Использование гуманно-личностной технологии на уроке иностранного языка
статья по английскому языку на тему
Философы называют современный период общечеловеческого развития периодом гуманизации. Поворот мировой науки к человеческому фактору не мог не отразиться и на образовании. Процесс гуманизации особенно важен в сфере лингвистики, и , в частности , в обучении иностранным языкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_gumanno-lichnostnoy_tehnologii_na_urokah_inostrannogo_yazyka.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Философы называют современный период общечеловеческого развития периодом гуманизации. Поворот мировой науки к человеческому фактору не мог не отразиться и на образовании. Процесс гуманизации особенно важен в сфере лингвистики, и , в частности , в обучении иностранным языкам.
Моя главная задачей как учителя иностранного языка - это воспитание гармоничной личности, обладающей коммуникативной и социальной компетенцией , воспитание личности с активной гражданской позицией. Воспитание человека благородного, обладающего общечеловеческими ценностями - ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса. Гуманно-личностная технология близка мне как педагогу, потому что во главу угла ставится воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, через максимально полное раскрытие способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ученика, через знакомство учащихся с высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании.
Как я посредством гуманно-личностной технологии воспитываю личность? Только за счет вовлечения учеников в творческую деятельность на уроке и во внеклассной работе, именно вовлечение. «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я может быть не запомню. Вовлеки меня в процесс, и я пойму.»
Я стараюсь создать воспитывающую среду, организовать творческую деятельность учащихся, стимулировать здоровый образ жизни воспитанников (при изучении соответствующей темы), стараюсь формировать духовно-нравственные ценности учащихся, стимулировать их к самопознанию и самовоспитанию. «Человек живет и учиться, иначе он не живет.» Работа по воспитанию личности происходит постоянно. Этический, моральный аспект незримо присутствует на каждом уроке иностранного языка, не зависимо от того, работаем ли мы над темой «Страна моя Россия», «Страны и люди», «Трудно ли быть подростком?»,«Здоровый образ жизни», «Проблемы современного общества ( терроризм, наркотики, курение, СПИД, экология и др.) А по окончании элективного курса «Деловой английский» учащиеся приходим к выводу : “Money isn’t everything.” –«Не в деньгах счастье.»
В старших классах я уделяю большое внимание развитию социокультурной компетенции, без которой невозможно воспитание личности в современном обществе, уделяю внимание изучению страноведческого материала, в частности таким темам как «Страны и люди» .Через мир английских и американских сверстников у учащихся формируется представление о менталитете наций, что служит средством (поводом)для более глубокого понимания и осмысления себя и своей родной культуры. Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, ученики учатся лучше понимать друг друга и приходят к выводу, что другой не значит плохой, учатся терпимости к ближним. Сравнение требует от учащихся проявление собственного отношения, собственной активной жизненной позиции . Как учителя меня радуют слова учеников, когда они говорят, что выразить свое мнение по той или иной теме («Семья», «Взаимоотношения между людьми») они могут именно на моем уроке, (ведь есть темы, которые рассматриваются только на уроке иностранного языка. Я благодарна своим ученикам за откровенность при обсуждении актуальных тем, именно в такие моменты они размышляют , имеют возможность узнать лучше не только своего одноклассника ,но и себя, возможность раскрыться.
Изучение иностранного языка происходит в постоянном сравнении культур - англоязычной и русской культуры. Я стараюсь прививать уважение к культуре изучаемого языка и к культуре своего собственного, стараюсь воспитать в своих учениках такие качества как патриотизм, терпимость, толерантность, неравнодушие, гражданственность при работе над темами «Страна моя Россия», «Англоговорящие страны».
Я знакомлю учащихся с поговорками , идиомами, фольклором стран изучаемого языка, активно использую песенный материал на языке, что приобщает нас к богатой культуре изучаемого языка, расширяет наши знания о родном языке, расширяет картину мира, меняет наше отношение к культуре родного языка и иностранного ,меняется наша языковая культура. Человек с «узким» мышлением, не способен творить, созидать. Часто с уроков иностранного языка учащиеся узнают много нового о культуре своего родного. Одной из самых интересных работ считаю проект, который выполнили учащиеся 9 класса, «Поговорка как отражение менталитета нации». Учащиеся сравнивали поговорки и менталитет англичан, французов и русских, проявили интерес к дальнейшему изучению темы. Своей маленькой победой считаю результат внеклассного мероприятия «Литературная гостиная. В гостях у Роберта Бернса». В первые минуты знакомства с творчеством Бернса учащиеся не проявили должного интереса. Но когда юноши 8 класса положили 2 стихотворения Бернса («В горах моё сердце», «Баллада о девушке») на музыку (причем современную, что прозвучало актуально и вызвало восторг одноклассников), я почувствовала удовлетворение от того, что мне удалось прикоснуться к душам учащихся посредством поэзии.
Важно помнить, что детская субкультура меняется с каждым годом, только партнерские отношения могут быть эффективными при общении современного учителя и ученика, метод назидания остался в прошлом и не действует на современного подростка. Римский историк Квинтилиан сказал мудрые слова: « Ученики охотнее следуют за тем , кто указывает направление, а не ошибки.»
Изучаемый материал должен быть интересен ученикам, актуален и понятен, должен способствовать формированию социальной и коммуникативной компетенции, а также способствовать духовно-нравственному развитию. Ведь как сказал К.Д.Ушинский : «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную , чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.»
Не случайно в английском языке слово “teacher”, “master”- это «мастер, хозяин, учитель». Да, учитель- мастер, творец, творец детских душ! Я стараюсь затронуть эмоциональные струны душ своих учеников, чтобы они умели сопереживать, сострадать.
Задача учителя – «… не просто вкладывать знания в головы учащихся, а посредством эмоций, сострадания, терпения, воображения разбудить в учащихся неутомимое желание к поиску ответов, которые расширяют наш кругозор и дают смысл жизни.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....
Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка
Использование инновационных образовательных технологий на уроках иностранного языка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
СТАТЬЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....
Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка
Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка...
Доклад «Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка»
В докладе освещены вопросы применения новых информационных технологий: проектирование, активные приемы обучения, использование Интернет-ресурсов, формирование коммуникативной компетенции, интерактивно...
Формирование ценностного отношения студентов к здоровью в процессе профессиональной подготовки в ССУЗе. Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...
Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка
В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восп...