«Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка»
методическая разработка по английскому языку

Нестерук Елена Викторовна

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, поэтому учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Бесспорно, что информационно-коммуникационные технологии обучения прочно вошли в жизнь. Использование данных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Ещё несколько лет назад использование в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов поощрялось, но не являлось обязательным. Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов,  содержащим требования к результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  пгт СИНДОР

169225, Республика Коми, Княжпогостский район, пгт. Синдор, ул. Гагарина, д.14

тел/факс: 8(82139) 27-181; e-mail:  mbou-sindor@mail.ru

   

«Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка»

Нестерук Елена Викторовна

учитель английского языка

2022

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, поэтому учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Бесспорно, что информационно-коммуникационные технологии обучения прочно вошли в жизнь. Использование данных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Ещё несколько лет назад использование в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов поощрялось, но не являлось обязательным. Ситуация существенно изменилась с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов,  содержащим требования к результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы.

Важно отметить, что основная цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагает не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Для достижения всего вышеперечисленного, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ИК-технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому языку.

Использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов Интернет на уроках английского языка позволяет сделать процесс обучения:

  1. Более личностно – ориентированным (за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры).
  2. По-настоящему интерактивным (у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома). 
  3. Менее рутинным и более разнообразным (качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий).
  4. Более коммуникативным (использование языковых роботов, а также общение на иностранном языке в учебных чатах и блогах симулирует ситуацию общения - письменную и устную).
  5. Основанным на использовании аутентичных языковых материалов (учащиеся приобретают практически неограниченный доступ к аутентичным иноязычным ресурсам, в том числе аудио и видео, размещенным в Интернете. Они могут использовать эти материалы при самостоятельной работе, дистанционном обучении, подготовке проектов и т.д.).
  6. Менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося (учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений).

Интернет, как информационная система, предлагает своим пользователям широкий спектр различной информации и ресурсов:

  1. доступ к информационным ресурсам;
  2. поисковые системы и справочные каталоги;
  3. возможность публикации собственной информации или создание собственного сайта;
  4. электронная почта;
  5. видеоконференции и разговоры в сети, и т. д.

Рассмотрим несколько Интернет-ресурсов, которые будут хорошими помощниками не только преподавателям, но и родителям, в процессе обучения детей английскому языку.

Lingualeo.com – многофункциональный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка, которым пользуются 16 миллионов человек в 249 странах мира. Сайт доступен на веб-платформе и в виде бесплатных мобильных приложений. Работая с данным сайтом, учащиеся могут изучать английский язык по аутентичным материалам на языке носителей (фильмы, музыка, книги), осваивают курсы в соответствии с выбранными целями (для учебы, общения, путешествий), выполняют задания и проходят увлекательные тренировки для закрепления словарного запаса, а так же можно пройти бесплатный тест на знание языка. Данный сайт отлично подходит как для занятий в классе, при наличии доступа в Интернет, так и для самостоятельных занятий дома.

Learnenglish.britishcouncil.org – красочный сайт для детей, их родителей и учителей, который является отличным ресурсом по изучению английского языка. На сайте можно найти много различного материала — игры, песни, забавные упражнения, тематические задания, а также видео детей — носителей языка. Сайт поделен на несколько разделов: раздел для детей (LearnEnglish kids), раздел для подростков (LearnEnglish teens) и раздел для учителей (TeachingEnglish). Также сайт частично русифицирован, что облегчает работу родителей, которые не владеют английским и делает сайт доступным для детей с низким уровнем владения языка.

Cambridgeenglishonline.org – сайт, разработанный издательством Кэмбриджского университета. Что бы пользоваться сайтом, необходимо пройти регистрацию, используя электронную почту. Сайт содержит много игр и познавательных заданий на запоминание слов и их произношения. Для родителей и учителей есть специальная программа, которая позволяет самостоятельно создавать тематические флэш-карточки.

Несмотря на некоторые недостатки (отсутствие русифицированного интерфейса, немного запутанная навигация и реклама) сайт будет полезен для преподавателей английского языка, так как на нем представлено большое количество различных материалов, которые помогут наполнить содержание любого урока.

Сbeebies.com – сайт, созданный при поддержке Британской вещательной корпорации (BBC), на котором можно найти:

  1. развивающие игры на английском языке;
  2. озвученные детские сказки на английском языке;
  3. веселые песенки на английском языке;
  4. большое количество развивающего видео на английском языке;
  5. детское караоке на английском языке;
  6. онлайн раскраски и многое другое.

English-films.com – сайт, который предлагает прекрасную возможность для изучения английского языка онлайн. На данном сайте представлено большое количество фильмов и сериалов на английском языке, как с субтитрами, так и без, песни, книги и аудиокниги с аутентичными текстами. Форум дает возможность искать ответы на все вопросы и найти единомышленников для совместного изучения английского языка. Кроме того, сайт предоставляет полезные статьи и учебные материалы для своих пользователей.

Обучение английскому языку с использованием Интернет-ресурсов возможно благодаря изучению и практическому применению электронных образовательных ресурсов, находящихся в открытом доступе и представленных в информационных системах таких как:

1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ИС «Единое окно» - http://window.edu.ru);

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru);

3. Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru).

