Гуманно-личностная технология в системе воспитания
статья на тему

Гимадеева Глюса Ренатовна

Данная технология принадлежит академику, известному советскому и грузинскому педагогу, ученому и практику Шалве Александровичу Амонашвили.  В данной статье  я хочу вас познакомить с основными понятиями и направлениями гуманно-личностной технологии, но и параллельно  остановиться на том, как я применяю ее в своей педагогической практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx29.94 КБ
Файл vystuplenie_k_pedsovetu.pptx350.42 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманно-личностная технология в системе воспитания

Данная технология принадлежит академику, известному советскому и грузинскому педагогу, ученому и практику Шалве Александровичу Амонашвили.   Сначала я хочу вас познакомить с основными понятиями и направлениями гуманно-личностной технологии, но и параллельно  остановлюсь на том, как я применяю или пытаюсь применять все это в своей педагогической практике.

Считая формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников одной из острейших проблем современной школы, Ш.А. Амонашвили исходит из положения, что активная самостоятельная деятельность уч-ся возможна только при организации процесса обучения, направленного на развитие личности. Сутью экспериментального обучения Ш.А. Амонашвили является последовательная реализация гуманистического принципа, в основе к-рого — обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающей жизни); бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала. Учение — значительная часть жизни ребенка. Поэтому одна из важнейших педагогических задач, по мнению ученого, состоит в том, чтобы эта жизнь была полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а само обучение переживалось бы ребенком как процесс познания, приносящий радость.

Целевыми ориентациями технологии Ш.А. Амонашвили являются: становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных способностей ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания — самовоспитание. Для реализации этих целей, по мнению автора, учитель должен обладать рядом качеств, к-рые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью: он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души. Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, т.к. страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

Что же дети должны открыть в своем учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним?

Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Школьники должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, к-рый всегда придет на помощь, порадуется их успехам, подбодрит в случае неудачи.

Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. Это все не означает вседозволенности: «Делай, что хочешь и как хочешь, все тебе простится!» Нет, скорее, наоборот. Учитель должен быть требовательным, чтобы ребенок в его присутствии стремился сдерживать свою импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. Однако при этом необходимо, чтобы он на своем опыте почувствовал, как учитель умеет сопереживать, уступать, прощать, помогать.

В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребенок сможет увидеть свое продвижение, поверить в себя и свои силы. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу — вся эта гамма благотворных переживаний не должна покидать младшего школьника.

Педагогическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и уч-ся.

С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки, разводя их. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, напр.: «Молодец», «Ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок» и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. «оценка». Отметка же — это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Поэтому в системе Ш.А. Амонашвили используются оценки ограниченно, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе, приеме и форме учебно-воспитательной работы.

Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.

Гуманизм –

- педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе.

- оптимистическая вера в ребенка,

- сотрудничество, мастерство общения,

- отсутствие прямого принуждения,

- приоритет положительного стимулирования,

- терпимость к детским недостаткам.

Индивидуальный подход:

Изучение личности, путем применения психолого-педагогической диагностики (интересы, качества характера, особенностей мыслительных процессов и др.) развитие способностей ребенка, учет его психологических и физических возможностей и особенностей.

Мастерство общения:

Закон взаимности и гласности. В классе должна быть непринужденная обстановка. Если учитель создает такую обстановку дети лучше общаются, делятся своими мыслями, переживаниями, не боятся отвечать на уроках, даже если ответ неверный, спорить, доказывать свою правоту.

Резервы семейной педагогики:

Родительские субботы, культ родителей. Основные знания, умения и навыки закладываются родителями. Поэтому большое внимание в этой технологии уделено общению с родителями. В результате, которого происходит обучение и воспитание детей, а также родителей.

Основными целями данной технологии являются:

- развитие и воспитание в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств;

- облагораживание души и сердца ребенка;

- развитие и становление познавательных сил ребенка;

- обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

- идеал воспитания – самовоспитание.

Для достижения данных целей Амонашвили рекомендует использовать традиционную классно-урочную форму с элементами дифференциации и индивидуализации, в системе малых групп.

Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Творчество в данной технологии проявляется в том, что педагог создает условия, в результате которых дети получают расширенные и углубленные знания, используя при этом различные методы, приемы и формы обучения. Амонашвили считает, что урок -  это ведущая форма жизни детей, а не только процесс обучения.

Не  подвергая  сомнению,  значимость знаний  в  становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

На пространстве постсоветских государств господствует авторитарный (силовой) образовательный процесс. ЗУН (знания, умения, навыки) в нем главное. Воспитание, хотя и декларируется - второстепенное.

Чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.      

 

Хотя уже в названии трактата Амонашвили говорится , что гуманно-личностная технология более применима в начальной школе, мы, учителя в среднем  звене, не должны забывать основы гуманного отношения к ученикам.   наиболее способствуют этому уроки русского  языка и литературы.

Это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести!

Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения  между людьми. И мы, учителя, меняемся, много переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи.  

Наряду с уроками русского языка в решении поставленных задач мне помогают и уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Обобщающий урок по теме: "Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе , ещё раз показал, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт моих пятиклассников, но, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них нравственно – эстетическое воздействие. При этом книга остается ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? Кроме того, обращаю внимание на несоответствие слов братьев и их поступков. В начале сказки старшие братья заботятся о младшем, но в то же время испытывают чувство превосходства. На самом деле братья Ивана ленивцы, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться.

Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На правильном пути стоят мои дети?»
Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает.
        В конце своего выступления хочу зачитать отрывки из сочинений учащихся 10 класса, проверенных мною буквально вчера. Сочинение на тему «Если б я был(была) психологом, какие советы я бы дал (дала) Катерине». По драме «Гроза» А.Н Островского. Выдержки из этих сочинений говорят сами за себя. Иногда учителю нужно учиться у своих учеников, они бывают мудрее.

«Если бы я была психологом, думаю, я бы смогла дать пару советов Катерине и помочь разобраться в ее проблемах. Я считаю, что психолог не является врагом. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, а помогает человеку обрести гармонию как с самим собой, так и с окружающими его людьми»

«…Катерине следовало бы не принимать все слова Кабанихи близко к сердцу, а игнорировать ее наставления».

«…Катерина должна была поговорить со своим мужем Тихоном и направить его в нужное русло, чтобы он разобрался со своей матерью. Ведь мужчина – голова, а женщина – шея. Ей не нужно было делать трагедию из всего этого, ей надо было действовать, и действовать через своего мужа, а не решать проблемы своей собственной смертью».

«…Сделала она это скорее из-за страха, а не из-за какой-либо другой причины. Страх двигал ее к обрыву. Более глупого для нее конца и придумать нельзя. И давать советы тут бы не было смысла»

«…Катерина нуждалась в помощи, которую она не получила вовремя. Хорошо, что я  живу не в то время и не в том окружении…»

«Мой ей совет: Катерине нужно послушать саму себя. Что ей важнее? Быть счастливой или правильной?..»

«Плохие мысли приходят на ум от безделья. Нужно отвлечь себя, нужно занять себя чем-либо, каким –нибудь занятием.»

«Я бы ничего не посоветовала Катерине. Я считаю, что она все сделала правильно…»

«Естественно, женщина слабый пол, ей нужна  хорошая опора в жизни. Но если твой муж слабый духом и не может тебя защитить , но умеет прощать и любит по-своему, то нужно быть хитрее и умнее. Прежде всего любить себя, ценить себя, а не истерить и не пугать своими действиями своих близких».

«Здесь, по моему мению, присутствует проблема родителей и детей. В такой сложной ситуации я бы посоветовала вот что: родители -отдельно, дети – отдельно. Как говорится, ссор не будет там, где нет поводов для них. Тихону с Катериной следовало бы переехать от Кабанихи. Тогда проблема была бы решена. Катерина дождалась бы от мужа той ласки, которой ей так не хватало».

