов. Полученный материал можно анализировать и обсуждать на заседаниях методических комиссий и педагогических советов.
Опыт многочисленных педагогов показывает, что затруднения студентов в учебной деятельности (следствием которых бывает неуспеваемость и ухудшение отношения к учению и профессии) вызваны недостатками в развитии интеллекта, умений и навыков учебного труда.
Предупреждение и своевременная корректировка этих затруднений во многом зависит как от оперативности диагностической деятельности преподавателей, так и от удачного подбора надежных и удобных в работе методик.
Диагностика обучаемости и диагностика причин неуспеваемости тесно связаны между собой. Они являются основными направлениями работы современных психологов и педагогов. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, проявляющуюся в подборе и построении методик. Например:
Методика «Исключение лишнего предмета» предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения строить обобщения. Применялась в исследованиях Б.В.Зейгарник и других авторов. Работа по методике проводится с помощью набора карточек, на каждой из которых изображено по четыре предмета (например, часы, весы, очки, градусник). Испытуемый должен определить неподходящий, «лишний» предмет из четырех предложенных, а оставшимся трем предметам дать одно общее название.
Это позволит одновременно проверить и фактические знания учащихся по учебной дисциплине, из которой были взяты изображения предметов (например, деталей машин, приспособлений и инструментов и т.д.)
При обработке данных следует учитывать, что систематические ошибки учащихся могут быть симптомом серьезного психического отклонения.
Методика «Исключение лишнего понятия» представляет собой вербальный вариант аналогичной с ней методики исключения лишнего предмета. Направлена на изучение умения строить обобщения на отвлеченном материале.
Исключение лишнего понятия
В каждой графе дано по 5 слов. Найдите и вычеркните лишнее слово, а остальным четырем словам дайте одно общее название (в зависимости от того, что их объединяет).
№ П/П | Зачеркните лишнее слово | Запишите общее название оставшихся четырех слов |
Пример | Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий. | Вкусовые качества |
Здесь так же, как и в предыдущей методике, серьезные отклонения свидетельствуют не только об ошибках, но и о возможных психических заболеваниях или существенном отставании в интеллектуальном развитии учащихся.
И на последок, для повышения результатов качества образования и сохранения контингента всем нам необходимо придерживаться следующих требований:
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ СО
СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ
- Преподавателю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
- Преподавателю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работы по их исправлению.
- Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
- преподаватель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на занятиях и вне.
- Преподаватель учит студентов, как готовить домашнее задание по своему предмету.
- Преподаватель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодолевания.
ТРЕБОВАНИЯ К ДОМАШНИМ
ЗАДАНИЯМ
- Преподаватель задает домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения по его выполнению.
- Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную дозировку заданий по объему и сложности.
- Преподаватель обязан ежедневно записывать в журнал содержание заданного на дом.
- В качестве домашнего задания преподавателю необходимо использовать творческие работы по предмету.
- Каждое задание должно быть проверено с помощью различных методов работы.
- Продумывать дифференцированные индивидуальные домашние задания для сильных и слабоуспевающих учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА
Несмотря на многообразие типов уроков, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
- Преподаватель должен сформулировать тему и цель урока.
- Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
- На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
- преподаватель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
- Преподаватель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...
«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»
Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...
II.8. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Российской Федерации...
Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности
Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...
Приказ об итогах проведении районного семинара проблемной группы по воспитательной работе и дополнительному образованию «Внеурочная деятельность и дополнительное образование как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
итоги проведения семинара...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...