Также рекомендуется использовать каталоги интернет – ресурсов, издаваемые Министерством образования РФ и НИИ информационных технологий и телекоммуникаций – «Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования». Сюда входят ресурсы по предметам образовательной программы «Иностранные языки. Английский язык»:

1. The New York Times (http://www.nytimes.com);

2. The Washington Times (http://www.washtimes.com/);

3. Библиотека конгресса США (http://www.loc.gov/index.html);

4. Английский для детей (http://www.englishforkids.ru);

5. Школа английского языка (http://www.language.ru);

6. Путешествие по штатам и городам, знакомство с историей, культурой, образом жизни американцев (http://www.infospace.com/info.USA);

7. Бесплатные уроки английского языка в Интернете (http://www.english.language.ru);

8. ВКС MBA Centre - центр подготовки к экзаменам TOEFL, IELTS, GMAT, GRE (http://www.bkcmba.ru);

9. Газета на английском языке для изучающих английский язык (http://www.schoolenglish.ru);

10. Education Systems Anri. Интернет-программа для изучения английского языка (http://www.anriintern.com);

11. Изучение английского языка: статьи, тесты, игры, идиомы, пословицы, программы, аудиокниги, фильмы (http://www.native-english.ru);

12. Тестирование онлайн. Бесплатные интерактивные уроки английского языка (http://www.english.language.ru/index.html);

13. Уроки английского языка (http://lessons.study.ru).

Интернет-ресурсы представляют собой огромный источник информации и материалов, предоставляющий возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения, повысить их уверенность в использовании языка. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством преподавателя или без него. Развиваются навыки самостоятельной работы учеников. Самостоятельное решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать и сравнивать.

Применяя информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения английскому языку можно выделить следующие методические рекомендации по применению ИКТ на уроках английского языка:

1. При выборе учебного материала и организации учебного процесса необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а так же уровень владения языком.

2. Цели и задачи урока должны быть сформулированы в соответствии с учебной программой и требованиями ФГОС.

3. При выборе заданий, выполняющихся на компьютере, необходимо учесть уровень умения работы с компьютерными программами.

4. Необходимо соблюдать гигиенические и здоровьесберегающие нормы работы за компьютером.

5. Компьютерные программы должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

7. Планируя урок с применением ИКТ, учитель должен учесть такие дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • необходимо чётко определить педагогическую цель применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;
  • важно уточнить, где и когда будут использоваться ИКТ на уроке при подаче учебного материала и конкретной учебной информации;
  • учитывать специфику учебного материала по английскому языку.

8. Использование ИКТ на уроке английского языка дает возможность организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке, при обучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов, при обучении чтению каждый учащийся может читать текст и выполнять задания в нужном ему темпе, что дает большую результативность.

9. Для работы с лексикой и грамматикой английского языка учитель может использовать игровые программы, так как в процессе игры хорошо заучивается произношение, написание и перевод слов.

10. При обучении фонетике - эффективно использовать различные Интернет-ресурсы, которые содержат необходимый учебный материал по любой тематике.

11. На уроке должны использоваться различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого, учителю нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности, чтобы грамотно спланировать ход урока.

12. Целесообразно применять ИКТ на уроках английского языка с целью повышения мотивации учащихся к изучению языка в дальнейшем и более эффективного усвоения учебного материала.

13. Необходимо учитывать культуросообразность выбранной информации для урока. Правильно подобранной проблематикой текстов и соответствующими заданиями можно расширить социокультурное пространство, позволяя учащимся осознать свое место, роль и значимость в глобальных общечеловеческих процессах.

14. Следует отбирать такой учебный материал, который бы способствовал воспитанию личности ребенка, выработке активной жизненной позиции, патриотизма, любви к родине и ближнему.

Таким образом, применение ИКТ и ЭОР на уроках является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования, ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт применения ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование электронных образовательных ресурсов позволяет:

  1. обеспечить положительную мотивацию обучения;
  2. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  3. повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  4. усовершенствовать контроль знаний;
  5. рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Готовясь к уроку, учитель должен помнить, что он – не единственный источник информации. Учитель организует поиск учащимися информации. Учитель – инициатор новых форм взаимодействия, организатор дискуссий и обсуждений. А ученик – не пассивный участник учебного процесса, а активный участник исследования, обсуждения, дискуссии. Ученик осуществляет поиск необходимой информации и демонстрирует результаты своей деятельности.

 

Список используемой литературы

  1. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». – 2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/.
  2. Вильямс Р. Компьютеры в школе / Пер. с англ., Общ. ред. и вступ. ст. В.В.Рубцова. – М.: Прогресс, 1988.
  3. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004–2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/.
  4. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54–59.
  5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  6. Кустова Ю.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.
  7. Нарышкина Е.А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007 – 2008.http://festival.1september.ru/articles/503443/.
  8. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. http://festival.1september.ru/articles/213950/.
  9. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003. – № 5.  
  10. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе, 2005. – № 4  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка....

Презентация по теме "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка"

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка.

Использование  электронных образовательных  ресурсов на уроках английского языка....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка....

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка

Используя электронные образовательные ресурсы при обучении английскому языку, можно оптимизировать процесс овладения речевыми навыками базового школьного иноязычного общения и сделать его более эффект...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка

На этом сайте вы можете найти ссылки, которые можно применить на уроках английского языка. Они помогут вам получить полезную информацию в проведении уроков.Эти сайты предназначены для учащихся основно...