Доклад на тему: «Школа как фактор сохранения здоровья обучающихся»
материал по теме
Cоздание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся стало главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства школы. Именно поэтому здоровье учащихся- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеевский филиал МБОУ Большекуликовской СОШ
Доклад на тему:
«Школа как фактор сохранения здоровья обучающихся»
Подготовила:
Учитель химии и биологии
Жмыхова А.В.
2014 год.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж. Руссо
Достойное образование, ради которого родители приводят своих детей в школу, требует каждодневного высокого физического и психического напряжения учащихся. Вот почему создание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся стало главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства школы. Именно поэтому здоровье учащихся- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. А не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В школе выработана стратегия содействия здоровью согласно принятым нормативным и правовым документам. Существует долгосрочный план (до 2015 г.) по реализации стратегии содействия здоровью школьников. Для осуществления данной стратегии применяются технологии сохранения здоровья и технология обучения здоровью.
Технология сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Технология обучения здоровью – это приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни и осознанно правильного отношения к природе.
Применяя в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии мы предполагаем систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Деятельность Алексеевского филиала по сохранению и укреплению здоровья обучающихся осуществлялась по следующим направлениям:
1. Психолого-валеологическое сопровождение учащихся.
2. Внедрение технологии обучения, направленной на сохранение здоровья учащихся.
3. Организация лечебно-профилактической работы.
4. Формирование системы воспитательной деятельности по культуре здоровья:
- общешкольные мероприятия “День большой профилактики”, “Дни Здоровья”,
- ежемесячные классные часы “Культура здоровья”, “Нет! наркотикам”, “Мы выбираем здоровье”;
Педагогический коллектив школы в 2014-2015 учебном году продолжает реализовывать основные положения программы “Здоровье”, рассчитанной до 2015 года, используя имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы, сотрудничая с родителями. Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся проводится по трем направлениям деятельности: педагогическое, медицинское и социально-психологическое. Каждое из направлений предполагает работу с педагогическими кадрами, учащимися и их родителями.
Таким образом, можно проанализировать работу школы по программе “Здоровье” по трем основным блокам: учебная и информационно-просветительская работа, спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа, медицинское сопровождение программы и мониторинг состояния здоровья.
Учебная и информационно-просветительская работа
Соблюдается гигиенический режим учебных помещений.
Методические объединения школы используют здоровьесберегающие технологии: физкультминутки на уроке, утренняя зарядка (учителя начальной школы), интерактивные методы обучения, смена деятельности каждые 10-15 минут (учителя средней ступени).
Организуется индивидуальная работа с одаренными детьми, работа в малых группах, созданы группы подготовки выпускников к сдаче ГИА.
Скорректированы темы учебных занятий по ОБЖ, в курс введены основы знаний по здоровому образу жизни, рациональному питанию, режиму дня.
Информационно-просветительская работа тесно переплетается с учебной деятельностью и ведется по направлениям
- с педагогическими кадрами - организация обучающих семинаров, практических занятий, тренингов;
- с учащимися - групповые и индивидуальные беседы, практические занятия по основам жизнедеятельности, классные часы, праздники, консультации.
В рамках направления деятельности классного руководителя “Культура здоровья” проведены классные часы, посвященные здоровьесбережению и правильному питанию. Составлены образцы правильного и вредного меню школьника. В начальной школе проведён конкурс рисунков “Здоровое питание”.
Все формы работы, организованные в школе, отвечают главному требованию программы – пропагандировать здоровый образ жизни, учить навыкам сохранения и укрепления здоровья, обеспечить занятость учащихся во внеучебное время.
- с родителями - обучение ЗОЖ через общешкольные и классные родительские собрания, совместные мероприятия родителей, учащихся и педагогов школы.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений деятельности здоровьесберегающей школы является организация питания.
На основе всестороннего анализа проблем организации питания школьников были выделены некоторые факторы успешности работы в данном направлении.
Главным фактором, на наш взгляд, является четкая организация учебно-воспитательного процесса, представленная следующими составляющими.
