Кооперативное обучение как метод развития одаренности
материал на тему

Мамедалиева Наталья Борисовна

Система работы учителя по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кооперативное обучение23.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

Г. БИРЮСИНСКА

Мастер–класс:

Система работы учителя по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных обучающихся

Тема:

Кооперативное обучение как метод развития одаренности

Автор: Мамедалиева Наталья Борисовна

2014

В настоящее время общепризнанное определение "одаренности" отсутствует. Произнося "одарённые дети", мы допускаем возможность существования некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:

  • дети с высокими показателями по специальным тестам;
  • дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены и др.), эту категорию чаще всего называют талантливыми и для них создают специальное образовательное пространство;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядных способностей, - актуальнейшая задача школы.

Зачастую для одаренных и талантливых детей создаются  специальные школы. Это, безусловно, позитивное явление. Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.

Конечно, перечислить все формы и методы при работе с одаренными детьми очень сложно. Педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. В  системе   общего  среднего образования  сегодня   открываются  новые  возможности  для развития личности учащегося и одаренной личности в частности.

Целью своей работы в данном направлении считаю выявление одаренности  и   создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент, может быть, еще не проявилась, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

В процессе работы реализую следующие задачи:

  • Изучаю  научные данные о психологических особенностях одаренных детей и методических приемах работы с ними.
  • Создаю максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического, творческого развития одаренных детей.
  • Использую  приемы целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.
  • Провожу отбор  различных методов и приемов обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  • Помогаю учащимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.
  • Провожу   конкурсы, интеллектуальные  игры, позволяющие учащимся проявить свои способности.
  • Создаю условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Считаю, что если планомерно и систематически реализовывать указанные цели и задачи, то возникают  благоприятные условия для создания творческой образовательной среды, способствующей выявлению и развитию одаренных детей.

Как уже было сказано, в формировании комфортной среды для выявления и развития способностей необходимо принимать участие всем педагогам образовательного учреждения, но, на мой взгляд, роль «первой скрипки» здесь должен играть классный руководитель.

Семь лет назад я впервые стала классным руководителем. Сразу же в  пятом классе совместно с психологом школы были проведены диагностические мероприятия по выявлению способностей учащихся их предпочтений и интересов. Согласно рекомендациям психолога  выстроена система работы с учащимися, направленная на создание условий  для развития их способностей. Ученики были рассажены по  системе, в которой учитывались психологические особенности учащихся и на протяжении 5 лет,  по возможности,  мы не изменяли этому правилу. Большое внимание уделялось  совместной работе с родителями. Кроме традиционных родительских лекториев, совместных собраний и праздников  ученики получали задания, которые нужно было выполнить совместно с родителями. Особое предпочтение семьи отдавали игре «Данетки».  Игрокам предлагается проблемная ситуация. Для того, чтобы разобраться в ней, можно задавать вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет».

На классных часах интеллектуального и психологического характера я использовала индивидуальные и групповые методики,  направленные на развитие способностей учащихся и создание комфортной среды для их проявления. Среди учащихся был сформирован клуб «Всезнайка». Дети принимали активное участие в мероприятиях школы, города, района. Метод проектов стал также одним из любимых способов  самореализации учеников. Дети с удовольствием участвовали в олимпиадах школьного, муниципального, регионального уровней. В 8 классе мы впервые заняли призовые места и уже не изменяли этому правилу, в 10 классе стали принимать очное участие в региональных и всероссийских турах олимпиад и конкурсов и возвращались домой с победами. Мы занимались краеведческой, исследовательской, социальной работой, воспитывали в себе лидерские качества и умения взаимопомощи. Если конкурсы были индивидуальными, рядом с конкурсантом всегда находилась группа поддержки, которая действительно поддерживала, помогала в подготовке и с удовольствием делила радость победы.  Достоверно могу сказать, что чувство зависти  в этом коллективе не знакомо, вместо него есть сопричастность и гордость за товарища.  Особо мы гордимся победами в региональном туре  байкальской лингвистической олимпиады, региональном туре всероссийской олимпиады по литературе, краеведческом конкурсе «В край тайги, легенд и песен», конкурсе патриотического воспитания «На право сфотографироваться у развернутого боевого красного знамени», конкурсе «Лидер ученического самоуправления», районном клубе «Что? Где? Когда?», Московском конкурсе исследовательских работ имени Вернадского.

После каждого мероприятия обязательным пунктом нашей работы была рефлексия. Обсуждали самые удачные моменты и, конечно, те, которые не удались и что нужно поменять в следующей работе, тем самым раскрывая новые горизонты для творчества.

Семь лет совместной работы пролетели очень быстро. И что же показало взятие «последнего рубежа»? Два человека из класса стали золотыми медалистами (15%). Шесть человек имеют в аттестате «4» и «5» (46%). По результатам ЕГЭ в числе лидеров мы были по литературе, русскому языку, биологии, химии, иностранному языку.

  Работа с одарёнными детьми школьного возраста должна пронизывать всё содержание учебной, внеучебной и внешкольной работы и ни в коем случае не сводиться к организации специальных занятий для одарённых детей. Главное понимать, что одарённость не является ни врождённой, ни наследуемой; законы развития детской одарённости естественны и достаточно изучены психологической наукой; одарённость не является свойством каких-то отдельных уникальных детей, проявляясь вопреки ситуации; одарённость базируется на свойствах, изначально заложенных в каждом ребёнке, и развивается в благоприятно созданных образовательных условиях. Поэтому работа со школьниками заключается не столько в формировании у детей неких новых качеств или разыскивании особых детей, а в поддержке тех естественных способностей, которые натурально заложены в детской психике, в изучении внешних условий, которые противостоят проявлению детской одарённости и разработке методов и программ, позволяющих ребёнку противостоять влиянию внешней среды.

Другой важный момент заключается в понимании механизма одарённости. Детская одарённость не является абстрактным внутренним свойством; мы можем вести речь об одарённости только тогда, когда она проявляется, когда её можно зафиксировать во внешних творческих результатах. Поэтому ребёнка, который не может реализовать свои возможности, невозможно отнести к категории одарённых, несмотря на весь заложенный в нем потенциал. Важнейшая задача педагогов и психологов – сформировать у детей механизм творческой самореализации, механизм творческого мышления, создания нового (как в окружающем мире, так и в себе самом, меняя себя и развивая).

Для успешного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в своей работе часто использую подобные приемы. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Сегодня в совместной нашей работе я хочу остановиться на методе кооперативного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить. Применение данного метода в своих работах неоднократно описывали Ж. Пиаже и Л.С. Выготский.  

Существуют пять составляющих кооперативного обучения, которые становятся орудием при решении заданий этого метода.
1. Позитивное взаимоотношение. Ученики работают вместе в группе. Вся группа имеет одну цель. Все должны вместе достичь цели, полагаясь друг на друга.
2. Индивидуальная ответственность. Каждый должен помочь другим достичь цели.
3. Взаимное общение. Каждый член группы должен с уважением выслушать других.
4. Коммуникативные умения. У каждого ученика важно выработать умение слушать других, помогать, выяснять, проверять, понимать, расспрашивать. Эти умения помогают решать конфликты и решать проблемы, усиливают коммуникабельность, доверие, учат руководить.
5. Постепенная выработка умений.

Сегодня мы поиграем с вами в игру. Я буду руководителем туристической фирмы, а вы, объединившись в  группы, будете  рекламными агентами. Ваша задача составить рекламный проспект для одной из стран зарубежной Европы. Я в свою очередь  «приму»  на работу тех, кто справится с этой задачей лучше остальных. В вашем проспекте вы можете рассказать о достопримечательностях страны, о выдающихся людях современности и прошлых лет и, конечно же…, а, впрочем, зачем я вам подсказываю.  Я хочу попросить вас включить в свою работу 10 фактов, узнав о которых нам обязательно захочется посетить эту страну. Выбрать страну нам поможет жеребьевка. (Для жеребьевки предлагаются пазлы - очертания стран: Германия, Франция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Италия, Испания).

Те участники семинара, которые не вошли в рабочую группу займутся картографией и соберут из пазлов карту Зарубежной Европы.

(Заслушиваются выступления команд. После выступления команда добавляет свой пазл к общей карте. В качестве рефлексии проводится выборочный опрос: какие именно страны и почему они захотели посетить.)

А я в свою очередь хочу сказать, что работа каждой команды по-своему интересна, и я  всех беру на работу в туристическое агентство.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии обучения,воспитания и развития одаренных дететей

Статья о работе с одаренными детьми,интересующимися предметом.В статье говорится о том,что учителю необходимо так организовать деятельность учащихся , чтобы способный, одаренный ученик развивал не тол...

Создание творческой среды при обучении математике для развития одаренности.

В статье говорится о качествах, необходимых учителю для работы с одаренными детьми, о этапах работы, о создании творческой среды при обучении математике  для развития одаренности, которая р...

Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

Современному обществу необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увиде...

Примеры использования обучающих структур метода кооперативного обучения на уроках обществоведческого цикла

Фрагменты конспектов уроков с использованием обучающих структур Сингапурской методики...

Статья Проектно-исследовательская деятельность как метод развития одаренности

Статья Проектно-исследовательская деятельность как метод развития одаренности...

ЕduScrum – обучение как метод развития личности и улучшения учебных результатов.

В статье кратко описаны особенности  ЕduScrum – обучения....

Авторский проект дополнительного образования для обучающихся 6-7 классов «Без булдырабыз», направленный на обучение и творческое развитие одаренности детей

Проект  дополнительного образования для обучающихся 6-7 классов «Без булдырабыз», направленный на обучение и творческое развитие одаренности детей...