РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
статья на тему
Статья "Разработка и применение технологии воспитания нового мышления учащихся".
Данная статья посвящается описанию личного опыта автора статьи в формировании нового мышления учащихся. Спецификой данного материала являются:
· опора на информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
· неразрывная связь школьного и внеклассного образования и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
texnologi.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛАШНИКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА,
учитель информатики и математики,
ГБОУ СОШ №9 «Центр образования»
г.о. Октябрьска Самарской области
РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ НОВОГО
МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В настоящий момент перед школой как никогда встала проблема воспитания человека с новым мышлением, формирования высоконравственной гармоничной личности, обладающей компетенциями, необходимыми для самореализации в условиях новых общественно-экономических отношений. Решение этой проблемы потребовало от учителя разработки и применения новых приёмов, методов, технологий, ориентированных на личностно-ориентированное обучение, когда в центре обучения находится ученик как личность.
Применение данных технологий должно подчинять весь процесс обучения и воспитания, главной целью которых является успешность обучения и воспитания каждого ученика.
Данная статья посвящается описанию личного опыта автора статьи в формировании нового мышления учащихся. Спецификой данного материала являются:
- опора на информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
- неразрывная связь школьного и внеклассного образования и воспитания.
В процессе информатизации общества радикально изменяются все сферы его жизни. Человек постиндустриальной цивилизации оказывается в новом мире – информационном, телематическом, телевизированном. Образование становится неотъемлемой частью его каждодневной жизни, его существования. Для качественного обучения и воспитания уже неприемлемы традиционные технологии и методики.
Ведущими в моей педагогической деятельности являются технологии и методики личностно-ориентированного обучения, когда в центре обучения находится ученик как личность.
Использование ИКТ обеспечивает эффективную передачу знаний, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повышает результативность обучения, в максимальной степени учитывает личностные потребности и особенности самих учащихся. Использование на уроках образовательных ресурсов Интернет, гипертекстовых электронных учебников, открытый и свободный доступ к информации создают единую информационную среду, предоставляют учащимся доступ к информационным ресурсам, дают возможность каждому школьнику оперативно получать необходимую ему информацию, максимально развить свои личностные качества.
Использование ИКТ во многом способствует разработке и применению технологии критического мышления (ТКМ). Эта технология проста в использовании и очень эффективна в различных формах применения. ТКМ универсальна, так как задействует чтение и письмо – базовые процессы в любой образовательной деятельности. Она одновременно решает задачи обучения и развития, сочетает индивидуальную и групповую работу с информацией. И главное, эта технология отвечает на вопрос: как учить мыслить, что очень важно при формировании алгоритмического мышления, мышления нового типа. Одна из основных целей технологии критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Критическое мышление означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.
Особенно результативно применение ТКМ на старшей ступени обучения, при условии комплексного подхода в использовании её на уроках. Высокий результат может быть получен только при систематическом использовании приёмов технологии критического мышления в совокупности с другими технологиями.
По нашему мнению, модель любой технологии состоит из трёх фаз: ввод в проблему – осмысление содержания – рефлексия (размышление).
При организации урока каждая стадия выполняет определённую функцию.
Первая фаза (или стадия) – ввод в проблему.
Вторая стадия – осмысление.
Третья стадия – рефлексия.
На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. Остановимся на некоторых из них.
Интерактивная стратегия «Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнал» (З-Х-У)
Рассмотрим эту стратегию на примере урока по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» в 9 классе.
Фронтальная беседа с учащимися. Вопросы:
Что нужно, чтобы компьютер всегда работал стабильно? Что больше всего вредит стабильной работе? Что вы знаете о таком понятии, как «компьютерный вирус»? По предложению детей заполняется первая колонка таблицы на доске либо в тетради учеников.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Учащимся предлагается записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при изучении данной темы во вторую колонку таблицы. Заполнение производится коллективно на доске либо индивидуально в тетради. Учителем ненавязчиво корректируются поставленные вопросы, чтобы материал был изучен в полном объёме.
Иногда изучение материала выстраивается в виде прослушивания заранее подготовленных сообщений учащихся по различным темам: «Компьютерный вирус – что это?», «Классификация компьютерных вирусов», «Средства защиты от компьютерных вирусов», сопровождающихся мультимедийными презентациями. Часто организуется самостоятельная работа с учебником. До начала изучения учащимся предлагается при прослушивании материала помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице, заполняя третий столбец. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты учащиеся должны только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. По окончании работы идёт обсуждение – на все ли вопросы получен ответ. Учащимся предлагаются различные способы дальнейшего поиска информации, а также создание на основе их таблицы памятки «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», используя ранее изученные средства информационных технологий.
Приём «Корзина» идей
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, который используется на начальной стадии урока, во время актуализации имеющегося (у них) опыта и знаний учащихся. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что ученики знают об изучаемой теме. Этот приём очень эффективен при составлении алгоритмов и программ. Я применяю его при решении задач в разделе «Программирование».
Приведём фрагмент урока по теме «Одномерный массив» в 9 классе. После знакомства с понятием одномерного массива ученикам предлагается решить задачу: «Составить программу для заполнения одномерного массива А(10) по правилу А(i)=2*i+10». Проводится сбор идей для решения в «корзину», каждая идея фиксируется на доске. После сбора идей проводится их анализ, после чего предлагается учащимся составить программу.
