Классификация универсальных учебных действий
статья на тему

Шишалова Людмила Евгеньевна

Проведена классификация УУД и дано определение каждому действию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_uud.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация универсальных учебных действий

Коммуникативные

Регулятивные

1.Коммуникация – как взаимодействие

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

-понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,

-понимание относительности оценок  или подходов к выбору,

-учет разных мнений и умение обосновать собственное ( основные критерии оценивания).

2.Коммуникация – как кооперация

-умение договариваться,  находить общее решение,

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания   (основные критерии оценивания)

3.Коммуникация – как условие интериоризации

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

-способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные

Личностные

1.Познавательные общеучебные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

знаково-символическое  моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)

-умение структурировать знания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2ПознавательныеУУД Постановка и решение проблем

-Формулирование проблемы

-Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

3. Познавательные логические  УУД

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • анализ (выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
  • установление причинно- следственных связей;
  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

установление аналогий

1.Самопознание и самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности

- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Формирование картины мира  как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия.

2.Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе

-развития познавательных интересов, учебных мотивов;  

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

3.Ценностно-нравственная ориентация

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей;

  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Разработка задания по формированию универсального учебного действия (УУД). Классификация натуральных чисел (признак).

В файле представлена разработка одного задания по теме "Классификация натуральных чисел". Обозначена цель задания и пояснение для учителя, а также ход выполнения задания....

Разработка задания по формированию универсального учебного действия (УУД). Классификация натуральных чисел (сравнение).

Развивающая цель задания (цель учителя): тренировать способность детей к классификации множеств чисел и формировать у обучающихся умение сравнивать различные объекты, выделять из множества один или не...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...