«Катерине я посоветовала бы выложить все свои внутренние переживания на бумагу,  завести личный дневник. Поскольку человек, который выкладывает и изливает свою душу в бумаге, чувствует  некую легкость…»

«Великий мыслитель Рюннерт  говорил: «Два раза жизнь не проживешь, но много таких людей, которые не способны прожить ее даже один раз». Не зря я закончила этими словами, потому что Катерина так и не смогла прожить один раз!»

В жизни иногда не бывает готовых ответов, как и в педагогике. Но научить детей мыслить, размышлять мы должны научить. В этих сочинениях я вижу личности, они любят жизнь, кто-то готов уже к жизни, кого-то еще нужно направлять, это уже сигнал для будущих моих занятий. Мне нравится, что они доверяют мне свои мысли, не боятся ошибаться, осуждения. И потому я считаю, что гуманно-личностную технологию в нашей деятельности обязательно нужно придерживаться. Свое выступление хочу закончить словами великого, мною любимого писателя Л.Н.Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гуманно-личностная технология в системе воспитания школьников

Слайд 2

ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ А МОНАШВИЛИ Академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики ».

Слайд 3

Гуманизм – - педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе. - оптимистическая вера в ребенка, - сотрудничество, мастерство общения, - отсутствие прямого принуждения, - приоритет положительного стимулирования, - терпимость к детским недостаткам.

Слайд 4

Индивидуальный подход: Изучение личности, путем применения психолого-педагогической диагностики (интересы, качества характера, особенностей мыслительных процессов и др.) развитие способностей ребенка, учет его психологических и физических возможностей и особенностей. Мастерство общения: Закон взаимности и гласности. В классе должна быть непринужденная обстановка. Если учитель создает такую обстановку, дети лучше общаются, делятся своими мыслями, переживаниями, не боятся отвечать на уроках, даже если ответ неверный, спорить, доказывать свою правоту.

Слайд 5

Основными целями данной технологии являются: - развитие и воспитание в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств; - облагораживание души и сердца ребенка; - развитие и становление познавательных сил ребенка; - обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; - идеал воспитания – самовоспитание.

Слайд 6

Учителю! Учитель есть мера жизни, науки, всех вещей. Учителя - это спасательный отряд судеб детей. Раздраженный учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Он разрушает ауры детей. Раз стал учителем - будь героем. Все равно трудишься. Нет ничего важнее, чем святая душа ребенка. Думайте о себе с позиции детей - как они на вас смотрят, что они о вас думают. Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания. Мудрость учителя - направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление. Учитель! Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее. В каждом ребенке надо видеть явление. Любите детей. Хотя бы мысленно. Главное не ЗУН, а отношение ребенка к ним.

Слайд 7

Заповеди учителя. Верить в безграничность способностей ребенка. Никто тебе не друг, никто тебе не враг. Каждый тебе учитель. Верить в свою искру Божью. Каждый вынашивает в себе вселенскую педагогику. Верить в силу гуманной педагогики. Она не сразу дает плоды. Прояви упорство, мужество и самопожертвование.

Слайд 8

Педагогические аксиомы. Доброта воспитывается добротою. Любовь воспитывается любовью. Радость воспитывается радостью. Благородство воспитывается благородством. Личность воспитывается личностью. Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни. Воображение ничто в сравнении с жизнью. Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни. Жизнь это шанс - не упусти его. Жизнь это красота - удивляйся ей. Жизнь это мечта - осуществи её. Жизнь это тайна - разгадай её. Жизнь это трагедия - выдержи её. Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её. Дети не готовятся к жизни - они в ней живут.

Слайд 9

« Если бы я была психологом, думаю, я бы смогла дать пару советов Катерине и помочь разобраться в ее проблемах. Я считаю, что психолог не является врагом. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, а помогает человеку обрести гармонию как с самим собой, так и с окружающими его людьми » «… Катерине следовало бы не принимать все слова Кабанихи близко к сердцу, а игнорировать ее наставления » .