Ученики могут выдвигать ошибочные идеи, важно в процессе обсуждения и анализа выявить их. Этот приём даёт возможность не только найти путь решения задачи и составить программу, но в более сложных заданиях из всех предложенных способов решения выбрать оптимальный.
Этот приём «Корзина» идей используется и на других уроках по изучению нового материала. (Уроки изучения нового материала чаще всего начинаются с приёма: «Корзина») На доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке по теме «Линейный алгоритм» учащимся необходимо дать ответ: как они думают, какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры? На уроке по теме «Цикл» предлагается предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий в жизни они могут привести?
Разбивка на кластеры
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся непредвзято, свободно обдумывать материал какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Приём кластера используется нами для промежуточной оценки работ учащихся, их понимания рассмотренных понятий.
Например, при изучении темы «Компьютерные сети» в 8 классе, прежде чем перейти к изучению нового материала учащиеся изображают связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевых слов «Передача информации» (к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). У каждого ученика размер и информационное поле кластера разное. В процессе работы происходит актуализация знаний при контроле уровня усвоения материала со стороны учителя. В процессе расширения знаний по новой теме кластер растёт. Учитель имеет возможность определить глубину усвоения материала тем или иным учеником
Владение информационными технологиями даёт возможность учащимся применять их не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности. И здесь очень эффективно работает метод проектов. Учащиеся создают внутришкольные проекты – индивидуальные сайты, электронные презентации, используя знания и умения, полученные на уроках информатики и других школьных предметов. Но этого оказалось недостаточно, Для развития лично-ориентированного обучения и активизации творчества детей нами был организован ежегодный открытый фестиваль компьютерного творчества «В цифровом измерении».
Методическая разработка этого проекта завоевала Диплом II степени на Всероссийском конкурсе педагогов «Образование: взгляд в будущее». Фестиваль проводится с целью выявления одарённых детей, реализации творческого потенциала учащихся на основе использования новых информационных технологий.
Задачи конкурса:
- Повысить интерес к современным компьютерным технологиям.
- Выявить лучший творческий коллектив или творчески одарённую личность.
- Поддерживать становление и развитие талантов детей.
- Повысить образовательные запросы учащихся на материале, выходящем за рамки школьной программы.
Данный фестиваль способствовал распространению опыта по применению компьютерных технологий.
Динамика участия в фестивале
Внеклассная работа по информатике даёт возможность одним учащимся преодолевать барьер в общении с компьютером, другим – в комфортной обстановке, выполняя конкретную работу, закреплять знания, полученные на уроке, третьим – развивать свои творческие способности, как в рамках самого предмета «Информатика», так и в других предметных областях, используя для этого компьютер как техническое средство.
Благодаря описанным выше технологиям и приёмам в школе была создана особая культурно-образовательная среда. Обучение в условиях культурно-образовательной среды даёт высокие результаты для индивидуализации образования и успешности каждого ребенка. За последние три года работы динамика качества знаний по нашему предмету показывает позитивные изменения.
Показатели успеваемости по предмету «информатика»
Учебный год | 2007-08 | 2008-09 | 2009-10 |
Процент качества знаний | 67,5 % | 68,9 % | 72,5 % |
Данные показатели оказывают влияние на результаты Единого государственного экзамена по информатике, где средний балл по школе стабильно выше среднего балла по округу и по России.
Развитие в условиях культурно-образовательной среды помогает учащимся достигнуть высоких результатов в олимпиадах, научных конференциях и конкурсах разного уровня. Выросло как количество учеников, желающих проявить свои способности и знания по предмету в различных мероприятиях, так и процент учеников, ставших победителями и призёрами данных мероприятий.
Воспитанию нового мышления учащихся способствует и наша работа в качестве классного руководителя. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010г отмечено, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, милосердия, способности к успешной самореализации в обществе.
Для решения поставленной задачи необходимо организовать жизнедеятельность детского коллектива в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития. В сотрудничестве с социумом, родительской общественностью в классе создана атмосфера терпимости, уважения к человеческой личности, доброжелательности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности. Особое внимание уделяется организации такой социально направленной деятельности школьников, как помощь пожилым людям (организация концертов в Октябрьском пансионате для пожилых и ветеранов), инвалидам, детям-сиротам (сбор игрушек, выездные мероприятия в Октябрьском приюте для детей), участие в проектах, направленных на улучшение качества окружающей среды.
Одним из доминирующих направлений воспитания в нашей школе является здоровьесберегающее направление. Оно помогает развивать культуру сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, улучшать их психическое состояние, восстанавливать духовные и физические силы организма. Для этого учащиеся вовлекаются в спортивные секции, проводятся туристические походы, организуются беседы, дискуссии на темы «Спорт в моей жизни», «Вредные привычки» и др., проводится пропаганда здорового образа жизни на классных часах, дети участвуют в соревновании классов, свободных от курения.
Роль учителя в современном обществе громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание. Именно от учителя зависит выбор тех технологий обучения, которые способствуют не только интенсификации учебного процесса и достижения высоких качественных результатов. Это, прежде всего применение технологий по формированию нового, критического мышления учащихся – строителей будущего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления
Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...
Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму
Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока: «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...
Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления в рамках реализации программы элективного курса «Юный журналист» как важного условия социализации личности учащихся"
ФГОС общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в ва...
Применение технологии КСО на уроках технологии как средство повышения познавательной активности учащихся
Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого....
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе
Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...
Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей
В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...