Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования ключевых компетентностей при изучении математики
статья на тему

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»

Джон Дьюи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»

Джон Дьюи

Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования ключевых компетентностей

при изучении математики

В Концепции модернизации Российского образования в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают формирование и развитие способности обучающихся самостоятельно ставить цели, искать пути их решения, оценивать свои достижения, работать с различными источниками информации, анализировать самостоятельно полученные сведения, формулировать собственное мнение, делать выводы. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Компетенция – это готовность (способность) обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Математическая компетенция - это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.

Математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес  учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.

Решать эту проблему помогает компетентностный подход к преподаванию математики, реализуемый с использованием информационно-коммуникационных технологий, дающих колоссальные результаты.

Интерес  к предмету вырабатывается тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит учитель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.

Компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности. Помимо этого на уроке создаётся ситуация успеха, при которой любой ученик (вне зависимости от своих учебных способностей) смог бы проявить себя, свои силы и возможности, показав одноклассникам, что и он владеет определёнными навыками и творческим потенциалом.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики привлекательны тем, что направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, делая при этом работу учителя более продуктивной; экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляют материал.

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики показал, что использование компьютерного класса и интерактивной доски повышает эффективность уроков во много раз, так как, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.

Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Информационно-коммуникационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. При этом учитель продолжает играть важную роль в создании и структурировании образовательного процесса. Теперь из основного источника информации он превращается в консультанта. Учащиеся признают, что компьютер не снижает степень их социальной активности и не вызывает чувства изолированности, а побуждает их активнее общаться друг с другом.

   Таким образом, процесс организации обучения школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала  благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты (в том числе без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
  • самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность, развивая тем самым у школьников творческую активность.

           Использование информационно-коммуникационных технологий повышает мотивацию обучения математике, позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог не только учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе.  

Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером.

Применяя информационно-комуникационные технологии, учитель не только даёт знания, но и обучает школьников приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. И, следовательно, учитель выполнил своё предназначение: “нести огонь идеального!”

Хочется верить, что заветная мечта каждого творчески работающего педагога - научить  ребенка мыслить, видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель математики, то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У тебя есть возможность создавать условия для познания математики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей на уроках математики

В данной статье обобщён опыт работы по формированию ключевых компетентностей на уроках математики....

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Формирование ключевых компетентностей на уроках математики с использованием компьютерных технологий

Статья участвует в конкурсе «<a href="http://newsedu.ru/blog/partners/2034.html"><strong> Образование 3.0</strong></a>» В статье рассмотрены особенности урока с компью...

Формирование ключевых компетентностей на занятиях математики и физики

Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен учебного заведения. В совр...

«Формирование ключевых компетентностей на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Обучение, воспитание и развитие – неразрывно связанные процессы. Школьный учитель, ежедневно общаясь со своими учениками на уроке и во внеурочной деятельности, естественным образом оказывается г...