- Построение расписания. Расписание обязательно составляется в соответствии с санитарными нормами.
- Длительность перемен. Учебный процесс школы осуществляется следующим образом:
- начало занятий в 9.00;
- две перемены по 15 минут;
Это даёт возможность учащимся получать своевременное полноценное горячее питание без спешки.
- Мониторинг здоровья, проводимый в системе, является одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса.
- Система воспитательных мероприятий является ещё одним слагающим нашего успеха.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
-в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.
Поэтому созданная в школе система воспитательных мероприятий включает в себя:
- Тематические классные часы по направлению “Культура здоровья”;
- Дни здоровья “Время есть”, “Здоров будешь - все добудешь” и др.;
- Акция “День здоровой пищи”;
- Уроки здоровья в рамках программы “Мой выбор”;
- Реализация программы Nestle “Разговор о правильном питании”;
Результатом продуманной системы воспитательных мероприятий можно считать интерес наших ребят к проблеме здорового питания.
Следующим фактором успешности является работа школьной столовой, напрямую связанную со здоровьесберегающими технологиями. На наш взгляд на 1 месте здесь стоит материально-техническое оснащение столовой.Но хорошая организация питания – это не только мебель и стены, это, прежде всего люди. Поэтому соблюдение санитарно-гигиенических условий и благоприятный психологический климат – это тоже слагаемые успеха.
Третьим фактором нашей успешности считаем продуманную и системную рекламно-агитационную кампанию, включающую:
- родительский лекторий;
- коллективные творческие дела;
- конкурсы.
В рамках реализации проекта “Формула здоровья” уделяется большое внимание рекламно-агитационной кампании.
Мы считаем, что для того чтобы школьные мероприятия, направленные на реализацию проекта имели успех, начинать надо с родителей. Именно поэтому нами создана программа родительского лектория:
- Тематические общешкольные родительские собрания;
- Анкетирование родителей;
В нашей школе большое внимание уделяется формированию активной и осознанной жизненной позиции учащихся. Этому способствуют такие коллективные творческие дела, как:
- Проектная деятельность “Хочешь быть здоровым – будь им”;
- Конкурс знатоков здоровой пищи “Время есть”.
Заинтересовать детей данной проблемой нам помогают различные конкурсы.
Например, когда мы провели конкурс газет по здоровому питанию, неожиданно возникла необходимость проведения ещё одного конкурса: конкурса лозунгов о школьном питании, а этот конкурс в свою очередь определил следующий этап работы – конкурс логотипов.
Анализ проделанной работы и созданная система организации питания в школе ставит перед нами следующие задачи:
- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
- следить за калорийностью и сбалансированностью питания;
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- развивать здоровые привычки и формировать потребность в здоровом образе жизни;
- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
Продолжая реализацию мероприятий I-го этапа проекта, мы определили для себя ближайшую перспективу. На II-ом этапе будет реализовываться подпроект “Здоровое питание”, включающий в себя:
- улучшение ассортимента блюд в школьной столовой;
- обеспечение витаминизации и йодирования питания учащихся;
- разработка специального меню для хронически больных и ослабленных детей, дифференцированное питание при наиболее распространённых видах заболеваний;
- увеличение количества детей, получающих горячее питание в школьной столовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по технологии на тему "Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии"
Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии.Учитель технологии Рябова Т.Н.Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в шк...
Проблема сохранения здоровья обучающихся на уроках французского языка в школе
В статье затрагивается проблема сохранения здоровья учащихся в процессе обучения. Проблема острая, очень актуальная. Как сделать процесс обучения легким, мотивированным, интересным для детей....
Здоровый образ жизни в семье как фактор сохранения здоровья детей
Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни....
Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.Эта работа является приоритетным направлением деятель...
Доклад на ШМО "Правильный выбор профессии обучающихся с умственной отсталостью, как фактор сохранения здоровья".
В докладе изложены материалы о правильном выборе профессии обучающихся с умственной отсталостью....
Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».
Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии»....
Доклад "Проблемы сохранения здоровья обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсовете "Проблемы сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ (ЗПР) на уроках русского языка и литературы"...