Проблема сохранения здоровья обучающихся на уроках французского языка в школе
статья по французскому языку по теме

В статье затрагивается проблема сохранения здоровья учащихся  в процессе обучения. Проблема острая, очень актуальная. Как сделать процесс обучения легким, мотивированным, интересным для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема сохранения здоровья обучающихся  

на уроках французского языка в школе

Проблема сохранения здоровья учеников  в современной школе становится  все более и более  актуальной.   Психологические проблемы в обществе, в семье, отсутствие активной подвижной  деятельности  не только в школе, но и дома (многие учащиеся не гуляют даже в выходные дни)  приводит к возникновению как психических, так и физических заболеваний у школьников.

Учитель не может  вылечить своих учеников, но создать комфортные условия в классе на уроке, вовлечь обучающихся в   активное (а зачастую и подвижное) действие вполне ему по силам.   Перед современным  учителем ставится задача рационально организовать учебный  процесс (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  учащихся), добиваться соответствия  учебной  нагрузки  возрастным возможностям ученика, скорректировать объем изучаемого материала в классе и объем домашнего задания.

 

Иностранный  язык в  школе - сложный предмет. Его характеризует  большая интенсивность,  концентрация внимания, большое количество выполняемых упражнений. На уроках учащимся приходится выполнять практически все  виды деятельности: говорение, письмо, чтение, аудирование. Именно    поэтому, учитель иностранного языка должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

             Одним  из самых важных здоровьесберегающих действий, считается, (и я с этим полностью согласна) -  создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон учителя, его улыбка, спокойная атмосфера в классе – вот та комфортная обстановка, в которой должен находиться обучающийся.

Кроме комфортной атмосферы на уроке,  учителю иностранного языка, в частности, французского, нужно постоянно помнить о быстрой утомляемости учеников, особенно младшего звена. Я  строю урок, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

          Во избежание усталости учащихся  я провожу смену видов деятельности. Урок начинается с фонетической зарядки для постановки артикуляционного аппарата в нужное положение, что  особенно важно при изучении   французского языка. Основная часть урока: чтение, аудирование, ответы на вопросы, работа с учебником,  творческие задания. Последние   способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.   В середине урока я провожу физкультминутки, релаксирующие  паузы. Цель их – снять напряжение учащихся, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

           

        Прекрасными   видами релаксации являются   игры, пение, драматизация изученных текстов.

         Одним из наиболее эффективных приемов усвоения изучаемого материала является игра. Она помогает обучению диалогической речи, активизирует речемыслительную деятельность учащихся, формирует у них навыки и умения самостоятельно выражать свои мысли.  В основе игры лежит организованное речевое общение учащихся  в соответствии с игровым сюжетом и их ролями. Игровая ситуация позволяет ученикам проявить инициативу  и самостоятельность, реализует их стремление к самоутверждению. Применение игры в  средних классах способствует усилению мотивации к изучению французского языка.

          Таким образом, игра  стала неотъемлемой частью моих уроков французского языка. Приведу ряд примеров использования игровых ситуаций  на начальном этапе обучению французскому языку.

В самом начале изучения французского языка, я часто провожу тематическую игру «Снежный ком». Эта игра активизирует учеников на использование изученной лексики по теме. Каждый последующий ученик повторяет сказанные ранее слова и добавляет свое.        

Использую также такой прием, как «найди пару». Часть учеников получают карточки с началом предложений, другая часть – с их окончанием. В этой игре учащиеся повторяют и закрепляют разговорные штампы. После отработки разговорных образцов предлагаю учащимся реализовать изученный материал в конкретных ситуациях.

При изучении модальных глаголов, отрицательной  и повелительной форм глагола   я широко использую игры «Послушная Люси»  и «Упрямый Фома».

Elève:   Arrose les fleurs, s’il te plait.

Lucie: Je veux arroser les fleurs.

Thomas: Je ne veux pas arroser les fleurs.

Как варианты можно использовать другие глаголы.

Кстати, на материале подобных игр решаются не только учебные, но и воспитательные задачи. На конкретных примерах положительных и отрицательных персонажей дети учатся оценивать поступки.

Изучая порядковые числительные, играем в игру «Кто первый». Учащиеся встают в шеренгу и рассчитываются по порядку. Водящий выходит из класса. Ученики меняются местами. Задача водящего поставить всех на место. При этом он говорит: “Tu es le premier (deuxième…). Ученики отвечают: “Oui, je suis le premier (Non, je ne suis pas le premier).

Когда мы проходим тему «Профессии», я раздаю учащимся карточки с нарисованными символами профессий, которые они никому не показывают. Обучающиеся должны отгадать,  кем по профессии является тот или иной ученик. В данной игре отрабатывается глагол «быть» и лексика по теме.

Для отработки речевого образца “Qui est-ce?” (кто это) ученики встают в круг. Водящему завязывают глаза. Один из учеников дотрагивается до водящего. Задача последнего – отгадать, кто до него дотронулся.

Elèves: Qui est-ce?

1-er élève: C’est toi?

2-e élève: Oui, c’est moi. (Non, ce n’est pas moi.)

При изучении притяжательных и указательных прилагательных я провожу игру «Жадная Варвара». Варвара берет вещи, принадлежащие ученикам класса.

Barbara: Je prends ce (cet, cette) …

Elève: Ne prends pas ce (cet, cette) … C’est mon (ma) …

Как видим, в этой игре кроме притяжательных и указательных прилагательных отрабатывается  отрицательная повелительная форма глагола.

На всех этапах обучения я   провожу игру «Интервью». На пример по теме «Семья». Даю карточку с вопросами одному или нескольким ученикам. Получив информацию от одноклассников, ученик, проводивший интервью, анализирует ее и составляет рассказ о них. Данную игру можно проводить в парах, в группах.

В 6 классе проводится игра «Телефонный разговор». Сначала учу детей правильно «набирать» номер телефона друга/ одноклассников. Для закрепления цифр и чисел провожу несколько тренировочных упражнений: посчитать до 50, называя четные цифры и числа, кратные 2, 3, 5; посчитать  в обратном порядке от 20. После этого  отрабатываются речевые образцы фраз, которые используются при разговоре по телефону. Затем предлагаю ситуации

 

          В  7 классе, при изучении темы «Школа» я провожу ситуативные  ролевые игры-диалоги. Предлагаю учащимся следующие ситуации:

  1. 1 сентября. Ты приходишь домой. Мама интересуется, как прошел первый день в школе, есть ли новые учителя, ученики, какие предметы ты будешь изучать в новом учебном году.
  2. 1 сентября. Ты встречаешься с другом после каникул. Вы вместе обходите школу, вспоминаете, где какой кабинет расположен.
  3. После каникул ты приходишь в школу и встречаешься с учителем, который сообщает, что теперь ваши занятия французским языком будут проходить в другом кабинете. Ты расспрашиваешь учителя об этом кабинете.

Предложенные ситуации обыгрываются в парах.

Кроме этого, проводится игры «Экскурсия по школе». Ученикам предлагается ситуация: в нашу школу приезжает иностранная делегация. Нужно познакомить гостей с нашей школой и все рассказать о ней. Для проведения игры выбирается экскурсовод, директор школы, делегация гостей, русские ученики.

Еще один вариант ролевой игры, который я использую на уроках, - это инсценировка прочитанного текста, просмотренного видеофильма. Эта работа проводится в старших классах. После того, как ученики познакомились с содержанием текста, учебный материал хорошо отработан в устной речи, сняты все лексико-грамматические трудности, Это большая предварительная  работа: отрабатываются микротексты на подстановку новой лексики, заучиваются речевые штампы и структуры, фрагменты будущего диалога, микродиалоги с использованием ситуативных карточек с картинками или лексическими структурами. Тогда ученики исполняют роли, проявляя всю свою фантазию.

В старших классах я провожу также соревновательные игры по типу «Что? Где? Когда?». Важно, чтобы не только ответ звучал на французском языке, но и само обсуждение. Темы этих игр: «Достопримечательности Парижа», «Франкоязычные страны», «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Искусство», «Литература».

    Игра  позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным. Игра помогает  развить чувство равенства, создать атмосферу увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность,   благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

 

 

 

Библиография:

  1.  Эльконин Д.Б. проблемы психологии игры. – М.: Педагогика, 1989.
  2.   Касаткина Н. М. и Выражейкин А. Б. «В лабиринте игр» - М.: Просвещение, 1993.
  3. «Занимательный французский» составители: Б. И. Турчина и О. А. Писаренко. - М.: Просвещение, 1992.
  4. Карма Грет «Давайте поиграем» - СПб «Каро», 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогического коллектива над решением проблемы сохранения здоровья школьников

Наша школа уже не один год работает над  решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких ...

Уроки французского языка в школе 1363

http://www.youtube.com/watch?v=tIpMAA_K6Jsссылка на уроки французского...

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики....

Презентация "Проблемы сохранения здоровья ученика в современной школе"

Выступление на педагогическом совете по проблемам сохранения здоровья...

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...

Доклад "Проблемы сохранения здоровья обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете  "Проблемы сохранения здоровья обучающихся с ОВЗ (ЗПР)  на уроках русского языка и литературы"...