Слайд 10

«… Катерина должна была поговорить со своим мужем Тихоном и направить его в нужное русло, чтобы он разобрался со своей матерью. Ведь мужчина – голова, а женщина – шея. Ей не нужно было делать трагедию из всего этого, ей надо было действовать, и действовать через своего мужа, а не решать проблемы своей собственной смертью » . «… Сделала она это скорее из-за страха, а не из-за какой-либо другой причины. Страх двигал ее к обрыву. Более глупого для нее конца и придумать нельзя. И давать советы тут бы не было смысла » «… Катерина нуждалась в помощи, которую она не получила вовремя. Хорошо, что я живу не в то время и не в том окружении …»

Слайд 11

« Мой ей совет: Катерине нужно послушать саму себя. Что ей важнее? Быть счастливой или правильной?.. » « Плохие мысли приходят на ум от безделья. Нужно отвлечь себя, нужно занять себя чем-либо, каким – нибудь занятием. » « Я бы ничего не посоветовала Катерине. Я считаю, что она все сделала правильно …» « Естественно, женщина слабый пол, ей нужна хорошая опора в жизни. Но если твой муж слабый духом и не может тебя защитить , но умеет прощать и любит по-своему, то нужно быть хитрее и умнее. Прежде всего любить себя, ценить себя, а не истерить и не пугать своими действиями своих близких » .

Слайд 12

« Здесь, по моему мению , присутствует проблема родителей и детей. В такой сложной ситуации я бы посоветовала вот что: родители -отдельно, дети – отдельно. Как говорится, ссор не будет там, где нет поводов для них. Тихону с Катериной следовало бы переехать от Кабанихи. Тогда проблема была бы решена. Катерина дождалась бы от мужа той ласки, которой ей так не хватало » . « Катерине я посоветовала бы выложить все свои внутренние переживания на бумагу, завести личный дневник. Поскольку человек, который выкладывает и изливает свою душу в бумаге, чувствует некую легкость …» « Великий мыслитель Рюннерт говорил: « Два раза жизнь не проживешь, но много таких людей, которые не способны прожить ее даже один раз » . Не зря я закончила этими словами, потому что Катерина так и не смогла прожить один раз! »

Слайд 13

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД Ш.А.АМОНАШВИЛИ ЛЮБИ РЕБЕНКА, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ ДОБРОЙ ДУШИ БУДЬ ОПТИМИСТОМ, ОЛИЦЕТВОРЯЙ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО УМЕЙ ПОНИМАТЬ ДЕТЕЙ НЕ ЖАЛУЙСЯ РОДИТЕЛЯМ НА УЧЕНИКОВ НЕ ДЕЛИ ДЕТЕЙ ПО СПОСОБНОСТЯМ НЕ ДОПУСКАЙ ОТСТАВАНИЯ ДЕТЕЙ ВЫЗЫВАЙ ЧУВСТВО УСПЕХА У РЕБЕНКА ПОСТОЯННО ИЩИ В РЕБЕНКЕ БОГАТСТВО ДУШИ БУДЬ НАДЕЖДОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА ЗНАЙ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ВСЕ ТАЙНЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕБЕНКОМ, ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С ЦЕЛЬЮ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ БУДЬ ТЕРПЕЛИВ В ОЖИДАНИИ ЧУДА И БУДЬ ГОТОВ К ВТРЕЧЕ С НИМ В РЕБЕНКЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Основой педагогической деятельности является владение педагогическими технологиями способов и средств, направленных на изучение и активизацию учебно-воспитательной деятельности каждого ученика.Любая у...

Использование гуманно-личностной технологии на уроке иностранного языка

Философы называют современный период общечеловеческого развития периодом гуманизации. Поворот мировой науки к человеческому фактору не мог не отразиться и на образовании. Процесс гуманизации особенно ...

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

Реформирование системы образования в России осуществляется с опорой на педагогические теории, изучающие влияния культуры, нравственности, морали, идеи гуманизма на воспитание и личностное развитие чел...

Применение гуманно-личностных технологий на уроках в начальной школе

Представленные ниже материалы  нацелены на воспитание духовного, образованного, интеллектуально развитого человека....

Гуманно-личностная технология. (Ш.А.Амонашвили)

Основные идеи гуманно-личностной педагогикиГуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основа...

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Основные идеи гуманно-личностной педагогикиГуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основа...

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный...