Обучение смысловому чтению в формате ФГОС
статья по английскому языку

Авдеева Антонина Викторовна

Данная статья рассматривает некоторые стратегии в обучении чтению в свете новых ФГОС,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение смысловому чтению151.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение чтению: природа навыка, микро-умения и стратегии»

    В современной методике выделяют 4 вида чтения: ознакомительное, просмотровое, поисковое и изучающее.

При ознакомительном чтении текст читается один раз, целиком и большая его часть. При этом виде чтения проверяется понимание лишь основного содержания текста.

Главной задачей изучающего чтения является полное и точное понимание текста, что подразумевает под собой прочтение текста более двух раз.

Просмотровое чтение – этот вид чтения направлен на то, чтобы получить самое общее представление об источнике в целом.

Поисковое чтение – этот вид чтения направлен на поиск в том или ином источнике определённой конкретной информации, причем читающий, как правило, знает содержание этой информации или её тему.

В рамках самого ФГОСа выделяются следующие виды чтения, овладение которыми является обязательным:

• ознакомительное чтение;

• изучающее чтение;

 • поисковое / просмотровое чтение.

В ЕГЭ по иностранным языкам также проверяется выразительное чтение отрывка.

О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

 • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

 • нахождение информации;

• интерпретация текста;

• рефлексия содержания текста – умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

 • рефлексия на форму текста – умение оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Практический компонент цели обучения чтению позволяет ученикам к концу 10 - го класса достигнуть базового уровня читательской компетенции (B1 - в терминах Совета Европы). Этот уровень владения читательской компетенции даёт возможность в старших классах читать материалы аутентичных текстов различных стилей с целью понимания основного содержания сообщений (обзоров, репортажей), с целью полного точного понимания информации (рецептов, инструкций, статистических данных и др.) и с целью выборочного понимания необходимой, интересующей информации (газетных статей, программ, радио и телепередач.

  Под стратегиями смыслового чтения в современной методической литературе принято рассматривать комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно- познавательной задачей.

     В качестве приемов, связанных с маркировкой наиболее важной информации в тексте, выделяют подчеркивание, записи, резюмирование.

обязательной составляющей стратегии смыслового чтения является также прием резюмирования содержащейся в тексте информации.

Чтобы резюмировать текст, нужно выполнить следующие операции:

■ выборку информации

; ■ опущение второстепенной информации;

 ■ определение главного смысла абзаца одним предложением.

Совершенно очевидно, что ученик на первых порах еще не в состоянии  самостоятельно выполнить все указанные выше действия. Именно учитель должен обучить его вдумчиво читать иноязычный текст, выделять по ходу чтения важную информацию, определять смысл целого абзаца одним предложением, так как они способствуют глубокому пониманию текста.

В современной методике очень популярен также такой прием как составление майндмэп к прочитанному тексту.

C:\Users\АНТОНИНА\Documents\School 2022-2023\выступление на МО Reading\выступление на МО Reading\выступление на МО Reading\mind-maps-translations.png

https://i0.wp.com/igorosa.com/wp-content/uploads/2019/03/mind-maps-translations.png?w=700&ssl=1

В отличие от обычных записей майндмэп позволяет представить мысли логично и наглядно. Вокруг темы, название которой помещается в центре майндмэп, располагаются ключевые слова и связываются между собой в логическом порядке. Соединение понятий помогает структурировать и представить оптически мысли по данной теме текста. Преимущества майндмэп очевидны. Ведь она представляет собой не что иное, как картинку, отображающую ход мыслей по данной теме. Благодаря этому по ней можно восстановить свои размышления о данной теме даже спустя значительное время после работы с текстом.

     Помимо важной роли подчеркивания, резюмирования текста, а также составления к нему майндмэп, необходимо подчеркнуть большое значение вопросов к тексту, которые читатель формулирует самостоятельно, в процессе чтения, осмысления и обработки текста. Следует, однако, отметить, что не каждый читающий мыслит самостоятельно, и не у каждого вопросы  при чтении возникают сами собой. Поэтому этим процессом нужно управлять, постепенно приучать учеников задавать себе по ходу чтения вопросы и искать на них ответы, до тех пор, пока это не станет постоянной потребностью и прочной привычкой.

Можно использовать прием „Fishbone“

.C:\Users\АНТОНИНА\Documents\School 2022-2023\выступление на МО Reading\выступление на МО Reading\выступление на МО Reading\шаблон-цифры-fishbone-изображение-clipart-208043478.jpg https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD-%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B-fishbone-%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-clipart-208043478.jpg

В голове «скелета рыбы» записывается проблема, которая рассматривается в тексте. На верхних «косточках» ученики записывают, например, причины возникновения проблемы, а на нижних – факты из текста.

     Все перечисленные приемы работы с текстом и стратегии чтения эффективно формируют основы смыслового чтения. И работа над текстом при смысловом чтении предполагает выход на продуктивные упражнения. Поэтому плавный переход от чтения к говорению и письму является обязательной составляющей процесса работы над иноязычным текстом.

   Такой переход  может быть представлен в форме: сочинения продолжения неоконченного текста, инсценирования, дебатов (за и против), изменения перспективы текста (передачи содержания от имени другого персонажа), интервьюирования одноклассников, комментария текста на основе своего опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование тематических контрольных работ в формате ФГОС

Проектирование тематических контрольных работ  в формате ФГОСна примере курса информатики в 9 классе по теме «Алгебра логики и логические основы компьютера»...

Диагностическая (контрольная) работа по теме "Задачи на дроби" (6 класс) в формате ФГОС ООО

Структура и содержание контрольной работы соответствуют требованиям ФГОС ООО к предметным и метапредметным образовательным результатам....

Обучение грамматической стороне немецкого языка в формате ФГОС нового поколения

Требования к целям образования ИЯ в рамках ФГОС второго поколения.Грамматика как один из важнейших аспектов обучения иностранным языкам.Цели и задачи обучения грамматике, отбор и организация грам...

Урок французского языка в формате ФГОС, технология проблемного обучения

В данной работе рассматриваются варианты применения современных технологий для активизации учебного процесса в рамках изу чения темы "Древняя Галлия" 5 класс....

Урок французского языка в формате ФГОС, технология проблемного обучения

В данной работе рассматриваются возможности использования технологии проблемного обучения на уроке французского языка по теме "Дом. Квартира". Текст снабжен богатым иллюстративным материалом...

Элементы дистанционного обучения английскому языку в работе с учащимися в формате ФГОС. Степанова Алина Александровна Учитель МБОУСШ №72

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фо...

Элементы дистанционного обучения английскому языку в работе с учащимися в формате ФГОС. Степанова Алина Александровна Учитель МБОУСШ №72

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фо...